Национальная безопасность России 2013 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:44, доклад

Краткое описание

От безопасности через развитие России 2009 к культуре безопасности 2013: особенности исследования.
Результаты изучения состояния национальная безопасность России 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ XX1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые особенности  и изучения национальной безопасности России 2013 года

КУЗНЕЦОВ Вячеслав Николаевич - член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор социологических наук, профессор. Шеф-редактор журнала «Безопасность  Евразии».

Адрес в Интернете: Kuznetsovvn.ru.

 

Учёные, специалисты, граждане России за первые пять месяцев (январь - май) 2013 года и предыдущие годы (2009-2012 гг.) осуществили обстоятельный конструктивный анализ практик, методологии, теории «новой государственной политики в области национальной безопасности», предложенной в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Итоги их исследований становятся ещё более значимыми и востребованными сегодня и завтра, в последующие дни, месяцы и годы, так как они учитывают эффект влияния Федерального закона РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», а также Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

 

Раздел I. От безопасности через развитие России 2009 к культуре безопасности 2013: особенности исследования

Суть, ключевая концептуальная идея «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (принятой 12 мая 2009 года) определена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на заседании Совета Безопасности РФ (24 марта 2009 года) как «безопасность через развитие». Эта формулировка незамедлительно была представлена в средствах массовой информации в тот же день.

С учётом вышеизложенного, целью доклада является обобщение итогов исследований российскими учёными, научной школой Кузнецова становления и функционирования феномена «национальная безопасность» через культуру устойчивого национального развития России в 2013 году.

Первой особенностью авторского подхода к интерпретации итогов исследования может быть названа совокупность новых концептов, конструктов, понятий, которые в определённом смысловом взаимодействии формируют предметную и смысловую рамку для сферы безопасности, для сферы национальной безопасности. ( Это работы учёных, представляющих, в основном, научную школу Кузнецова.)

Второй особенностью является опора на синтезированную общую (геокультура+геоэконо- мика+геополитика) научную гуманистическую парадигму, (возможность создания которой (и необходимость) рассмотрена мною в работах 2003-2013 годов).

Третьей особенностью может быть названа тенденция выделения линии культуры, гуманизма (в незападной, восточной традиции) как возможной главной характеристики пятого и шестого глобального технологического уклада. Основное внимание необходимо уделить проблеме законности, справедливости как исходного условия и мотивации, умения понимать человеку своё видение мира и места в нём: здесь речь идёт об обретении, сохранении и защите обретённого смысла жизни. С проблемой понимания тесно увязана линия изучения обретения человеком своего значения, значимости, востребованности в жизни. Здесь речь идёт об окультурировании, об омировоззренивании человека, народа, нации. Здесь ключевая проблема 2013 года понимание,предвидение,предотвраще ние раскультурирования, размировоззренивания человека и нации. Здесь речь идёт о понимании, преодолении и предотвращении рассуверенизации страны, разидентификации человека и народа.

 

Четвёртой особенностью является теория и методология, технология изучения (во времени и пространстве) влияния Контекста на сферу национальной безопасности. Автор понимает Контекст (в представленном исследовании) как реальную действующую в России и вне России Московско-Шанхайскую модель мирового порядка; как Повестку Дня для России, для не западного Мира.

Пятой особенностью теория, методология и технология изучения (во времени и пространстве) влияния Среды на Контекст и на сферу национальной безопасности. Автор понимает Среду как влияние нового оформившегося глобального феномена (в основном не западного) коммуникационного общества, коммуникационной среды. И речь идёт здесь о коммуникационно-информационных технологиях (КИТ). Речь идёт здесь о влиянии на сферу национальной безопасности институциональной среды как Правил Игры для Повестки Дня 2013, влияющих на понимание реальностей 2013 года, на обретение и сохранение смысла жизни в 2013 году. Здесь речь идёт о формировании Российской Мечты, Российских Идеалов, Общенациональной Цели, Российских Ценностей, Национальных Интересов.

Теперь ещё  о научной проблеме доклада: новая государственная политика национальной безопасности может быть дополнена и актуализирована при участии широкого круга учёных и специалистов технических, естественных, общественных, военных, религиозных направлений при доминировании и постоянном внимании к культурной и гуманистической доминанте всех перемен, способов развития народов России.

