Метод социологического исследования. Социологический опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования. С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.

Содержание

ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3
Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6
Контент – анализ…………………………………………………………...….6
Опросные методы………………………………………………………..……8
Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
Социологический эксперимент………………………………………….….23
Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24
2.1 Описание социологического опроса…………………………………….….24
2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Факультет политико-правового управления

Направление подготовки 034000.62  «Конфликтология»

Кафедра  социологии, социальной политики и регионоведения

Курсовая  работа

по дисциплине «Социология» на тему:

«Метод социологического исследования. Социологический опрос»

 

Автор работы:

Студент очной формы обучения

1 курса 115 группы

Бочкарева Вера Андреевна  ____________

Руководитель работы:

кандидат социологических наук,

доцент

Розеватов Георгий Александрович____________

Оценка_______________

                                                                                  Подпись______________

«__» ___________2014г.

 

 

 

 

 

Саратов 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ.……………………………………………………………..……2

ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3

Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6

    1. Контент – анализ…………………………………………………………...….6
    2. Опросные методы………………………………………………………..……8
    3. Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
    4. Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
    5. Социологический эксперимент………………………………………….….23

Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24

2.1 Описание социологического  опроса…………………………………….….24

2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 Любая наука имеет свою методологию. Данная курсовая работа направлена на выявление необходимости изучения методологии социологических исследований.

Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования.  С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.

Объектом изучения является сам процесс социологического исследования, а именно:

- формы и методы проведения исследования,  
- формулировка проблемы,  
- определение объекта и предмета исследования, 
- определение целей и задач исследования,  
- интерпретация и операционализация основных понятий,  
- выдвижение рабочих гипотез,  
- разработка рабочего плана исследования,  
- обоснование выборки, 
- разработка схемы сбора и анализа исходных данных). 
 
 Предметом  является методология социологического исследования (техники, методы, процедуры).

  Цель данной курсовой работы - изучить методологию социологического исследования. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Надо отличать методологию от теории социологии, предметом которой являются некоторые аспекты взаимодействия людей и которая, следовательно, субстантивна по своему характеру.

  Задачами курсовой работы являются:

- выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования, а также интерпретировать основные  понятия;

- определить значение  гипотезы в социологическом исследовании;

- понятие разработки схемы  проведения социологического исследования;

- понятие разработки схемы  сбора и анализа исходных данных;

- понятие отчета о результатах  исследования.

  Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.

  Эмпирическая интерпретация понятия по необходимости частичка. Операциональное определение раскрывает лишь некоторое содержание термина и предлагает частичное пояснение его значения. Тем более невозможна полная эмпирическая интерпретация теории. Такие понятия или суждения выступают "представителями" системы в целом. Тогда остальные элементы теоретической системы получают косвенную интерпретацию. "Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логической связи терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями". Таким путем эмпирическая интерпретация как бы передается по цепочке логических связей понятий в направлении, обратном тому, по которому осуществлялось развертывание теории.

  При разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проворить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Методы социологических исследований

1.1 Контент-анализ

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. А. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.1

Их идея очень проста и повторяет ту, что лежит в основе любого другого количественного метода в социологии, будь то анкетирование или наблюдение. Надо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы, например в газетном материале, и определить, что за этим кроется. Особенность заключается именно в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д. Когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит, — личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и др.

Как любой другой социологический метод, контент-анализ используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа, где четко прописаны цели и задачи, проблема и объект, теоретическая модель и предмет исследования, выдвинуты гипотезы и проведены все другие операции, которые требует научный метод. Когда становится ясным, что поставленных целей никаким иным способом, как только анализом документов, достичь нельзя, социолог прописывает все этапы его применения: устанавливает объект, выделяет единицы анализа, выбирает статистический метод анализа данных, идет в библиотеку за источниками или садится за Интернет, а потом ищет, суммирует, считает и интерпретирует. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении. Он позволяет вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.2

Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где мне это искать и как проявляется изучаемое мною явление, событие, процесс.

Категории анализа

По отношению к единицам анализа, сгруппированным по единому основанию, иначе говоря, составляющим концептуальное целое, специалисты употребляют другой термин — «категории анализа».

Категории анализа — его смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования.3 К категориям анализа предъявляются определенные требования: они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории.

 

 

1.2 Опросные методы.

Методология и технология интервью.

Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах — тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно — перечень вопросов, которые он собирается задавать.

Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.

Обычную беседу считать «интервью» неверно — она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью.

С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить при- чины недуга. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник уголовного розыска опрашивает свидетеля или подозреваемого с целью получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Полученные сыщиком данные должны быть правдивыми и максимально полными.

Таким образом, интервью надо понимать в широком и узком значении.

Информация о работе Метод социологического исследования. Социологический опрос