Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:54, курс лекций
Цель социологических исследований: сбор информации о социальных процессах и анализ социальных закономерностей.
Все социальные процессы до возникновения позитивизма делились на сверхестественные и метафизические.
Переходный период между видами знания озвучивался в работах Кетле
Методологическая проблематика
Цель социологических исследований: сбор информации о социальных процессах и анализ социальных закономерностей.
Все социальные процессы до возникновения позитивизма делились на сверхестественные и метафизические.
Переходный период между видами знания озвучивался в работах Кетле ( концепция среднего человека, разработал ряд методик сбора информации – наблюдение, рекомендовал использовать математику,
В корпусе социологического знания Батыгин выделяет 3 стиля рассуждения: 1) Социологические доктрины ( доказательство в процессе рассуждения, общей чертой является мировоззренческая установка, пронизаны личностным началом, в них не используется ни систематическое наблюдение, ни опросные методы, ни гипотезы, они являются личным даром автора, он претендует на роль пророка или предсказателя, полное понятие социологических доктрин предполагает полного обращения к биографии автора, доктрины пишутся для улучшения социальной ситуации – переделка плохого мира на хороший, доктрины похожи на религиозно-миссионерскую деятельность).
2) Социальные обследования ( В них нет гипотезы, они бывают часто разведывательными, и цель – наиболее полное описание социальных групп, образцов культуры, политических настроений, это направление более близко к жизни, пе рвое соц обследование – сбор данных о гос. Учреждениях Дж. Стоу 1598г. - описал церкви, школы, обычаи Англии, далее Дж. Ховерт описал английские и уэльские тюрьмы – питание, одежда, труд, санитарные условия заключенных , многое в обследованиях из соц. антропологии, отчетов путешественников, миссионеров, пиратов, купцов и тд. , первоначально обследования пытались заинтересовать обывателей жизнью неизвестных им социальных групп - сходство с соц. Антропологией. В 19. в интерес к обследованиям пропадает , они сменили свою цель – привлечение внимание общественности к социальным проблемам, которые требовали безотлагательных реформ – нищета, преступность, инфекционные заболевания, неграмотность, проституция и тд., было создано движения за социальные обследования которое было усилено социалистическими идеями, появляется термин – социальные болезни (далее их называли социальными проблемами), для обозначения болезней которые явились следствием плохих социально- экономических условий ( туберкулез, чесотка, венерические заболевания). Еще не были известны основные методы обработки информации, не было методологии, почти все исследования носили практический характер, чтобы привлечь внимание правитеьства, органов местного самоуправления и др организаций к безотлагательному решению проблем – самая большая заслуга обследований в том, что они ускорили проведение социальных реформ – прежде всего реформу страхования. Энгельс – положение рабочего класса в Англии ( 1844г.) ( далее был издан закон о том что нельзя брать детей моложе 9 лет). Ф. Ле Плей – Европейские рабочие 1855 г. - использовал опрос – первый раз проведено анкетирование – изучил 307 рабочих, первым классическим соц. Обследованием можно считать анализ условий жизни в Лондоне предпринятых в 1887 г. Бутом – жизнь труд население лондона – 17 томов. Впервые применил расширенный анализ документов( переписи населения, динамика изменения численности - рождаемость оставалась высокая в Лондоне, но и смертность тоже, население сохранялось за счет мигрантов, использовал включенное наблюдение, экспертные опросы, жил 3 года в бедных кварталах). На основе его методик был разработан метод выборочного обследования. Первым применил методику социального картографирования – раскрашивал на карте места в зависимости от дохода их жителей. В настоящее время картографированием занимается Займышев. В этот же период проводили следующие обследования: А. Паран – Дюшатле – он исследовал проституцию на основе личных наблюдений, интуриированием и анализом документов( «Проституция в Париже», «Сциальная гигиена»). А. Герри – изучал преступность, анализировал зависимость характера преступлений от пола и возраста, от уровня промышленного развития департаментов и времени года( «Сравнительная статистика образования и числа преступления в разных округах», «Очерки моральной статистики»). Б. Раунтри и А.