Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:54, реферат
В настоящее время метод государственного управления и контроля над деятельностью редакций печатных СМИ, организаций телерадиовещания, информационных агентств и во всем мире основывается на лицензионных процедурах, что является одним из наиболее жестких средств государственного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов.
Возможность осуществления теле- и радиовещания, распространения печатной продукции, работы информационных агентств частными лицами появилась практически одновременно с изменениями в государственном строе и экономическом укладе: первый закон, установивший принцип свободы массовой информации, был принят 12 июля 1990 года. Это был Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».
Введение.................................................................................................................3
1. Лицензирование в области СМИ........................................................................6
2. Регистрация СМИ……………………………………………….......................12
2.1. Регистрация печатных изданий….....................................................................19
2.2.Регистрация электронных изданий…………....................................................20
2.3. Регистрация информационного агентства.......................................................22
Заключение...............................................................................................................24
Список использованной литературы……………………………………………...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Лицензирование в области
СМИ...........................
2. Регистрация СМИ……………………………………………….........
2.1. Регистрация печатных изданий…......................
2.2.Регистрация электронных изданий…………...................
2.3. Регистрация информационного агентства.....................
Заключение....................
Список использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время метод государственного управления и контроля над деятельностью редакций печатных СМИ, организаций телерадиовещания, информационных агентств и во всем мире основывается на лицензионных процедурах, что является одним из наиболее жестких средств государственного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов.
Возможность осуществления теле- и радиовещания, распространения печатной продукции, работы информационных агентств частными лицами появилась практически одновременно с изменениями в государственном строе и экономическом укладе: первый закон, установивший принцип свободы массовой информации, был принят 12 июля 1990 года. Это был Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».
В дальнейшем законодательство о средствах массовой информации, в том числе касающееся лицензирования их деятельности, совершенствовалось. Известно, что в 1991 году был принят новый Закон «О средствах массовой информации» №2124-1, который работает по настоящее время, хотя и в нем есть свои недостатки. Именно он является правовым основанием для лицензирования подобных организаций.
Кроме того, отдельные вопросы процедур
лицензирования регулируются ведомственными
нормативными актами, принимаемыми федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
лицензирование. Заметим, что система
и структура федеральных
Первоначально лицензирующим органом была Федеральная служба по телевидению и радиовещанию (см. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1994 г. №458 «О Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию»), затем — Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (см. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 1999 г. №1022 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций»)
Сегодня лицензирующим органом
является Федеральная служба по надзору
за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия (см. Указ Президента
РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре
федеральных органов
В России быстрее всех развивался
телевизионный рынок. Используя
свои уникальные возможности представления
зрителям визуальной информации, телевидение
быстро перехватило у прессы ряд
ее важнейших функции и оттеснило
ее в ту часть информационного
пространства, где телевизионные
возможности оказались
В начале 90-х годов в
России начал формироваться и
рынок информационных агентств. В
Советском Союзе он был представлен
лишь двумя государственными агентствами
- ТАСС, имевшим свои отделения во
всех союзных республиках, и АПН
(Агентство печати "Новости"). После
распада Союза этот рыночный сектор
претерпел коренные изменения. Кроме
нескольких сохранившихся общенациональных
агентств, в России возникли сотни
негосударственных центральных
и региональных агентств, работающих
на коммерческих началах и специализирующихся
на различных направлениях подготовки
журналистской информации для всех
остальных СМИ.
В 90-х годах зародился еще один - пятый
по счету - самый перспективный сектор
рынка периодических изданий. Возник рынок
электронной информации, на котором представлены
электронные версии ряда газет и других
печатных изданий. С включением российских
СМИ во всемирную сеть Интернет быстро
становится важнейшим сектором информационного
рынка страны.
1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СМИ
Лицензирование представляет
собой комплекс мероприятий, связанный
с процессом подачи и рассмотрения
заявления о выдаче лицензии, переоформления,
приостановления, прекращения и
аннулирования действия лицензии. К
лицензируемым видам
В области информации, СМИ и смежных с ними отраслях подлежат лицензированию следующие виды деятельности:
Агентство связи и информатизации,
как специально уполномоченный орган,
осуществляет лицензирование деятельности
юридических лиц в сфере телекоммуникаций.
Физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (индивидуальным
предпринимателям), запрещается осуществление
лицензируемых видов деятельности в сфере
телекоммуникаций. Получение лицензии
не требуется, если кабельная сеть телевещания
и проводная сеть радиовещания ограничены
помещениями и территорией одного учреждения,
учебного заведения или промышленного
предприятия, либо если общее число абонентов
не превышает 10.
Лицензии на осуществление деятельности
в сфере телекоммуникаций могут быть типовыми
(простыми) или индивидуальными.
К типовым (простым) лицензиям относятся
лицензии, выдаваемые неограниченному
кругу юридических лиц на осуществление
деятельности в сфере телекоммуникаций
на основе единых требований и условий.
