Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:58, реферат

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является молодежь.

Предмет: молодежные субкультуры.

Содержание

Введение……..………………………………………………………..3
Понятие субкультуры и молодежной субкультуры………....4
Типология молодежных субкультур……………………….…5
Характеристика отдельных субкультур…………………...….6

Заключение……................................................................................15

Список литературы……………………………………………….….16

Вложенные файлы: 1 файл

соц-я.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный аграрный университет

Экономический институт

Кафедра истории, политологии и  культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Молодежные субкультуры»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 4201

                                                                                                          Зуева О.Н 

Проверила:

Бахмацкая Г.В.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……..………………………………………………………..3

  1. Понятие субкультуры и молодежной субкультуры………....4
  2. Типология молодежных субкультур……………………….…5
  3. Характеристика отдельных субкультур…………………...….6

Заключение……................................................................................15

Список  литературы……………………………………………….….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страна, в которой  не  заботятся  о  детях  и  молодежи,  не  имеет будущего. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежи т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит  к  потере  нравственного  и духовного здоровья нации.

Объектом исследования данной работы является молодежь.

Предмет: молодежные субкультуры.

Чтобы оказать  помощь  молодежи,  нужны  знания  основных  тенденций развития  молодежной  культуры,  психологических  особенностей  и  т.д. Социология  молодежи  изучает   молодежь   как   социальную   общность, особенности   ее   социализации,   воспитания,    процесс    социальной преемственности  и  унаследования  молодежью  знаний  и  опыта  старших поколений, особенности образа  жизни,  формирование  жизненных  планов, ценностных  ориентаций,  выполнение  социальных   ролей.   Эти   знания необходимы социальным работникам для того, чтобы  эффективно  построить работу.

Молодежь  -  это  социально-демографическая  группа,   переживающая период становления социальной зрелости, адаптации  к  миру  взрослых  и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные  границы своего возраста,  они  зависят  от социально-экономического развития общества,  уровня  культуры,  условий жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие субкультуры и молодежной субкультуры

 

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие  находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур  и девиантности. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые  отличают их прочих членов общества. Некоторые  исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции  господствующей культуре. Субкультурные  атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте».

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится  к субкультуре с недоверием и  неодобрением.

 

Типология молодежных субкультур

 

Выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы;

- аутгруппы.

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых  молодой человек себя отделяет, ощущает  свое отличие.

 

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые  не несут угрозу обществу, несут  позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику  каким-либо устоям общества, но это  противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и  устои, но и стремятся их сокрушить.

 

Характеристика  отдельных субкультур

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от поло – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Известна любовь хиппи к цветам (одно из самоназваний «дети цветов») и к хождению босиком.

Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков.

Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).

Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты.

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов, почитателей культа Джа.

 

В молодежной культуре 90 гг. появились  толкиенистское движение и связанная  с ним, порожденная им толкиенисткая субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

В 1998 – 99гг. субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но  и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Впрочем, организационное размежевание не было абсолютным.

Можно констатировать, что субкультура  толкиенистов и ролевиков развивается  в последние годы наиболее активно  и динамично.

 

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа          «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями. В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»).

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая  музыка не так давно появившийся  в Москве скинхедов, или скинов (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Внешний вид:  соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с представителями других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint's crew» и «Gladiators» (Спартак),      «Red Blue Warrions» (ЦСКА)    «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге – «Невский фронт».

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид:  достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики.

Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».

Информация о работе Молодежные субкультуры