Баули – разработали математические формулы для расчета выборок и изучали жизнь рабочего класса ( их исследования спровоцировали принятия законов по пособию по безработице, пенсионного обеспечения и обязательного минимума заработной платы). Ф. Де Пле – изучал социальный институт семьи, использовал монографический метод – кейсстади, применял наблюдение, интервьюирования, разработал специальные индексы для сравнения семей, занимался изучение роли семьи в социализации личности. М. Вебер – использовал метод исторического исследования, качественного анализа документов, изучал связь религии и социальными изменениями. Исследования Э.Эббот и др. - 1908 г. - исследования жилищных условий в Чикаго – это одна из первых заказных работ, проводилась по поручению врачей Чикаго. Жд. Боули – на основе выборки изучал домохозяйства рабочего класса ( «Новое обследование жизни и труда»).Объем обследований резко выросло в 20е годы в США. В. Дюбуа - «Филадельфийский негр» - опросил 9 тыс. негров и в течении 15 месяцев исследовал их жизнь, первая работа по расовой проблематике. Первые обследования проводились без четких научных методов, непрофессиональными социологами без научных парадигм. Одной из главных их целей было проведение социальных реформ. В 30е годы стали проводиться лонгитюдные социальные обследования – растянутые во времени – 30 годы США - Пицбуртское обследование ( 1909 – 1914г – П. Келлаг – изучалась жизнь рабочих в сталелитейной промышленности, состояние здоровья, условия труда и быта, качество жилища, образование. Вывод – промышленная организация повлияла на личную культура горожан, подтолкнуло местное сообщество к решению локальных проблем, у рабочих серьезные проблемы с дыханием.). Спрингфилдское обследование – Ш. Харисон – посвящено полностью социальной политике – на проведение этого обследования скидывались горожане. Р. Парк ( 20г) - «Негры в Чикаго». К 28 году в США было проведено – 164 общих обследований и 2621 специализированных)Чикаго – социология города. Основателем школы был Парк – рассматривал город как естественную лабораторию для изучения нового типа человека, созданного индустриальным обществом. Основной метод чикагской школы это включенное поведение. В 16 году выходит работа Парка – «Город, предложения по исследованию человеческого поведения в городском окружении». Каковы источники городского населения. Социальные ритуалы принятые среди городских жителей – как новички интегрируются в местные сообщества. Кто является местным лидером и в чем причина его влияния на сообщество. Он основал направление экологии города и выяснил основные процессы изменения в городском пространстве: концентрация в каком – либо месте. Сегрегация – отдельное проживание социальных групп. Инвазия – наплыв эмигрантов. Сукцессия – нивелирование – похожесть, овладение нормами поведения типичных для всех горожан. Классический пример чикагской школы – Знанецкий и Томас. « Польский христианин в Европе и Америке». Использовали контент анализ газетных и архивных документов, ключенного наблюдения, личных документов и был открыт новый метод – анализ писем. Социологи Чикагской школыразработали метод полевого исследования который господствовал в американской социологии до конца 2 мировой войны. Под городом понималась особая организация со своей биографией. Чикагская школа заложила основу для метода кейсстади. Работа Н. Андерсона «Бродяга. Исследование бездомного человека» - про мигрирующихлишенных регулярного заработка, обладают ли они качествами постоянных рабочих ( рабочие - бродяги). Л. Вирт - «Гетто» - еврейский квартал – 38 г. - «Урбанизм как образ жизни» - анализирует множество социальных миров горожан. Слабость или крепость уз дружбы. Х.Зорбау - «Золотой берег и трущебы». - проанализировал контакты этих миров и при помощи включенного наблюдения процесс вхождения новичков. Изучил круг общения семьи. Очень часто богатые не знают своих соседей. Она занималась изучением приступности и среди них можно выделить Ф.Трешера =- изучал молодежные группировки и банды, изучал биографию банды. Они формируются по национальному признаку, там большая иерархия, нижняя ступень банды не может общаться с высшей. Основная причина прихода в банду – слабый семейный контроль и поверхностность религии. Банды аполитичны, ои имеют свой стиль общение, свой язык, свой собственный моральный кодекс, свои символы, свои коды. Банда являлась первичной организацией и была закрытой. Стаж пребывания в банде - максимум 5 лет. Работа Шоу – «Джек Ролин. История жизни подростка с отклоняющимся поведением». - основана на основе личных воспоминаний Джека. Цель Шоу – продемонстрировать ценности жизни каждого ребенка. В нач. 20 века появляются соломенные опросы. Появляются в тех городах где были развиты средства массовой информации – Дж. Селдон – должны были показать кого политик выйграет на выборах. Первый опрос- 1866 г. в кливлендской газете. Систематически такой опрос проводила газета Бостон Глоб - публиковали анкетку в газете , которую заполняли покупатели. В 28 г – 85 соломенных опросов.