К индивидуальным лицензиям относятся
лицензии, выдаваемые юридическим лицам
на осуществление деятельности в сфере
телекоммуникаций на основе особых требований
и условий, предоставляющие лицензиатам
исключительные права при осуществлении
данного вида деятельности и ограниченные
в количестве. Индивидуальные лицензии
ограничиваются в количестве, по сроку,
территории действия, объекту деятельности,
в зависимости от конкретных условий.
При этом срок действия индивидуальных
лицензий не может быть менее 5 лет. Индивидуальные
лицензии выдаются, в частности, и на осуществление
деятельности по передаче данных и распространению
(трансляции) телерадиопередач.
Вид деятельности, на осуществление
которой получена лицензия, может
осуществляться только получившим лицензию
юридическим лицом. Передача лицензий
или прав по ним другим лицам запрещается.
Лицензии на проектирование, строительство,
эксплуатацию и оказание услуг сетей передачи
данных и распространение (трансляции
и ретрансляции) телерадиопередач выдаются
сроком на 5 лет. Одним из лицензионных
требований для получения такой лицензии
является прохождение государственной
регистрации (перерегистрации) в Узбекском
агентстве по печати и информации для
эксплуатации и оказания услуг сетей распространения
(трансляции) телевидения, радиопередач
и передачи данных.
За рассмотрение лицензирующим
органом заявления соискателя лицензии,
по каждому виду деятельности взимается
сбор.
Контроль за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий осуществляется
Государственной инспекцией связи по
государственному контролю за деятельностью
хозяйствующих субъектов почты и телекоммуникаций
в соответствии с законодательством.
Данный контролирующий орган в пределах
своей компетенции имеет право:
- проводить в порядке, установленном законодательством,
плановые проверки соблюдения лицензиатами
лицензионных требований и условий;
- проводить в порядке, установленном законодательством,
внеплановые проверки соблюдения лицензиатом
лицензионных требований и условий при
наличии фактов, свидетельствующих об
их нарушениях лицензиатом;
- запрашивать и получать от лицензиата
необходимую информацию по вопросам, возникающим
при проведении проверок соблюдения лицензионных
требований и условий;
- составлять на основании результатов
проверок, заключений Центра мониторинга
в сфере массовых коммуникаций по соответствующим
видам деятельности в сфере телекоммуникаций,
акты (справки) с указанием конкретных
нарушений лицензиатом лицензионных требований
и условий;
- выносить решения, обязывающие лицензиата
устранить выявленные нарушения, устанавливать
сроки устранения таких нарушений, в том
числе на основании заключения Центра
мониторинга в сфере массовых коммуникаций
по соответствующим видам деятельности
в сфере телекоммуникаций;
- вносить на рассмотрение лицензирующего
органа предложения о приостановлении,
либо прекращении действия лицензии.
С 1 февраля 2005 года распределение радиочастот
и выдача индивидуальных лицензий на право
осуществления деятельности по распространению
(трансляции) телевизионных и радиопередач
осуществляется на конкурсной основе.
Межведомственная координационная
комиссия по совершенствованию и повышению
эффективности информационной деятельности
и передаче данных организует и проводит
конкурсы по распределению радиочастот
и выдачу индивидуальных лицензий на право
осуществления деятельности в области
телерадиовещания.
К участию в конкурсе допускаются юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории России, учредительными документами которых предусмотрена деятельность в области средств массовой информации.
Предприятиям, основной
деятельностью которых является формирование
и распространение (трансляция) государственных
телевизионных и радиопрограмм, или в
уставном фонде которых государственная
доля собственности составляет не менее
50 процентов, присвоение радиочастот и
выдача индивидуальной лицензии на право
осуществления деятельности в области
телерадиовещания осуществляются на внеконкурсной
основе.
Такая привилегия для государственных
СМИ противоречит международным стандартам.
Международные стандарты требуют, наоборот,
поощрение создания частного и общественного
вещания.
Система лицензирования
не обеспечивает прозрачность своих процедур
должным образом, и зачастую лицензирующий
орган может допустить необоснованное
превышение должностных полномочий.
Так называемая МКК (Межведомственная
координационная комиссия по совершенствованию
и повышению эффективности информационной
деятельности и передаче данных) в основном
состоит из чиновников правительства
и силовых структур, из МВД, из национальной
авиакомпании и т.д. Только в 2005 году были
введены два «общественника» – руководители
НАЭСМИ (Независимой Ассоцации электронных
СМИ) и НПЦ, но их независимость под большим
вопросом.
2. РЕГИСТРАЦИЯ СМИ
Регистрация СМИ - необходима для юридических и физических лиц, для осуществления деятельности по изданию периодического печатного издания (журнала, газеты, сборника, альманаха и других печатных СМИ), электронных периодических изданий, информационных агентств, радиопрограммы, телепрограммы, видеопрограммы, кинохроникальных программ, а так же иных форм периодического распространения информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.
Очень часто используются понятия лицензирование СМИ, лицензия СМИ. Лицензия СМИ - является общеупотребительным понятием, искусственным понятием предполагающим процесс регистрации средства массовой информации, в результате чего выдается не лицензия, а свидетельство о регистрации СМИ.
Виды средств массовой информации:
1) Регистрация печатных средств массовой информации:
Информация о работе Лицензирование и регистрация в области СМИ