Молодежная субкультура: свобода или вседозволенность?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Молодежные субкультуры, являясь одним из неотъемлемых элементов современных культуры и общества, создают предпосылки для осмысления возможностей, ответственности и самореализации индивидов. Благодаря им расширяется творческое пространство и повышается уровень свободы выбора молодых людей, рождается новая альтернативная реальность, предлагающая инновационные жизненные стратегии и способствующая развитию здорового самосознания будущих поколений.
Вместе с тем молодежные субкультуры могут усиливать деструктивные тенденции в духовной жизни молодого поколения, повышая уровень нигилистических настроений или уводя в сферу виртуальных симулякров массовой культуры и информационных технологий эпохи постмодерна.

Содержание

Введение ………………………………………………………….ст. 3-4
Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России…………………... ………………………………………..ст. 5-14
Мода и социальные роли в молодежной субкультуре ……. ст. 14-15

Заключение ………………………………………………………. ст. 15

Литература………………………………………………………...16

Приложение………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Молодежная субкультура .doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

«Молодежная субкультура: свобода или вседозволенность?» 
 

 Выполнила: Юркова Яна Анатольевна 
9 класс

 
\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………….ст. 3-4
  2. Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России…………………... ………………………………………..ст. 5-14
  3. Мода и социальные роли в молодежной субкультуре …….     ст. 14-15

 

  1. Заключение ………………………………………………………. ст. 15

 

  1. Литература………………………………………………………...16

 

  1. Приложение……………………………………………………

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга, что приводит к тому что вместо свободы молодежные субкультуры становятся символами вседозволенности.

Актуальность исследования. Молодежные субкультуры, являясь одним из неотъемлемых элементов современных культуры и общества, создают предпосылки для осмысления возможностей, ответственности и самореализации индивидов. Благодаря им расширяется творческое пространство и повышается уровень свободы выбора молодых людей, рождается новая альтернативная реальность, предлагающая инновационные жизненные стратегии и способствующая развитию здорового самосознания будущих поколений.

Вместе с тем молодежные субкультуры могут усиливать деструктивные тенденции в духовной жизни молодого поколения, повышая уровень нигилистических настроений или уводя в сферу виртуальных симулякров массовой культуры и информационных технологий эпохи постмодерна.

Исследование молодежных субкультур позволяет выявить неоднозначность проекции данного явления на повседневность посредством определения «позитивного» и «негативного» векторов его развития, что дает возможность раскрыть характер взаимодействия молодежи на межличностном, субкультурном и межгрупповом уровнях, определить степень свободы и творчества молодого человека, способствующую развитию ответственности индивида за самого себя и мир в целом.

Изучение молодежных субкультур позволяет раскрыть подлинную суть современного мира, утратившего смысл для молодого поколения, и понять, почему абсурдное сознание молодежи не только фиксирует распад привычных связей действительности, но и в немалой степени способствует ему, воплощает в себе противоречия, заставляет отстаивать собственную реальность перед реальностью наличной.

К. Манхейм, немецкий социолог 20 века, связывал процесс социализации личности при участии молодежных субкультур с культурной ориентацией страны. Он выделяет два вида стран, совпадающих с историко-философской классификацией цивилизаций: «западные» и «восточные».

Английский социолог М. Брейк разделяет молодежные субкультуры по классовому признаку на два типа: молодежные субкультуры среднего класса и молодежные субкультуры рабочего класса, не учитывая высший класс по причине его закрытости и малочисленности. Он считает, что данные субкультуры различаются по своей структуре и организации. Молодежные субкультуры рабочего класса основываются на культуре ближайшего окружения и кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой, началом работы и семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны и интернациональны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени.

Объектом исследования данной работы является феномен молодежных субкультур. Предметом работы выступают эволюция и экзистенциальные основания молодежных субкультур.

Цель исследования - эволюции молодежных субкультур и их трансформаций.

Для достижения поставленной  цели предполагается решить следующие задачи:

• доказать, что свобода и творчество выступают сущностными основаниями молодежных субкультур а не вседозволенности;

• проанализировать тенденции эволюции современных молодежных субкультур в различных экзистенциальных ситуациях культуры постмодерна;

• определить причины возникновения, особенности антропологической специфики западных и российских молодежных субкультур, их современные проблемы;

• установить, что между западными и российскими молодежными субкультурами, при всем их сущностном и типологическом сходстве, восприятие свободы и творчества основано на различиях российской и западной культуры и менталитета.

Методологическим основанием работы является системный метод, поскольку она строится на синтезе различных взглядов на феномен молодежных субкультур. Данный метод сочетается со стремлением к дифференциации и детальному описанию аспектов понимания сущности неформальных групп и объединений молодежи, рассматриваемых как в отдельности с целью изучения их своеобразия, так и в совокупности для лучшего понимания базовых механизмов их функционирования.

Новизна работы заключается в исследовании экзистенциальных оснований молодежных субкультур

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России

Для того чтобы четко сформулировать понятие «молодежная субкультура», нужно, прежде всего, рассмотреть понятия как «культура» и «субкультура».

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. 1

Неформальные молодежные движения - это массовое явление, созданное при объединении подростков, ради общих интересов, действий, и реализации своих способностей.2

Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей, субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура - это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания. В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура (от лат. Sub - под и cultura - возделывание, воспитание) - система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой -либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Для любой субкультуры существует ряд определенных черт, что бы социокультурное образование относилось к субкультуре:

  • Специфический стиль жизни и поведения;
  • Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;
  • Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. 3

Прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.

Отличительными признаками молодежи служат:

  • Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;
  • Определение собственного социального статуса;
  • Дифференциация в соответствии с социальными слоями.
  • Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;
  • Отсутствие собственной семьи;
  • Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;
  • После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:
  • Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;
  • Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;
  • Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;
  • Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике. 4

Получается, что молодежная субкультура - культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

В культурологи, психологии проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен. На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, предопределяет 3 фактора:

  • Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения;
  • Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.)
  • Утрата тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

 
3 Характеристика молодежных субкультур

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Фролов С.С. , российский социолог, предложил следующую типологию субкультур:

  • Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
  • Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
  • Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
  • Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы). [25]5

Информация о работе Молодежная субкультура: свобода или вседозволенность?