Нормативная и ненормативная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей нормативной и ненормативной этики.
Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие и особенности этики.
Изучить нормативную этику.
Изучить ненормативную этику.

Содержание

Введение 3
1. Понятие этики и ее особенности 5
2. Нормативная этика 10
3. Ненормативная этика 13
4. Научная этика, религиозная этика, профессиональная этика. 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

конечный.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие этики и ее особенности 5

2. Нормативная этика 10

3. Ненормативная этика 13

4. Научная этика, религиозная этика, профессиональная этика. 15

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема актуальна, для студентов, начинающих изучать социальную антропологию, она раскрывает особенности нормативной  и ненормативной этики. Этика в широком смысле может пониматься как универсальный закон, который регулирует отношения между частью и целым, а так же регулирующий отношения между частями внутри целого.

Степень изученности выбранной  темы недостаточна. На примере изучения различных трудов и источников, мы можем рассмотреть основные особенности  нормативной и ненормативной  этики. Степень изученности представлена в  исследованиях Гуревича Г.С., Гусейнова  А.А., Апресяна Р.Г., Кармина А.С., Кропоткина П.А., Матвеева П.Е., Михайловой В.П., Бартко А.Н. и Назарова В.Н.

Объектом  исследования данной контрольно - курсовой работы является нормативная и ненормативная этика, предметом – специфика и особенности нормативной и ненормативной этики.

Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей нормативной и ненормативной этики.

Для решения  поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие и особенности этики.
  2. Изучить нормативную этику.
  3. Изучить ненормативную этику.
  4. Ознакомится с такими понятиями как “научная этика”, “религиозная этика”, “профессиональная этика”.
  5. Структура контрольно - курсовой  работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, четырех пунктов, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, формируются объект, предмет, цель и задачи контрольно - курсовой работы.  В четырех пунктах последовательно прослеживается понятие и особенности этики, определяется, что такое нормативная и ненормативная этика, а также объясняются значения понятий “научная этика”, “религиозная этика”, “профессиональная этика”. В заключении делается вывод о проделанной работе, и подводятся итоги к четырем пунктам.

Работа выполнена в рамках конкретно-исторического  подхода, использованы такие методы как:

  • дедуктивный
  • логический
  • сравнительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие этики и ее особенности

 

Этика — (от греч. — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова “этос” было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

 Впервые  этот термин был употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.  Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах.

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями  в унификации терминологии, так как  в разных теориях объявлялись  базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок. Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.

Этика как  философская дисциплина является глубоко  теоретическим учением, объясняющим  природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят  в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики  состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как  практическую философию, конечной задачей  которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится  прояснить общие основания нравственного  миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит  назначение человека, что делает жизнь  человека осмысленной, счастливой и  т.д. Этика изучает источник происхождения  моральных ценностей, общую природу  морали, ее специфику и роль в  жизни человека.

Этика как  теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с  которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика  не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или  ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых  могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика занимается исследованием  основных категорий, в которых можно  описывать моральные оценки и  критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется  система понятий, в которых можно  выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей  нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции  этики: познавательная и нормативная.

Познавательная  функция этики состоит в том, что этика изучает поведение  человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и  несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует  нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы  в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Классификация этических ценностей:

  • Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие  этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);
  • Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);
  • Более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).

Нравственная  культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1)ценности 

2)регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что  еще древние греки именовали  «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой  в Бога и ревностном почитании  его. В качестве нравственных ценностей  у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила  поведения, ориентированного на указанные  ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно  или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут  быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или  менее стабильной культуре имеется  определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые  по традиции считаются обязательными  для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые  были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий », «Не укради», «Не  прелюбодействуй» и др.). Нормами  истинно христианского поведения  являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и  молитесь за обижающих вас и гонящих  вас» и др.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих  регулятивов нацеленного на нее  поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие  ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь  честен». И наоборот, если человек  в силу своего внутреннего убеждения  следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто  имеют в виду и честность как  ценность, и регулятив, требующий  быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и  к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности или морали, этики.

Важнейшей особенностью этики является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативная этика

 

В этике  как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два рода проблем.  Один род проблем связан с нормами,  принципами,  ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д.  Этими вопросами занимается нормативная этика. 

Область исследования, которая пытается ответить на вопрос «Какие принципы человеческого  поведения заслуживают морального одобрения и на каких основаниях», можно назвать общей нормативной  этикой. Она основывается этическими теориями, этические теории формулируют  и поддерживают системы фундаментальных  моральных принципов и правил, которые определяют, какие поступки являются правильными, а какие неправильными. Тем не менее, многочисленные вопросы  оставались бы без ответа, даже если бы имелась в распоряжении полностью  удовлетворительная общая этическая  теория. Например, оставались бы вопросы  о том, какие разнообразные принципы и правила предполагаются конкретными  решениями, которые люди должны принимать  в повседневной жизни.

Нормативная этика - этика, предметом исследования которой являются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания добра  и зла, морального долга. Нормативная  этика теоретически обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы. Она рассматривает  в теоретической форме те же самые  вопросы, которые стихийно возникают  и решаются моральным сознанием  того или иного общества или класса. Всякая этическая концепция, выражая  нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете, является нормативной.

Попытки применить эти принципы поведения  к различным моральным проблемам  можно назвать прикладной нормативной  этикой. Термин «прикладная» относится  к применению этической теории и  методов анализа для изучения моральных проблем в профессиях, технологии, государственной политике и т. п. Как правило, в этих контекстах не бывает прямого применения теории в индивидуальных суждениях. Скорее, к теории обращаются для того, чтобы  помочь разработать принципы поведения (руководства к действию), которые являются более специальными и подходящими ситуации.  «Прикладная этика» шире, чем «профессиональная этика»,  и биомедицинская этика, политическая этика, профессиональная этика журналиста, профессиональная этика юриста и этика бизнеса являются плодотворными профессиональными сферами для такой деятельности. Принципы действия, созданные для регулирования моральных проблем в прикладных областях, формируются, большей частью, моральными принципами и правилами, парадигмальными случаями (прецедентами) или моделями поведения, эмпирическими данными и рефлексией над тем, каким образом привести в наиболее гармоническое единство эти влиятельные источники.

Информация о работе Нормативная и ненормативная этика