Классификация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:21, доклад

Краткое описание

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3
1. Социально-демографическая классификация молодежи………….…...5
2. Социально-стратификационная классификация молодежи……….…...6
3. Субкультурно-поведенческая классификация молодежи………….…..8
4. Коммуникационно-досуговая классификация молодежи……………..10
Заключение…………………………………………………………………..12
Список используемой литературы…………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

социология РГЗ.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3

1. Социально-демографическая  классификация молодежи………….…...5

2. Социально-стратификационная классификация молодежи……….…...6

3. Субкультурно-поведенческая  классификация молодежи………….…..8

4. Коммуникационно-досуговая классификация молодежи……………..10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список используемой литературы…………………………………………14

 

Введение

Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение  в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Существует несколько  видов социальных общностей, к которым  в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай - это  применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками, Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет". Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин "категория". Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

Тогда что же представляет собой социальная группа? Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом  на основе разделяемых ожиданий каждого  члена группы в отношении других.

Несмотря на то, что  молодежь является определенной самостоятельной  целостностью, она не однородна по своему составу. Как и другие социально-демографические  группы (дети или ветераны, мужчины  или женщины, горожане или селяне и др.) она характеризуется социально-политической дифференцированностью, наличием тех же, что и у взрослых, различий: сословных, классовых, этнических, религиозных и др. Причем молодежь более индифферентно относится к этим различиям, нежели взрослые представители той или иной социальной группы: она менее разграничена условностями и социальными перегородками.

Классификацию молодежи можно вести по различным основаниям. В общем случае выделяют социально-демографическое, социально-стратификационное, субкультурно-поведенческое, коммуникационно-досуговое и некоторые другие основания.

 

1. Социально-демографическая классификация молодежи

В социально-демографическом  подходе выделяют несколько критериев  классификации: гендерный, возрастной, территориальный (пространственный), профессиональный и др [5, с. 24-25].

1. В гендерном (социально-половом)  аспекте всю молодежь делят  на две категории: юношей и  девушек. Не смотря на процессы  эмансипации и рассматриваемой  ниже гендерной конвергенции, общество  пока еще относится к этим  категориям молодежи дифференцированно, в соответствии со сложившимися ожиданиями и социальными ролями. Так, например, считается, что юноши должны служить в армии и иметь тягу к технике, а девушки со временем стать матерями и уметь вести домашнее хозяйство. Хотя под такими ожиданиями остается все меньше оснований.

2. В возрастном (временном)  аспекте под молодежью понимают  такую общность, возраст членов  которой лежит в интервале  от 15 до 29 лет. Причем этот интервал  в свою очередь делится на  три возрастные категории:

- подростки - от 15 до 17 лет;

- собственно молодежь - от 18 до 24 лет;

- молодые взрослые - от 25 до 29 лет.

3. В территориальном (пространственном) аспекте выделяют городскую и  сельскую, столичную и провинциальную  молодежь, а также молодежь пограничных  и центральных регионов, национальных и административных образований и др.

4. В профессиональном аспекте  выделяют различные отряды молодежи: рабочую, армейскую, студенческую, творческую и т.д.

По другим демографическим признакам  молодежь, как и любой другой слой населения, может быть подразделена по образованию, национальности, вероисповеданию и т.д.

 

2. Социально-стратификационная классификация молодежи

В рамках социально-стратификационного подхода осуществляют разделение молодежи на страты по определенным социальным параметрам: материальным возможностям, уровню образования, престижности получаемой или полученной профессии, что тоже позволяет выделить ряд аспектов ее стратификации. Однако ввиду того, что большая часть молодежи еще не приобрела определенного социального статуса по всем аспектам, остановимся только на материальной обеспеченности различных ее слоев.

В социальной стратификации России выделяют шесть имущественных слоев  населения, из которых вышла молодежь[2, с. 219]:

- высший слой - выходцы из экономической, политической, военной элиты ("золотая молодежь");

- верхний слой - выходцы из среды  крупных и средних предпринимателей, банкиров, высокопоставленных чиновников;

- средний слой - выходцы из среды  мелких предпринимателей, менеджеров  производственной сферы, высшей интеллигенции, рабочей элиты, это молодые специалисты, офицеры, начинающие предприниматели и др.

- базовый слой - выходцы из массовой  интеллигенции, основной части  рабочего класса, крестьян, из работников  торговли и сервиса, зачастую  и сами занимающиеся соответствующей деятельностью;

- нижний слой - дети пенсионеров,  инвалидов, выпускники детских  домов, выходцы из неполных  или многодетных семей;

- "социальное дно" - бездомные, беспризорные, освобожденные мест лишения свободы, беженцы, алкоголики, наркоманы и др.

Продолжают углубляться и закрепляться различия между благополучной (из верхних  слоев) и неблагополучной (из нижних слоев) молодежью. Причем первая категория  преимущественно работает на частных  предприятиях, а вторая - на государственных. Благополучие первой растет, а второй - нет. Не случайно из числа работающих на частных предприятиях почти никто не изъявляет желания вернуться на государственные. В то время как почти половина работников государственных предприятий стремится перейти на частные. Именно из этой категории работающей молодежи формируется следующая страта выходцев из бедных семей, непосредственно примыкающая к социальному дну.

