Методы сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Мы взяли в рассмотрение именно эту тему, так как она является популярной, всегда на слуху и часто встречается в нашей жизни. Например, мы смотрим по телевизору новости, которые сделаны и предоставляются нам с помощью какого–либо метода сбора информации, слушаем радио, читаем газету или даже просто общаемся с людьми и во всем этом, есть какая–то информация, которую нам интересно узнать, только вот каким образом это нам и предстоит выяснить. Ведь мало кто из нас знает, что это не один какой-нибудь способ, что их много, как называются. Нам кажется, что актуальность данной темы неоспорима, ведь пока есть различные виды СМИ методы сбора информации будут нужны всегда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 «Основные методы сбора информации»……………..................4
§ 1.1 «Опросные методы сбора информации»……………………………4
§ 1.2 «Неопросные методы сбора информации»…………………………10
Глава 2 «Примеры сбора информации»…………………………………..17
§ 1.1 «Интервью»……………………………………………………………..17
§ 1.2»Анкетирование»………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 70.07 Кб (Скачать файл)

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ  ПРОЦЕССАМИ

КАФЕДРА «ЖУРНАЛИСТИКА»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Теория и практика массовой информации»

 

 

ТЕМА РАБОТЫ:

«Методы сбора информации»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:     Студент 3 курса

Очно–заочного

 отделения

Группа 3504

Черная А.С

 

ПРОВЕРИЛ:       Старший преподаватель

Кафедры

«Журналистики»

Подставко Е.Н.

 

 

 

 

 

 

Санкт–Петербург

 

2012 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 «Основные методы сбора информации»……………..................4

§ 1.1 «Опросные методы сбора информации»……………………………4

§ 1.2 «Неопросные методы сбора информации»…………………………10

Глава 2 «Примеры сбора информации»…………………………………..17

§ 1.1 «Интервью»……………………………………………………………..17

§ 1.2»Анкетирование»………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………….23 

 

Введение.

Мы взяли в рассмотрение именно эту тему, так как она  является популярной, всегда на слуху  и часто встречается в нашей  жизни. Например, мы смотрим по телевизору новости, которые сделаны и предоставляются  нам с помощью какого–либо метода сбора информации, слушаем радио, читаем газету или даже просто общаемся с людьми и во всем этом, есть какая–то информация, которую нам интересно узнать, только вот каким образом это нам и предстоит выяснить. Ведь мало кто из нас знает, что это не один какой-нибудь способ, что их много, как называются. Нам кажется, что актуальность данной темы неоспорима, ведь пока есть различные виды СМИ методы сбора информации будут нужны всегда.

Объект курсовой работы – совокупность методов сбора информации в журналистике.

Предмет курсовой работы – методы сбора информации, используемые кем–либо в своих работах.

Цель данной курсовой работы – разобраться и понять какие существуют методы сбора информации, где и когда используются и для чего нужны.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи: 1 – рассмотреть виды методов сбора данных.

2–рассмотреть на примере любого СМИ, какой метод сбора информации использует автор.

 

Глава 1. Основные методы сбора информации

 

§1.1Опросные методы сбора информации

1)интервью́ (англ. interview) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми (интервьюером и интервьюируемым(–ыми)), при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Используется как метод  исследования в целом ряде социальных и гуманитарных наук (психология, социология, коммуникация, PR, маркетинг и др.), а также в различных областях человеческой деятельности (например, в журналистике, в управлении персоналом, при приеме на работу)1.

Интервью может быть формализованное, неформализованное, фокусированное.

Формализованное интервью–это интервью, в котором беседа ведется по жесткому плану, с уже запланированными вопросами и интервьюер ждет на них точных сформулированных ответов.

Неформализованное интервью – вид интервью, не отвечающего требованию сопоставимости вопросов и ответов.

Фокусированное–оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию2.

Также интервью может быть личным, групповым, массовым. Ну даже по названию можно понять, что они из себя представляют.

Личное интервью–когда респондент и интервьюер общаются тет-а-тет.

Групповое интервью– в котором участвует более двух человек.

Массовое интервью – в котором участвует от сотни до тысячи респондентов.

Мы считаем, что интервью является одним из самых эффективных  методов сбора информации, так  как имеется прямой контакт с  человеком один на один или в группе. Задача корреспондента в этом случае расположить рассказчика к себе и тогда вероятнее всего, что ответы будут искренними и полными. Плюсом будет то, что, допустим если респондент не понял вопроса или надо, что, то уточнить он в любое время может обратиться к интервьюеру в отличие от метода анкетирования. А главным минусом будет то, что для провидения грамотного интервью требуется много опытных специалистов, ну и конечно минус – это затрата большого количества времени. Чаще всего интервью используется для приема на работу, при собеседовании с работодателем.

2)уличный опрос. Уличный опрос представляет собой непродолжительное личное интервью, которое проводится на улице, на выходе из торговых точек или в местах скопления потребителей. Уличный опрос позволяет быстро получить достоверную информацию от целевой аудитории3.

