Модели социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:42, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании моделей социальной политики.
Для достижения поставленной цели стоят следующие задачи:
1. охарактеризовать социальную политику;
2. рассмотреть какое количество моделей социальной политики в обществе существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ……………..5
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ ………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………..……………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 22.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По спецкурсу: «Основы  социальной политики»

На тему: Модели социальной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Выполнил: студент

            гр. Ю-05 з/с

 

            Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск  2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ……………..5

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В ОБЩЕСТВЕ ………..7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………..……………………………………………………..12

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Социальная  политика играет огромную роль  во внутренней политике любого  государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере,  напрямую связаны с развитием  экономической и политической  жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

        Прогрессируют  негативные институциональные изменения  в социальной сфере. Разрушение  государственного бесплатного здравоохранения,  образования, социального обслуживания  происходит при отсутствии достаточно  дееспособных негосударственных  систем в этой области. Не  подготовлены условия для перехода  к новым формам обеспечения  населения услугами здравоохранения  и образования. Речь идет прежде всего о заработной плате, пенсиях, пособиях и т.д., которые должны включать соответствующие расходы. Существует и проблема определения доли бесплатных услуг, финансируемых государством. Она тесно связана с экономическими возможностями не только государственного бюджета, но и населения.

       Население  страны ощущает результаты реформ, прежде всего через систему  жизнеобеспечения: стремительное обесценение  денежных доходов, расширение

масштабов высвобождения  занятых, разрушение прежних государственных

социальных институтов, рост преступности и всеобщей агрессивности.

      Для страны, где система жизнеобеспечения  населения выполняла функцию  инструмента, обеспечивающего социальную  базу правящей элиты и, соответственно, в значительной своей части  реализовывалась государством в  форме субсидируемого продовольствия, распределяемого жилья, бесплатного  медицинского обслуживания и  т.д., ослабление государственной  власти практически означает  распад прежней системы жизнеобеспечения  граждан

страны.

   Цель работы состоит  в исследовании моделей социальной  политики.

Для достижения поставленной цели стоят следующие задачи:

   1. охарактеризовать  социальную политику;

   2. рассмотреть какое  количество моделей социальной  политики в обществе существует.

В работе использованы труды  таких авторов как Волков А.М., Григорьева И.В., Волгин А.С, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 Под социальной политикой  многие сегодня понимают лишь  государственную поддержку социально  уязвимых групп населения, тем  самым отождествляя социальную  политику с социальной защитой  и социальным обеспечением населения.  Такое зауженное понимание на  практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его  ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни.

  В последние годы  мы как раз и являемся свидетелями  того, как зауженное понимание  сущности социальной политики  выливается в смещение приоритетов  государственной деятельности, в  искажение социальных ценностей  государства, в свертывание социальных  программ и мероприятий.

    Анализ реформационных  процессов и их социальных  последствий заставляет по иному  подойти к рассмотрению социальных  проблем и роли государства  в их решении, позволяет сформировать  принципиально иное понимание  сущности социальной политики, встраивая  ее в более широкий контекст  деятельности государства как  приоритетной стратегической линии.  В этом плане социальную политику  следует понимать как систему  целенаправленных государственных  мероприятий по регулированию  отношений между различными социальными  группами населения в части  повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня  жизни, рационального использования  трудового потенциала и на  этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.

    Социальная политика  охватывает деятельность органов  власти, направленную на регулирование  положения, отношений и взаимодействия  основных элементов социальной  структуры общества, а ее функции  заключаются в согласовании долгосрочных  интересов социальных групп как  друг с другом, так и с интересами  общества как целостности. В  данном случае социальная политика  не сводится лишь к отдельной  узкой функции государства, направленной  только на некоторые группы  общества, ее сущность видится  в регулировании государством  комплекса универсальных социальных  отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для  полноценного развития всех социальных  групп и граждан общества. В  связи с этим, социальную политику  можно определить как целенаправленную, организованную деятельность государства,  обеспечивающую повышение уровня  социальной справедливости в  обществе и создание равных  условий для развития и реализации  потенциала каждого из его  членов. [1]

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В  СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

 

    Вопрос о том,  сколько моделей социальной политики  можно выделить и на каких  основаниях, не только дискуссионный,  но и весьма сложный, так  как решение должно учитывать  специфику разных стран при  наличии общих признаков.