3)
3) Социологические исследования.
Возникновение социологических доктрин связано с возникновением О. Конта ( консерватор, посвятил свою творческую жизнь решению вопроса об избежании хаоса, разработал теорию общественного прогресса: каждое последующее состояние общества совершение предыдущего, процесс достигается за счет развития науки, человеческого ума, перемен в морали, от хаоса может спасти только наука).Он разработал закон 3 стадий: 1) Теологическая ( сверхестественные силы, созданные по образу человека являются источником жизни) 2) Метафизическая ( по 1800 г.) ( приходит вера в силы природы – они являются источником жизни) 3)( с 1800 г.) Позитивная стадия ( переход к производству, вера в науку).
Социологическая проблематика была разработана и до О . Конта, так вера в прогресс была развита в работах Монтескье( в 17в. ) - изучал проблемы гражданского общества и типы политических устройств, он различал монархии( срединная форма, средняя территория, население и должно прививаться чувство чести – каждое сословие должно знать свое место), деспотии(огромная территория, население и чувство страха) и республики( маленькая территория, маленькое население и чувство добродетели) и их зависимость от климатических, географических условий, религии, права и тд.
Т. Гоббс - различал 2 типа общества 1) Естественное ( люди имеют равные желания и права – война всех против всех, особенно велико чувство самосохранения, ради установления всеобщего мира и порядка был заключен своеобразный договор( общественный договор) в результате которого появилась мораль, закон, религия, таким образом он ознаменовал собой единство общества. и 2) Искусственное – искусственно созданное государство.
Платон – воспитание в Греции гражданина.
Маркетинговые исследования занимались различными областями жизни общества. Р. Мертоном и Кенделлом был разработан метод фокус группы. Изначально изучался подобным образом потребительский выбор, а затем актуальные различные проблемы.
Построение программы социологического исследования
Основные принципы исследований
Главные этические обязательства сформулировал Р. Мертон – 1) Универсализм. - истинность утверждений не зависит от утверждающего. 2) Всеобщность – путь к исследованию открыт для всех. 3) Бескорыстие – ученый не должен использовать свои исследования для личной выгоды. 4) Организованный скептицизм – ответственность ученого за свою работу и работу своих коллег. Массионис -социологи должны гарантировать безопасность участников опроса, Профессиональная честность, необходимо учитывать культурные особенности исследуемой общины. Другие этические нормы – принцип анонимности, исследуемую группу лили индивида нельзя определить по каким-либо признакам, обеспечение надлежащего хранения данных. Никогда не записывать на диктофон интервью без согласия с собеседником. Не разглашать высказывания респондентов в кругу их знакомых. Избегайте в исследовании слов отрицательной направленности. В скользких темах необходимо использовать метод аналогии.
Общие принципы построения программ.
Программа - это стратегический документ где отображена концепция исследования проблемы. В ней обязательно должны поясняться: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, характеристика выборки, методы(способ сбора и анализа данных),технику, процедура обработки данных, рабочий план исследования, описание проблемы.
Существует большая классификация исследований. Ядов разделяет на теоретико-прикладные ( разрабатывают новые подходы у изучению проблемы), прикладные исследования – направлены на решение каких-то проблем. Иванов делит исследования на теоретические( результат теория) , эмпирические(регистрация свойств изучаемых объектов)( обследования без гипотез), фундаментальный(изучение объективного мира, которое открывает новые методов, новую методологию) и прикладные( всегда в них присутствует гипотеза).
Секевич -1) Теоретический раздел - постановка проблемы, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза. 2) Методический раздел – обоснование выборки, методов сбора данных и методов обработки. 3) Организационный - план исследования и распределения материальных ресурсов.
Ядов – 1)Методологический ( теоретический секевич) + уточнение и интерпретация основных понятий – уточнение объекта который хотим изучать. 2) Процедурный план – обоснование выборки исследования и рабочий план исследования. При изучении междисциплинарных проблем в программе должна присутствовать схема взаимодействия между участниками. Если исследование лонгитюдное( панельные, трендовые, когортные) тогда уточняется его вид. Существуют различия в программе качественного и количественного исследования. При проведении качественного исследования может не быть рабочей гипотезы. Данные регистрируются не при помощи цифр а в виде текста. При проведении исследования могут поменяться методы сбора информации.
