Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:31, контрольная работа
Социология образования уже давно стала признанной и активно разрабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным связям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22
Министерство образования и науки Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология образования»
на тему: «Место социологии образования в системе социологического знания»
Первоуральск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Социология – это наука об обществе. Социологическое знание это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Специальной отраслью социологического знания является социология образования.
Социология образования область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования.
В последнее десятилетие активно изучается рассмотрение предмета социологии образования, что и послужило целью написания данной контрольной работы. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования. Ученые пытаются выяснить ряд насущных проблем нашего времени: насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества; устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования; качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения; закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.
Социология образования уже давно стала признанной и активно разрабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным связям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.
1. История развития социологии образования
Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIXXX веков. В своих работах Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования.
Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х начале 70-х годов. Работы Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии, как Н.А. Аитов, M.Х. Титма, В.Т. Лисовский, В.И. Файнбург и др.
Затем социология образования расширила свое влияние: исследования проблем высшей школы были проведены Л.Я. Рубиной, С.И. Григорьевым, В.Г. Харчевой, Ю. Леонавичюсом, средней школы и учительства Л.Г. Борисовой, Ф.Г. Зиятдиновой, A.М. Гендиным, M.И. Сергеевым, И. Кенкманом, роль профессионального образования рассматривали А.А. Овчинников, Д.Л. Константиновский, И.В. Бестужев-Лада, В.Э. Шерега и др.
Большой всплеск исследований по социологии среднего образования породили попытки его реформирования в 7080-е годы (последняя в годы перестройки). В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути.
Что же касается отечественной социологии 90-х годов, то пока можно назвать мало работ, в которых были бы в полной мере осмыслены те кардинальные изменения, которые реально происходят во всей системе образования. По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что определяет интерес людей к процессу овладения знаниями, какова оценка его действенности и эффективности, какие проблемы волнуют людей в условиях информационного общества. [3]
В настоящее время в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.
2. Интегративная роль социологии образования
Интеграция научного знания одно из проявлений взаимодействия наук. Ведущая роль в этом может принадлежать различным наукам. Однако в течение многих веков ее почти безраздельно выполняла философия, которую Рене Декарт представлял в виде дерева с физикой в качестве ствола и всеми прочими науками, исходящими от этого ствола. Вместе с тем, чисто философские подходы при изучении современных проблем образования явно недостаточны. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление. [2]
В то же время необходимо учитывать, что социология образования ни в коей мере не может успешно и плодотворно развиваться без опоры на данные социальной педагогики, социальной психологии, социальной медицины, антропологии, информатики, математики и других наук. Так, социолог, изучающий образование, обязан учитывать в своих изысканиях экономический механизм функционирования системы образования, должен выдвигать предложения, приемлемые с точки зрения вышеперечисленных наук. Иначе говоря, социология не может в какой-либо мере заменить исследования проблем образования с позиций других, в том числе «родственных» наук. Наоборот, всестороннее развертывание психолого-педагогических и социально-экономических исследований – необходимое условие возникновения и развития социологии образования. Между тем, разработка проблем образования в рамках дисциплин психолого-педагогического и социально-экономического направления сегодня все чаще достигает такого уровня, когда дальнейшее плодотворное развитие их становится невозможным без использования выводов и методов социологии. Следует подчеркнуть, что специфика социологии образования как науки вовсе не в собирании и суммировании данных всех других наук о различных объектах и субъектах образования, а в познании закономерностей взаимосвязи разнородных (например, педагогических, психологических, правовых) отношений тех или иных объектов, принципов взаимодействия самих субъектов.
Интеграция научного знания – категорический императив времени. Вместе с тем, при прочих равных условиях большую ценность имеет та область науки, которая наиболее ярко освещает проблемы смежных с ней научных дисциплин и наиболее активно способствует их разработке. И в этом смысле такую роль выполняет социология. Социологические работы, направленные на изучение проблем образования, чрезвычайно важны для успешного развития психологии, социальной психологии, философии, экономики образования и, особенно, педагогики. Недаром Эмиль Дюркгейм утверждал, что педагогика зависит от социологии больше, чем от других наук. Интегративная роль социологии образования состоит, во-первых, в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследований проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического решения. Во-вторых, социология как теория среднего уровня, дающая целостное видение любых явлений образования, позволяет их разрешать не только «по – вертикали», но и «по – горизонтали» в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных наук на прикладном уровне, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теоретическая и практическая наука, что проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особой и самостоятельной дисциплины. Именно в этой универсальности заключена не только ее актуальность и специфичность, но и ее уникальность. [6]
3. Объект и предмет социологии образования
Выбор объекта в социологии образования традиционно задается актуальностью и новизной социальных ситуаций и проблем. При этом общественный накал проблем и их научное видение могут как совпадать, так и не совпадать. Например, случаи обращения к школьным проблемам на различных исторических этапах во многих странах были связаны не только с научным интересом к ним, но и с идеями просвещения, прогресса, гуманизма, имевшими серьезное общественное звучание. Так, проблема успеха и неуспеха в школьном образовании долгое время являлась предметом внимания многих социологов. [4]
Выбор объекта исследования нередко задается и методологическим подходом к самой проблеме. На более ранних этапах развития социологии образования преобладали количественные подходы, что объяснялось не только их превалированием, но и важностью образовательных проблем как институциональных, вызывающих интерес в связи с участием больших контингентов населения в образовательных процессах.
Предметом изучения социологии образования могут быть самые различные аспекты изучаемых объектов. Так, например, выбирая объектом учительство, можно изучать разные стороны его деятельности (методическую, воспитательную, инновационную), ценностный мир, отношение к детям и многое другое. Исследуя школу, ученые обращаются к таким ее сторонам, как связи с другими подсистемами (наукой, практической сферой, культурой, религией), внутришкольные отношения на уровне классов и в вертикальной структуре, наконец, формы взаимодействия внутри классов. Можно с полным основанием утверждать, что поле социологии образования дает бесконечные возможности для изучения ее проблем, что любой исследователь может найти свой участок приложения сил, сформулировать свою интересную задачу. [5]
Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи:
изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни;
оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;
отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;
выявление роли образования как фактора социального статуса;
определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.
Вместе с тем в системе народного образования существуют различные формы и уровни образования, каждый из которых имеет особенности, цели и задачи. Соответственно предмет социологии образования также получает свое специфическое звучание. [5]
Напомним, что существующая система образования состоит из дошкольного, среднего, профессионального среднеспециального и высшего образования.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. [7]
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.
Особое место занимает исследование профессионального образования профессионально-технического, среднеспециального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Что касается среднего специального в высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.
Информация о работе Место социологии образования в системе социологического знания