Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель курсового проекта – изучить мотивацию труда сотрудников организации.
Задачи курсового проекта:
Раскрыть сущность и концепции (модели) мотивации персонала.
Определить формы мотивации персонала.
Изучить систему мотивации в организации.
Разработать программное обеспечение инструментария социологического исследования.
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность и концепции (модели) мотивации персонала 5
1.2 Формы мотивации персонала 13
1.3 Система мотивации персонала 16
Глава 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования 20
2.2. Интерпретация основных понятий исследования. 20
Список литературы. 24
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26
Приложение 3 30
Приложение 4 31
Содержание:
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность и концепции (модели) мотивации персонала 5
1.2 Формы мотивации персонала 13
1.3 Система мотивации персонала 16
Глава 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования 20
2.2. Интерпретация основных понятий исследования. 20
Список литературы. 24
Приложение 1. 25
Приложение 2. 26
Приложение 3 30
Приложение 4 31
Актуальность темы курсового проекта, состоит в том, что в настоящее время современные руководители понимают, что кроме рабочих мест в компании должны быть созданы дополнительные условия мотивации активности сотрудников, их живого интереса к работе. Работа любой организации неизбежно влечет необходимость создания системы мотивации персонала.
Система мотивации персонала – аспект работы любой современной организации, так как от эффективности данной системы зависит эффективность работы компании, отдельных сотрудников и руководства. Поэтому неправильная система мотивации персонала может стать причиной неуспеха организации, а разработка правильной модели системы мотивации работников является удачной инвестицией в будущее компании. Для любой организации мотивирование и стимулирование работников является одной из первоочередных задач. Для многих организаций, особенно в условиях высокой конкуренции, эффективная система мотивации сотрудников является единственным способом выживания.
Система мотивации работников является одной из форм работы с персоналом и это прерогатива службы по управлению персоналом. Система мотивации персонала - это возможность повысить эффективность компании посредствам увеличения самоотдачи ее работников. Задача службы персонала, осуществляющей разработку и внедрение системы мотивации, состоит также в том, чтобы проводить постоянный мониторинг действующей системы мотивации, чтобы корректировать ее в случае необходимости.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом в организации является отдел по управлению персоналом, на который и возложены функции по созданию, внедрению и контролю систем мотивации.
Проблема создания и развития систем
мотивации в организации
Цель курсового проекта – изучить мотивацию труда сотрудников организации.
Задачи курсового проекта:
Объект исследования: сотрудники организации.
Предмет исследования: мотивация труда сотрудников организации.
В состав курсовой
работы входит введение, 2 главы, заключение
и 4 приложения. Общий объем курсового
проекта 38 страниц.
Мотивация как осознанное,
внутреннее побуждение работника к
активности является основным «приводным
ремнем» его деятельности. Вся
совокупность внешних воздействий
на индивида – от среды и условий
существования – до целенаправленного
принуждения, также во многом определяет
его действия. Но именно мотивация
способна не только максимально раскрыть
и реализовать потенциал
Мотивация – в корпоративном или организационном менеджменте -мотивацией называют процесс побуждения работников к достижению целей организации. 1
Мотивация – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей.
Процесс мотивации – процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становилось столь же необходимо и выгодно другому.2
Мотивационные ожидания – внутренние представления работника о предмете и цели, к достижению которых он стремится. Мотивационные ожидания могут быть завышенными, это значит, что происходит конфликт между «хочу» и «могу». В идеальном варианте цели должны совпадать с ожиданиями. Но на практике в процессе работы мотивационные ожидания работников постоянно корректируются в соответствии с реальными результатами их деятельности. 3
Мотивационные факторы – это факторы, из которых складывается мотивация, а совокупность этих факторов дает представление об уровне мотивации и позволяет определить эффективность мотивации.4
Мотивационный профиль – набор интересующих работодателя мотивационных факторов, анализируемых для каждого конкретного случая. Мотивационный профиль дает представление о текущем уровне мотивационных ожиданий и способствует правильному применению мотивирующих усилий. Мотивационный профиль составляется после определения ключевых факторов, необходимых заинтересованной стороне для проведения определенных работ или достижения конкретного результата.
Мотивирующие факторы – факторы, применение которых может привести к появлению мотивации. Мотивирующие факторы разнообразны, они ограничены только финансовыми возможностями организации и фантазией руководства и службы персонала.
Напряжение
Неудовлетворенная потребность
Побудительные стимулы
Поисковое поведение
Снижение напряжения
Удовлетворенная потребность
Рис. 1. «Мотивационный процесс».5
Мотивированные работники,
испытывая и осознавая
Модели (концепции) мотивации. Модели (концепции) мотивации, авторами которых выступают западные специалисты в области управления персоналом, нередко уязвимы для критики.
К недостаткам относится тот факт, что эти модели созданы на основе анализа и обобщения западного опыта и не все выводы из них применимы к российским условиям. Поэтому необходимо понять, какие положения той или иной западной концепции «работают» в российских условиях, а какие — нет. Последний, часто формулируемый недостаток западных концепций мотивации заключается в том, что если сравнивать их между собой, можно заметить противоречия.