Методологический раздел программы
Проблема: ДЗ - разработать проблему для своего дальнейшего исследования.
Сйществует 2 типа проблемы – 1) Направлена на уточнение знаний о каких-либо явлениях. ( каково отношение молодежи к национальным конфликтам в регионе). 2) Головоломка – они направлены на установление причинно-следственных связей. Как выбор профессий зависит от половой принадлежности или как национальность влияет на политические предпочтения.
Характеристика проблемы по Иванову: 1) Эта проблема относится к социальной сфере. 2) По территориальному признаку к какому региону принадлежит данная проблема. 3) Зависимость социальных проблем от субъектов – кто является носителем проблемы( человек, общества, группы) 4) Принадлежность социальных проблем к социальным институтам – проблемы семьи, права, религии и тп. 5) По степени важности – основные и второстепенными. 6) По устойчивости – стабильные или меняющиеся 7) По актуальности – актуальные не актуальные, потенциальные. 8) По степени решаемости – полностью решаемые, частично не решаемые. 9) способы разрешения проблем – мирные, насильственные, длительные кратковременные, революционные, реформаторские и тд.
Не исследовать давно исследуемые проблемы, избегать широких тем.
Источники проблемы
1) Предыдущий опыт исследователя.
2) Темы повседневной жизни
3) Темы на которые раньше был введен запрет.
4) Заказной характер проблем.
5) Мода на определенные темы – коррупция например.
После определения темы изучаем список литературы. Всегда начинаем со статей. И начинаем с более поздних работ. Есть проблемы которым литература не нужна – проблема с чистого листа. Не проводится анализ литературы по расследованиям. Существует множество сайтов по социологической тематике – www.inion.ru. Сайт библиотеки- www.lib.uniyar.ac.ru
Объект и предмет исследования
Объект исследования – это социальный процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию. Ядов – объект это социальный процесс или явление которое содержит конфликт или противоречие. Предмет это наиболее значимые стороны объекта которые подлежат непосредственному изучению. Причем предмет не всегда должен быть актуальным. 1) Проблема забастовки – объект – коллектив всей организации которая бастует или только коллективы которые участвуют в забастовках. От выбора объекта зависит метод сбора информации. Предметом исследования забастовки может быть - отношение бастующих и не бастующих между собой, уточнение набора требований которые предъявляют бастующие, выявление неформальных лидеров. 2) Проблема противоречия между равными правами выбора профессии и неравенства возможностей. Предмет – соотношение между планами и их реализацией. Объект – молодежь, родители и тд. Могут влиять определенные жизненные ситуации.
Цель, задачи.
Цель это конечный результат которого мы хотим добиться в конце исследования. В большинстве случаев цель одна единственная. Несколько целей может быть в прикладных исследованиях и коллективных исследованиях. Пример с забастовкой – цель – прекращение или предотвращение забастовки, прогноз социальной напряженности на предприятии, помощь руководству в определения тактики дальнейшей. В теоретических исследованиях цель – это создание новых теорий, концепций, взглядов и тп. Задачи исследования – всегда определяются в соответствии с целью – это конкретные вопросы, на которые исследователь должен ответить чтобы добиться цели. ( Задач должно быть не более 5-6). Они зависят от интересов заказчика, ресурсов и от здравого смысла. 1) Пример с забастовкой – цель прекращение или предотвращение забастовки – задачи – должны понять требования забастовщиков, Определить реально выполнимые требования, которые бы привели к окончанию забастовки, определение формальных и неформальных лидеров забастовки, изучить степень напряженности на предприятии в целом. 2) Цель – изучение толерантности коренного населения и мигрантов из СНГ. Задача – исследование негативных стереотипов по отношению к приезжим, статистическое изучение нетерпимости. Социально возрастная характеристика проявления нетерпимости, изучение пропаганды нетерпимости. Задачи бывают основными и частными. Основные задачи рассматривают основные средства разрешения проблем. Частные задачи являются помошниками основных и частные и основные задачи между собой связаны, причем последние имеют неограниченное число. Бывают дополнительные задачи которые не связаны с целью исследования и могут являться основой для будущего исследования. КОГДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВОДЯТСЯ КОЛЛЕГИАЛЬНО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ.
Утонение и интерпретация основных понятий.
Операционализация понятий.