Полагаю возможным предложить исходную совокупность рабочих вариантов  определений базовых  концептов и конструктов, рассмотренных и обоснованных как в авторских исследованиях, так и в работах других российских учёных.

Безопасность - может быть определена как сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов надёжно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищённость всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, справедливость, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для Всех.

Геокультура - это смысл, форма и сфера деятельности человека, народов мира и государств в культурном масштабе на основе уважительного диалога, культуры мира и безопасности, стратегического компромисса по поводу формулирования, уточнения и достижения личных, национальных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов; сохранения, развития и защиты норм и традиций людей, семей, наций и обществ, их социальных институтов и сетей жизнеобеспечения от неприемлемых вызовов, рисков, опасностей и угроз.

Народная идеология  культуры устойчивого развития и модернизации России (идеология консолидации, национальная идеология, объединяющая идеология, российская идеология 21, «россиянизм») - это формирующаяся относительно устойчивая артикулированная совокупность понятых и принятых людьми личных, общественных, государственных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов, которые содействуют каждому человеку: в формировании и конструктивном функционировании исторической памяти, российской мечты и смысла жизни на основе уважительного диалога, культуры мира и культуры патриотизма; в достижении им достойного качества и уровня благополучия, надёжной безопасности; в интерпретации прошлого, осмыслении настоящего и в понимании будущего.

Мечта - может быть определена как самостоятельный Феномен, обеспечивающий связи между целью, идеалом, ценностями и смыслом жизни; гармонизирующий трансформацию таких связей для сохранения их формы и структуры; сохраняющий идентичность целей, идеалов, ценностей и смысла жизни, их самостоятельность и самодвижение; достижение и сохранение справедливости.

Общенациональная  Цель России - в 2013 году понимается как совместное творчество, совместный труд всех Граждан, всех Народов, российского Общества и Государства по достижению Благополучия и Безопасности каждым Человеком, каждой Семьей, процветанию Отечества; Справедливости и Счастья для Всех.

Окультурирование обозначает устойчивый позитивный процесс созидающего влияния на человека, семью, род, племя, этническое, народное, национальное; на этнос, народ, нацию через формирование достоинства, правды, честности, справедливости, веры, ответственности и милосердия; через выработку достойной мечты, позиции, поступка; через участие в осуществлении общей цели и главных идеалов, ценностей.

Партнёрство - это широкий и развивающийся корпус взаимодействий между гражданами, их объединениями, организациями, институтами, государствами, региональными сообществами и союзами государств и международными организациями ориентированных на: сотрудничество и солидарность в содействии общим целям, ценностям, идеалам, интересам; равноправие, диалог и компромиссы при решении спорных проблем; на закрепление в договорах и соглашениях исходных принципов каждого участника взаимодействия, обязательств перед другими субъектами взаимодействия и ответственности за все риски партнёрства.

Повестка Дня  для мирового сообщества на XXI век - может быть определена как взаимосвязанная и согласованная с участием всех субъектов взаимодействий: совокупность целей, ценностей, идеалов и интересов; последовательность действий для их достижения и безусловный уровень легитимности, законности используемых средств и процедур в процессе деятельности; определённость времени и пространства, масштаба деятельности каждого автора; чёткая и обозначенная заранее ответственность за риски и ошибки в процессе достижения выбранных ориентиров; гласность и прозрачность при распределении долей (частей, фрагментов, преференций и т. д.) полученного результата.

Позиция - это взаимосвязанное сочетание: целей, идеалов и ценностей субъекта; его мировоззрения, ментальности и идентичности; прав, свобод и ответственности; понимание обязанностей и долга; смысла жизни, исторической памяти и образа жизни; национальной культуры и созидающей патриотической идеологии; нового (не Западного) гуманизма ХХ! века.

Поступок во имя справедливости, во имя правды - согласно М. М. Бахтину, становится взаимодействием, обусловленным творческой процедурой обоснования цели и приемлемых средств её достижения; не техничностью, ответственностью, самобытийностью, уникальностью. Методология справедливости наиболее убедительно и конструктивно синтезируется на основе реальных гуманитарных личных поступков субъектов справедливости, которые учреждают справедливость, компромисс своей деятельностью, своим образом жизни, ориентированных на правду, свободу, честность, законность, культуру, достоинство.