При знакомстве с моделями мотивации важны не противоречия между ними, а возможность их применения с учетом конкретных особенностей компаний и работающих в них сотрудников. Не существует стандартных рекомендаций, подходящих для всех. Известно, что условия, которые являются мотивирующими в одной компании, не будут оказывать такого воздействия в другой; а то, что мотивирует одного сотрудника, не окажет влияния на повышение производительности работы другого. Поэтому анализ информации и адекватное применение ее соответственно условиям и особенностям персонала — конструктивный подход при ознакомлении с концепциями мотивации.
Модель вознаграждения (или позитивного подкрепления). Концепция, отряжает наличие прямой связи между результатами труда и вознаграждением работника. Описаны простые закономерности.
1. Работники продолжают
совершать действия и
2. Сотрудники избегают действий, которые наказываются.
3. Работники постепенно
перестают проявлять
Способы вознаграждения разделены
на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним способам относятся
механизмы самомотивации
• стремление к достижению результата;
• интересное содержание труда;
• значимость деятельности для общества;
• общение с коллегами.
Внешние способы мотивации организованы компанией и действуют на работника извне:
• заработная плата;
• карьера;
• символы служебного статуса (машина, кабинет, власть и др.);
• признание;
• дополнительные льготы (кредиты, страховка и т. п.).
Для эффективного применения
теории вознаграждения для нематериального
стимулирования персонала необходимо
учитывать определенные факторы. Во-первых,
следует помнить, что при наличии
системы подкрепления результатов
труда заинтересованность сотрудника
повышается, а при мотивации, не зависящей
от результатов его деятельности,
- снижается. Во-вторых, модель может
быть применена при индивидуальном
подходе к нематериальному
Выделяется три
• группа А - работники, для которых важны внутренние факторы вознаграждения: стремление к достижению результата, интересное содержание труда, значимость работы для общества, общение с коллегами;
• группа В - работники, которые наиболее чувствительны к внешним факторам вознаграждения: к заработной плате, карьере, символам служебного статуса (персональная машина, кабинет, власть и др.), признанию, к дополнительным льготам (кредиты, страховки и т. п.);
• группа С - работники, для
которых важны смешанные
Таким образом, при индивидуальном
подходе к нематериальному
Двухфакторная модель мотивации. Рассматриваются две группы факторов: гигиенические и мотивационные. Гигиенические факторы не мотивируют сотрудников, а предотвращают их неудовлетворённость и снижают повышенную текучесть персонала. Мотивируют только мотивационные факторы. 6
К гигиеническим факторам относятся политика компании, условия и режим работы, заработная плата, отношения между коллегами, система контроля и оценки.
Мотивационная группа факторов: возможность достижения успеха, условия построения карьеры, признание и одобрение высоких результатов со стороны руководства, наличие персональной ответственности, возможность творчества. Применение двухфакторной модели при разработке системы мотивации персонала должно быть осторожным, поскольку она отражает западную практику управления персоналом. В крупных и успешных западных компаниях разделение условии труда на гигиенические и мотивирующие может быть оправданно, во многих российских компаниях - нет. Так, известно, что для сотрудников российских компаний ведущим мотивационным фактором нередко выступает заработная плата. Заработная плата становится мотивирующей в те периоды жизни, когда молодому сотруднику необходимо решить жизненно важные задачи: создать собственную семью и отделиться от родителей, купить квартиру, машину, родить ребенка и т. п. Значение заработной платы высоко для сотрудников, которые имеют несколько иждивенцев (детей, больных родителей или родственников). Трудности в применении двухфакторной модели связаны с российскими особенностями, поскольку гигиенические факторы часто выступают для сотрудников такими же стимулирующими их профессиональную активность, как и мотивационные факторы. Можно сказать, что в российских условиях подобная классификация не оправданна: все перечисленные факторы часто выступают мотивационными. Например, многие сотрудники в качестве условий, повышающих их эффективность, называют комфортный офис, удобное месторасположение, отсутствие необходимости спешить на работу в условиях неудобного транспорта, наличие бесплатного корпоративного транспорта и т.п.
Трехфакторная модель потребностей. На эффективности работы влияют три важные потребности человека: потребность во власти, потребности в успехе, потребности в причастности. Применяя трехфакторную модель потребностей в разработке системы нематериального стимулирования, следует учитывать, что среди сотрудников можно выделить три психологических типа.
Работники, имеющие потребность во власти, отличаются такими характеристиками, как открытость, стремление к откровенному общению, энергичность, отсутствие страха перед конфликтами, стремление к отстаиванию своих интересов, ораторские способности, стремление находиться в центре внимания. Эти сотрудники хорошо мотивированы к работе, если имеют четкие карьерные перспективы (продвижения на должность руководителя) в компании.
Работники, имеющие потребность
в успехе, стремятся к умеренному
риску, ориентированы на личную ответственность,
проявляют инициативу, ждут, когда
им передадут полномочия в решении
серьезной производственной задачи.
С целью мотивирования этим работникам
необходимо делегировать важные задачи,
формулировать творческие задания
и применять поощрительные