Всегда необходимо проводить операционализацию понятий. Операционализация понятий – это конкретизация понятия, т.е выделяются отдельные характеристики объекта, которые мы будем затем измерять с помощью методов сбора информации. Выделенные характеристики – эмпирические индикаторы. В определении всегда необходимо указывать ограничения объекта. Например если объектом является безработный: 1) Человек, не имеющий оплачиваемой работы 2) Это человек трудоспособного возраста не имеющий оплачиваемой работы в течении последних 2х месяцев и стремящийся эту работу получить – понятие с ограничением. Понятие доход очень часто встречается в исследовании и его понятие следует уточнять: речь идет о личном доходе или доходе семьи, до или после вычета налогов, основной работы или всех источников и тд. Операционализация №1 – под личным полным доходом до вычета налогов мы понимаем сумму обозначенную налоговой декларацией за год Х. Операционализация№2 - Под доходом мы понимаем – сумму приходящуюся на каждого члена семьи после распределения доходов, полученных из всех источников. Два требования к операционализации понятий: 1) Должны быть максимально точными. 2) Должны содержать те характеристики которые необходимо затрагивать в тексте. Технология операционализация у Ядова: 1) Работа с понятиями из словаря – уточнение понятия. 2) Выделение необходимых нам характеристик в объекте - выкидываем ненужное прибавляем нужное. 3) Выбор методов сбора информации которым можно исследовать выбранную характеристику. Некоторые понятия не поддаются ограничению – пол, возраст.
Выдвижение рабочих гипотез
Гипотеза это научное предположение дающее объяснение каких-либо фактов, явлений, которые надо опровергнуть или подтвердить. Все социологические исследования кроме разведывательных(поисковых) строятся на гипотезах. Существует 2 способа конструирования гипотез: 1) Перенос теоретических конструкций на реальные процессы. 2) Гипотезы формируются из данных предыдущих исследований или с чистого листа. Гипотез в исследовании должно быть не меньше чем задач – на каждую задачу должна быть гипотеза, может быть и несколько. Правила формирования гипотезы: 1) Гипотеза формируется исходя из логики задач, это значит что основной основной гипотезе отвечает цель исследования. Основным задачам отвечают основные гипотезы, частным задачам- более мелкие частные гипотезы. 2) Гипотеза формируется комплексно – это значит что не должно остаться ни одной неприкрытой задачи. 3) Гипотезы должны быть взаимосвязаны друг с другом. Классификация гипотез: бывают одномоментные – относятся к какому-то историческому явлению( например американский президент знал, что японские власти были готовы к капитуляции еще до того как атомная бомба была сброшена на Хиросиму) и общие, относятся к постоянным или длительным процессам ( например женщины менее активны в бизнесе, чем мужчины). Общие гипотезы не могут быть о конца опровергнуты, так как общество меняется, их принято ограничивать временными и территориальными рамками. Так же гипотезы делятся на описательные( структурные) – предположение о структуре явлений или процессов которые подлежат анализу, они фиксируют взаимосвязь 2х признаков не вдаваясь в причины такой взаимосвязи( например основными причинами отставания женщин от мужчин в бизнесе выступают патриархальные традиции, недостаточность ресурсов у женщин, репродуктивная функция женщин и тд., основными причинами вероятностями забастовки выступают -невыплата заработной платы,в случае поломки столов, повышение цен в столовой, конфликт с начальником) и объяснительные ( детерминационные) – предположение о причинно следственных зависимостях( например вероятность забастовки повысится при условии повышения цен в столовой) гипотезы такого плана строятся на объяснении предпосылками и объяснения следствиями(объяснения следствиями - мужчины чаще участвую в бизнесе потому что их волнует собственное самоутверждение и они рассматривают бизнес как средство достижения). Очень часто гипотезы изображают графически – переменная которая оказывает воздействие помещается крайней слева, на которую оказываются воздействия, располагается справа и между ними рисуется стрелка. Иногда стрелки бывают 2х направлений – связь между переменным осуществляется в 2х направлениях. По степени разработанности гипотезы могут быть первичными и вторичными. Вторичные выдвигаются вместо первичных если они не подошли. Гипотезы могут быть основными ( основные задачи)и не основными. Основные требования по выдвижении гипотез: 1) Понятия должны пройти операционализацию 2) Гипотеза должна отвечать цели исследования. 2) Она должна быть объективно проверяемой. 3) Гипотеза должна быть предельно простой. 4) Гипотезы должны ограничиваться территориальными и временными рамками. На разработку программы требуется 30% всего исследовательского времени.