Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:49, реферат
На первой стадии разум пытался ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти проблемы. Поэтому на второй стадии своего развития разум обратился от религии к науке и попытался понять мир с помощью философии (по терминологии Конта - «метафизики»). «Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений». Однако философия тоже не справилась с задачей понять природу мира, человека и разрешить старые мировоззренческие проблемы. (О.Конт полностью разделял теорию Канта о непознаваемости мира вещей в себе).
История позитивизма …………………………………………….. 2
Классический позитивизм ………………………………………... 4
Махизм …………………………………………………………….. 5
Неопозитивизм ……………………………………………………. 8
Методы позитивизма ………………………………………………9
Заключение ………………………………………………………..12
Список используемой литературы ………………………………13
СОДЕРЖАНИЕ
История позитивизма …………………………………………….. 2
Классический позитивизм ………………………………………... 4
Махизм …………………………………………………………….. 5
Неопозитивизм ……………………………………………………. 8
Методы позитивизма ………………………………………………9
Заключение ………………………………………………………..12
Список используемой литературы ………………………………13
ИСТОРИЯ ПОЗИТИВИЗМА
ПОЗИТИВИЗМ - (от лат. positivus — положительный) и неопозитивизм – не просто концепция академической философии. Позитивный стиль мышления – это мировоззрение, которое широко распространилось в западных странах в XIX – XX вв.
Основателем
позитивизма является
На первой стадии разум пытался ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти проблемы. Поэтому на второй стадии своего развития разум обратился от религии к науке и попытался понять мир с помощью философии (по терминологии Конта - «метафизики»). «Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений». Однако философия тоже не справилась с задачей понять природу мира, человека и разрешить старые мировоззренческие проблемы. (О.Конт полностью разделял теорию Канта о непознаваемости мира вещей в себе). Только на третьей, позитивной стадии, человеческий разум выработал действительно научный, рациональный подход к миру: «…наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения». Иными словами, мировоззренческие проблемы Конт считал неразрешимыми.
Задача философии – заниматься областью «действительного наблюдения», т.е упорядочивать и классифицировать знания, добытые другими науками, избегая при этом традиционных для философов прошлого мировоззренческих обобщений. Позитивистский стиль мышления состоит, таким образом, в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решение частных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практической деятельности общества. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.
Позитивистское
мировоззрение довольно
КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Социальная философия
Конта отразила стремление
Позитивизм прошел три
Крупнейшим представителями классического позитивизма помимо О.Конта являются известные английские ученые Джон Стюарт Милль(1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Г. Спенсер попытался разработать учение об эволюции, основанное на простом описании наблюдаемых фактов. Однако отказ от масштабных теоретических обобщений не давал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития.
МАХИЗМ
Вторая стадия позитивизма имеет два названия: махизм – от фамилии известного австрийского физика Эрнста Маха (1838-1916) и эмпириокритицизм – от слов «эмпирия» - опыт и «критицизм» - критика. Создатели и наиболее крупные представители этой философской концепции – Э.Мах, швейцарский философ Рихард Авенариус и выдающийся французский математик Жюль Пуанкаре. Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, т.е. попытался создать новую теорию познания. Это учение возникло на рубеже ХIX-XX веков в эпоху кризиса в физике, связанного с переосмыслением наиболее фундаментальных понятий физической науки и ее философско-мировоззренческих оснований. До конца XIX века считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще И.Ньютон. Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Ее законы действуют не везде. Ситуация осложнялась тем, что вся естественнонаучная картина мира была основана на классической механике. У ученых возник вопрос: может ли наука осмыслить новые физические открытия и найти законы, объясняющие непонятные явления? Какой должна стать новая фундаментальная теория?
Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной науки». В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий. Согласно Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте. Мах считал, что возникающие в результате объяснения реальности фундаментальные физические понятия – пространство, время, движения, сила и др. субъективны и плохо отражают свойства вещей. С точки зрения махистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам. Введение в науку понятия материального тела Мах считает излишним, т.к. это нарушает принцип экономии мышления.
Анри Пуанкаре и ряд других ученых попытались преодолеть кризис в физике с помощью так называемого принципа конвенционализма. Принцип конвенционализма – это утверждение, что в основе математических и естественнонаучных теорий лежат соглашения(«конвенции») между учеными. Законы природы нежестки, аморфны, неопределенны. Поэтому ученые могут по-разному описывать одно и то же событие и по-разному формулировать проявляющиеся в нем законы. Формулировка закона зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, которое руководствуется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. Пуанкаре по сути повторял идеи И.Канта, считавшего, что вещи в себе непознаваемы, а мир явлений, который доступен человеческому сознанию, этим же самым сознанием и создан.
Наиболее аргументированная
критика махистов содержится
в основной философской работе
В.И.Ленина «Материализм и
Принцип экономии
мышления также отражает
Махистская интерпретация законов физикине позволила ее сторонникам создать новую фундаментальную физическую теорию. Эрнст Мах, Анри Пуанкаре и Альберт Энштейн независимо друг от друга вывели основные формулы теории относительности. Однако Мах и Пуанкаре подходили к ним с позиций конвенционализма и рассматривали эти формулы как одно из возможных описаний физических процессов, которое ничем не хуже и не лучше любых других описаний. Альберт Энштейн, наоборот, опирался на традиции рационализма Декарта и европейского материализма XVII-XIX вв. Он попытался интерпретировать полученные формулы как описание реальных физических процессов, не зависящих от мнений и соглашений ученых. Этот подход позволил Эйнштейну создать новую фундаментальную физическую теорию – теорию относительности, которая до сих пор признается физиками наиболее полной и обоснованной.
НЕОПОЗИТИВИЗМ
На третьем
этапе развития позитивизма
Методы позитивизма
Верификация – это
проверка истинности знания на опыте.
Принцип верификации ввели
Информация о работе История позитивизма, классический позитивизм