    Комиссия Европейского  сообщества (ЕС), чьей задачей является  разработка унифицированной модификации  социальной политики для «Общеевропейского  дома», выделяет две основные  модели:

    1. Первая, что называемая  «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы. их которых и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. [2]

    Ответственность  за финансовое равновесие и  сохранность средств несут правления  касс (фондов). Они не должны субсидироваться  из бюджета любого уровня, так  как налоговое перераспределение,  реализуемое через универсальный  бюджетный подход, противоречит  логике трудового (страхового) участия.  Здесь социальная защита должна  быть принципиально независима  от «финансовых инъекций» со  стороны госбюджета.

    2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет  «бевериджской» (Beveridge). исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности. Обычно над системой «национальной солидарности» надстраиваются дополнительные «этажи» коллективного профессионального (и/или межпрофессионального) или индивидуального характера, что дает новые основания для варьирования моделей. С «нордической» точки зрения, принято рассматривать шведскую модель социальной политики как обобщение институциональной модели социальной политики. Континентальная Европа реализует модель, названную Титмуссом моделью достижений. Эта концепция была развита в работах В. R. Andersen. Он использует все три модели Титмусса, добавив англо-американскую, названную остаточной или либеральной. В двух следующих таблицах отражены некоторые центральные элементы каждой модели с указанием автора и ключевых понятий.

    Социал-демократическая  модель. Под эти заголовком рассматриваются  основные принципы так называемой  скандинавской или нордической  модели. Главным принципом распределения  социального обеспечения является  универсализм. Имеется в виду, что  социальное обеспечение - это  право всех граждан. обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом).

    В результате  сложилась некая «картина социального  мира», где четко обозначились  группы, связанные с конкретными  проблемами, а не с бедностью,  которая «исчезла». Это, например, следующие «слабые группы»:

    - дети до 6 лет,

    - трудные подростки;

    - люди преклонного  возраста;

    - инвалиды;

    - безработные;

    - «зависимые» (алкоголики, наркоманы и т.п.).

    Итак, активная  перераспределительная политика решила проблемы бедности, но не смогла решить проблемы «слабых групп». Подход к их решению базируется на следующих принципах: 1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может «выбросить» слабые и должно предоставить  возможности слабым «респектировать» свои потребности. 2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными. 3. Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью. 4 Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и социальных возможностях «слабых» групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу. [3]

    Для реализации  этих принципов в социальных  службах занято множество государственных  служащих, большинство которых составляют  женщины. Как следствие принципа  социальных прав граждан, уровень  затрат на социальное обеспечение  является достаточно высоким,  что позволяет избежать стигматизации  социального обеспечения и поддерживать  большое число сторонников социал-демократической  модели.

    Страной, где  максимально полно реализованы  принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще  первой в Европе и в мире  ввела систему страхования. Заслуга  в формировании страхового законодательства  принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного  принятия трех законов, сформировавших  систему социального страхования:

    - Закон о страховании  по болезни лиц промыслового  труда - в 1884 году;

    - Закон о страховании  от несчастных случаев на производстве - в 1885 голу;

    - Закон об инвалидности  и страховании по старости  -в 1891 году.

    Уже этим законам  были присуще черты, характерные  для системы страхования и  сегодня: - увязывание размеров страховых  взносов с заработка, а не, к  примеру, с тем или иным риском; - распределение расходов на взносы  между рабочими и нанимателями; - публично-правовая форма организации  страхования. [4]

    Либеральная модель. Либеральная модель также рассматривает  рынок как наиболее важную  сферу для организации человеческого  взаимодействия. Но она отличается  от консервативной по крайней мере в двух отношениях. В либеральной предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди. как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, ведя таким образом к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия .большого объема добровольной и неформальной помощи. [5]

    Следующей инстанцией  будет местная община, включая  церковь и гражданские организации,  а также соседей и т.д. Если  и это не поможет, то индивидууму  следует воспользоваться услугами  страхования. Последней инстанцией  является государственный сектор. Таким образом, В основу социального  учения католицизма была положена  томистская теория «естественного права», из которой выводилось право частной собственности. В частности, предлагались «депролетаризация» рабочих путем наделения их мелкой собственностью, а также введение «корпоративизма», опирающегося на профессионально-производственную солидарность: в каждой профессии организуются синдикат рабочих и синдикат предпринимателей, делегаты обеих сторон образуют корпорации , которые руководят синдикатами и координируют их деятельность.

Информация о работе Модели социальной политики