У этого вида сбора информации, так же как и у всех есть свои плюсы и минусы, которые нам предстоит разобрать. Начнем с того, что он явно не является одним из лучших и эффективных методов, так как минусов у него больше чем плюсов.

Начнем с минусов:

  1. Первый и, наверное, самый важный это погодные условия.
  2. Охват далеко не всех категорий граждан (вряд ли мы встретим просто гуляющего по улице политического деятеля, который согласится на уличный опрос).
  3. Маленькое количество времени, за которое особо конкретных ответов добиться не так просто.
  4. Невозможно отследить работу интервьюеров.

Плюсы:

  1. Достаточно большая скорость опроса.
  2. Малые затраты.

По нашему мнению в этом виде сбора информации очень большая  ответственность лежит на интервьюере, конечно, как и в других случаешь, но здесь приходится работать достаточно быстро, поскольку у интервьюера очень мало времени, чтобы расположить ответчика к себе. Мы ведь часто куда-то спешим, и многое не замечает и тут должен сработать профессионализм работника, который должен сориентироваться и заинтересовать респондента. Этот метод встречается в нашей жизни довольно таки часто, как на улице, так и в торговых точках. Его задача узнать у конкретной группы населения как они, например, относятся к какой-либо продукции, нравится ли им этот видео ролик, фильм и т.д.

После скобки слова начинаются с маленькой  буквы: либо меняйте букву, ЛИБО СКОБКУ НА ЦИФРУ С ТОЧКОЙ.

3)телефонный опрос. Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний4.

Телефонные опросы применяются  в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или  иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к  новому товару или рекламе и т.д.

Телефонный опрос проводится по заранее выбранным или случайно отобранным телефонным номерам специально проинструктированными интервьюерами. Во время телефонного опроса с  респондентом интервьюер заполняет  специальную анкету, которая содержит не только ответы респондента, но и  его контактную информацию. Эта информация используется для проверки работы интервьюеров. После проведения телефонного опроса осуществляется квотирование анкет для того, что бы отразить в выборке структуру целевой группы.

Предметом телефонного опроса могут выступать потребительские  предпочтения, отдельные характеристики потребительского поведения, социально–демографические характеристики потребителей, особенности общественного мнения, запоминаемость рекламных кампаний, известность торговых марок и производителей и пр.

Телефонные опросы могут  применяться для решения следующих  задач:

ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ПУНКТ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ С БОЛЬШОЙ  БУКВЫ, В КОНЦЕ СТАВИТСЯ ТОЧКА.

  1. Описание предпочтений целевой группы товара или услуги.
  2. Исследования общественного мнения.
  3. Оценка емкости рынка продуктов или услуг.
  4. Описание механизма принятия решения о покупке того или иного товара или услуги.
  5. Описание социально–демографических и других характеристик целевой группы потребителей товара или услуги.
  6. Оценка эффективности проведенной рекламной кампании или отдельного рекламного канала и др.

Однако есть несколько  специфических обстоятельств, при  которых метод телефонного опроса более адекватен, чем фокус–группа.

  1. Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
  2. Когда необходимо провести интервью с конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий).
  3. Когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые невозможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).
  4. Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
  5. Когда респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые, люди. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента или его фирмы5.

Плюсы:

Почему нет  точек в конце?

  1. Достаточно большая скорость опроса.
  2. Малые затраты.
  3. Возможность наблюдать за работой интервьюеров.
  4. Возможность охвата разных категорий граждан.
  5. Охват различных городов.

Минусы:

  1. Ограничение по времени.

По нашему мнению телефонный опрос не пользуется большой эффективностью, так как большая часть людей,  не дослушав до конца, положит трубку, остальные же если и дослушают  то, скорее всего, будут отвечать или  в шуточной форме или как попало, с мыслями быстрее бы это закончилось, и только 2% респондентов будут заинтересованно  отвечать.

4) квартирный опрос–интервью по месту проживания.

Данный метод является наиболее эффективным при проведении сложных  продолжительных интервью, удобен для  демонстрации и тестирования образцов продукции. Личное общение позволяет  не только отвечать на сложные вопросы  анкеты, но и применять наглядные  материалы. Проведение опроса по месту  жительства респондента позволяет  реализовать выборку, репрезентирующую население города или республики.

Опрос по месту жительства респондентов применяется при проведении установочных исследований, когда информация о  целевой аудитории отсутствует или ее не достаточно, при выводе на рынок новых брендов, проведении рекламных кампаний, при социальных, политических или экономических переменах в обществе и т.д.

Данный метод позволяет получить емкую информацию об особенностях использования  продукции определенной категории  «из первых рук», стереотипы мышления и поведения целевой аудитории потребителей продукции, оценку продукции потребителями и т.д. Результаты, полученные в ходе проведения опроса по месту жительства респондентов, станут залогом успешного развития предприятия в дальнейшем, так как позволят скорректировать маркетинговые стратегии и оптимизировать производство и продажи продукции 6.

Плюсы:

  1. Достаточно времени для проведения опроса (зависит от респондента и интервьюера).
  2. Комфортные условия.
  3. Возможность демонстрации какого–либо материала (видео, аудио, текстового).

Информация о работе Методы сбора информации