Правила Игры при разработке, осуществлении, корректировке Повестки Дня для мирового сообщества в XXI веке - это процесс творческого поиска в сфере социокультурных инноваций конкретных людей и народов на основе эмоциональных переживаний и строгих рациональных правил в соблюдении процедуры участия и ориентированных: на дополнение и трансформацию реальности; на переживание и переосмысление устоявшихся коммуникаций; на восприятие свободы масштабе приемлемой модели мироустройства и миропонимания с целью конкретного участия и ответственности за надёжное обеспечение достойной жизни каждого человека.

Размировозренивание - это устойчивый негативный процесс обратного преобразования нации, народа в «толпу», в «простое население» через раскультурирование; через деформацию, дискредитацию истории народа и страны, их образа жизни, мечты, идеалов и ценностей; через искажение смыслов настоящего и будущего; через искажение смысла жизни человека.

Раскультурирование - это устойчивый негативный процесс обратного преобразования народа, нации в «простое население», в толпу через деформацию и дискредитацию национального мифа и национальной мечты, исторической памяти; общенациональных целей, идеалов, ценностей; через искажение и деформацию культуры этнического, народного, национального; через активизацию и устрашение людей разрушительным национализмом; через распространение расизма и шовинизма.

Риск - это геокультурный феномен, представляющий в превращённой форме правила запрета в динамике перемен от ситуации неопределённости в направлении желательных изменений с учётом фактора времени и реального масштаба.

Семья - это ключевой субъект культуры развития, культуры безопасности, геокультуры. Человек представляет линию геокультурной и социокультурной самоидентификации и аккумулирует историческую память (цели, идеалы, ценности, интересы); тем самым реализуется потребность в самосохранении и актуализации прошлого. Институт семьи обусловливает оригинальность, необходимость и перспективность геокультуры через оценку и самооценку удовлетворённостью жизнью, динамикой и надёжностью сферы жизнеобеспечения; оценки и самооценки своего социального статуса, своей социальной и культурной роли, осмыслении их возможных изменений под влиянием определённых факторов и обстоятельств, характерных для главных перемен в цивилизации ХХ1 века.

Справедливость - это процесс и результат создания и передачи энергии и творческой воли поступков людей, с учётом масштаба, времени и пространства, во все сферы гуманитарных, социальных, религиозных и культурных взаимодействий между людьми и народами, ориентированных на создание и понимание высшего смысла жизни, высшего идеала и высшей цели на основе правды, нравственности и культуры; на достижение счастья и свободы, благополучия и равенства, достоинства и безопасности каждого человека, каждой семьи, каждого народа.

Коммуникационная  безопасность это состояние, процесс и результат обеспечения устойчивой защищённости смыслов жизнеобеспечения человека, семьи, общества и государства, их развития на основе мира и благополучия; защищённости содержания диалога, взаимодействий, сотрудничества народа, общества и государства; защищённость адекватности понимания событий, сообщений и сведений в информационных каналах всех видов; содействие в сохранении и укреплении доверия между людьми, их репутаций, их ориентированности на соблюдение законов, правил и процедур общений; защищённость их мечты, идеалов, ценностей, права на свою позицию и достойный поступок.

Компромисс - это процесс и результат осуществления договорённости между людьми, народами, государствами, их объединениями; между культурами и религиями на согласованное время во имя достоинства, благополучия и безопасности человека, семьи, народов, общества, государства и современной цивилизации, справедливости, на основе взаимных политических, экономических, идеологических уступок по поводу целей, идеалов, ценностей, национальных интересов, интерпретаций прошлого, настоящего и будущего своих народов, стран и регионов, понимания демократии, патриотизма смысл в жизни и мечты.

Смысл жизни - сущность органичного единства цели, идеала и основных ценностей человека, понятых и принятых им как руководство к деятельности; в его ориентации на достойную, благополучную и безопасную жизнь, на её воспроизводство; на сотрудничество с другими людьми и партнёрство; на единство свободы и ответственности; на справедливость.

Сотрудничество - может быть определено как состояние деятельности людей, семей, народов, государств на достижение гуманитарных целей на основе терпимости и доверия в условиях устойчивого уважительного диалога; на достижение созидающих компромиссов.

Социальная безопасность - 1) совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов человека, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений. Объектами социальной безопасности являются люди, их цели, идеалы, ценности, законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспитания, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т. д.); образ жизни. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа; 2) защищённость социальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить её или обусловить её деградацию.

Информация о работе Национальная безопасность России 2013 года