 

3. Субкультурно-поведенческая классификация молодежи

После революционного экстремизма, прошедшего сначала по странам Европы, а после Второй мировой войны и по странам Азии, западную цивилизацию накрыла волна воинствующего феминизма и молодежного негативизма. Появились массовые течения, включавшие не только маргинальные слои молодежи, но и детей из благополучных и состоятельных семей. Эти течения, отличавшиеся лишь способами самовыражения, которые можно назвать условными генерациями молодежи, отрицали традиционные ценности (следование общепринятым нормам поведения, материальное благополучие, стремление к успеху и др.). в рамках этих течений во второй половине ХХ века сформировались собственные протестные формы локальной контр- и субкультуры. Появление молодежной субкультуры - тревожный симптом, она может закрепиться в сознании и стереотипах поведения молодого поколения и полностью вытеснить общечеловеческий, национальный, элитарный, народный типы культуры.

Понятие субкультуры  неоднозначно, в нем одновременно присутствуют несколько значений. С  одной стороны, это часть общей культуры общества. С другой стороны, это культура какой-то социальной или демографической общности. С третьей стороны, это в чем-то ограниченная, упрощенная форма культуры какой-то социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа к ее культурному наследию всего общества.

Молодежная субкультура  в определенной степени вбирает  в себя все эти значения. Основными ее слагаемыми являются свой жаргонный язык, мода, музыка, нравственный климат, стереотипы поведения и т.д. в последнее время она испытывает мощное влияние процессов урбанизации, вестернизации, глобализации и ряда других факторов. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком энергии у молодых людей, богатством их воображения, а с другой, - отсутствием жизненного опыта, экономической и социальной самостоятельности, низким уровнем социализованности.

По типу субкультуры, с которой соотносят себя отдельные  группы молодежи, выделяют неформальные объединения (неформалы) - официально не оформленные группы молодых людей, возникшие спонтанно или по чьей-нибудь инициативе на базе общих интересов, увлечений, видов досуга, стереотипов поведения. Среди них можно отметить три ветви: просоциальную, асоциальную и антисоциальную[1, с. 316].

К просоциальным относятся  течения, имеющие социально одобряемую направленность. Это экологические (например, движения "зеленых", "Green peace", "Спасение", "Кедр", "Следопыты"), культурные (например, общество защиты памятников), художественные (андерграунд, авангард) и другие неформальные объединения.

К асоциальным относятся  течения, сфера интересов которых лежит в стороне от социальных проблем, и которые не представляют явной угрозы обществу ("нирвана", "панки", "рокеры", "хиппи"). Они в основном выполняют рекреационные функции.

К антисоциальным относят  течения с явно выраженным агрессивным характером. Для их представителей характерны нравственная глухота, жестокость, стремление утвердить себя за счет других (территориальные "банды" и "антибанды", националистические объединения, например, "скинхеды" и др.).

В последнее время  началось возрождение и формальных молодежных движений, как и прежде создаваемых преимущественно под патронажем правящей партии ("Наши", "Идущие вместе", "Россия молодая" и др.). Их роль во многом совпадает с ролью комсомола, но реализуется не так масштабно и эффективно.

 

4. Коммуникационно-досуговая классификация молодежи

Известно, что коммуникационно-досуговая  деятельность (общение и развлечение  в кругу ровесников) для молодежи более значима, чем учебная или  трудовая деятельность. Причем в последнее  время эта значимость возрастает. Согласно данным репрезентативного исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в ноябре - декабре 1997г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта по теме: "Молодежь России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?", по коммуникационно-досуговым интересам молодежь можно подразделить на шесть групп [5, с. 28-30]:

1. "Семьянин" - эта  группа, включающая 12% респондентов, характеризуется  достаточно узким и традиционным  кругом общения (семья, родственники, соседи, знакомые) и предпочитающая домашние формы досуга (чтение, телевидение, радио, работа по дому и просто отдых).

2. "Общительный" - эта  группа, включающая около 30% респондентов, характеризуется широким кругом контактов с друзьями и предпочитает "продвинутые" формы досуга (музыка, компьютер, хобби, "тусовки").

3. "Развлекающийся" - эта группа, включающая около  25% респондентов, характеризуется широким  кругом пассивного общения и  совместного посещения кино, театров,  концертов, кафе, баров, молодежных клубов, устройства пикников и автопробегов.

4. "Социально-активный" - эта группа, включающая около  24% респондентов, характеризуется концентрацией  внимания на развивающих формах  досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок; занятия в кружках, например, для изучения автодела; участие в объединениях по интересам; дополнительные занятия с целью самообразования и др.) и в своем отношении к свободному времени более избирательна.

5. "Одухотворенные" - эта группа, включающая около  5% респондентов, характеризуется отстраненностью от молодежной среды, в своем общении она ограничивается узким кругом семейно-родственных связей и отношениями с духовными единомышленниками, наставниками. Их основное направление досуга сосредоточено на религиозных мероприятиях или участии в работе политических партий.

6. "Гармоничный" - эта  группа, включающая около 4% респондентов, характеризуется широким общением  и разносторонними формами досуга, отмеченными для всех предыдущих  групп. 

Каждая из выделенных по различным основаниям групп молодежи обладает специфическими особенностями: ролью в жизни общества, отношением к жизни, уровнем притязаний и характером жизненных устремлений.

Информация о работе Классификация молодежи