Обзор методов социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:08, реферат

Краткое описание

Второй этап - сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Содержание

Введение
Методы социологических исследований
Виды социологических исследований
Анкетирование
Виды вопросов
Виды опроса
Выборочное обследование
Интервью
Наблюдение
Эксперимент
Методы, применяемые в маркетинге
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы социологических исследований.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)


                             Министерство науки и образования Украины

Харьковский Национальный университет имени В.Н. Каразина

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу : «Методы и организация социологических исследований»

на тему : «Обзор методов социологических исследований»

 

 

 

выполнила

                                                                                                                              студентка 2 курса

                                                                                                                             социологического факультета

                                                                                                                               группы Сц-21

                                                                                                                              Леонова Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Харьков 2012 
Содержание

 

Введение

Методы социологических исследований

Виды социологических исследований

Анкетирование

Виды вопросов

Виды опроса

Выборочное обследование

Интервью

Наблюдение

Эксперимент

Методы, применяемые в маркетинге

Список литературы

 

Введение

 

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую  теорию, специальные социологические  теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными  социологическими исследованиями. Все  три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов  научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания  целей, программы, плана, определения  средств, сроков, способов обработки  и т.д.

Второй этап - сбор первичной  социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки  и сама обработка.

Заключительный, четвертый  этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов  и рекомендации для заказчика, субъекта.

Социология не может  существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о  мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости  и т.д. Первым делом исследователь  использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

 

Методы социологических  исследований

 

При сборе социологических  данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

  • Опрос (анкетирование и интервьюирование);
  • Анализ документов (качественный и количественный);
  • Наблюдение (не включенное и включенное);
  • Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);

Искусство опроса состоит  в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной  постановке вопросов древнегреческий  философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в  тупик хитроумными парадоксами.

Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные  суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую  картину реальности. Он опросил 100 инженеров  и выявил среднетипичного представителя  данной профессии. Вот почему в социологической  анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она  анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Никто в мире не изобрёл  более совершенного способа соединить  несоединимое, огонь и воду, лёд  и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует  за это дорогую цену - совершенное  владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых  можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

 

Виды социологических  исследований

 

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа  социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования - поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление  об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с  разработки его программы, состоящей  из дух разделов - методологического  и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование  объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта  и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя  и формулировка гипотез.

Методический раздел программы  предполагает определение изучаемой  совокупности, характеристику методов  сбора первичной социологической  информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы  любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование  методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать "социальное противоречие", осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Важно различать объект и  предмет исследования. Выбор объекта  и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования - те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом  и прикладном направлениях в зависимости  от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

Анкетирование

 

Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству  респондентов. Они рассматриваются  в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать  любой перечень вопросов. Анкетой  называется лишь то, что обращено к  множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям  исследования и служит получению  только такой информации, которая  проверяет гипотезы.

Достоинство анкетирования  в быстроте получения тех или  иных объектов.

Анкетирование может  быть:

  • почтовое;
  • прессовое;
  • групповое.

Анкетированием может  заниматься любой сотрудник. Но анкетирование  достаточно сложный процесс по организации  анкеты. Вопросы в анкете формулируются  максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Анкета состоит:

  1. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
  2. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
  3. паспортичка (статус и положение участника).

Виды вопросов

 

Все вопросы делятся  на два основных типа - открытые и  закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место  и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

  1. До 100 000 рублей.
  2. От 100 001 до 500 000 рублей.
  3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.
  4. Свыше 1 000 000 рублей.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и  исследование проводится с разведывательной целью.

Виды опроса

 

В социологии различают  два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного  опроса выступает перепись, при которой  опрашивается всё население страны.

С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся переписи населения, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например: персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводиться на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

Выборочное обследование

 

Оно является более экономичным  и не менее надёжным методом, хотя требует более изощрённой методики и техники. Его основа - выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она - уменьшенная копия генеральной  совокупности.

Генеральной совокупностью  считают всё население или  ту его часть, которую социолог намерен  изучить. Выборочной совокупностью  называют множество людей, которых  социолог опрашивает.

В сплошном опросе они  совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно  опрашивает 1,5 - 2 тыс. человек, а получает достоверные сведения обо всём населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя наши отечественные  социологи. Самые авторитетные социологические  фирмы в России - ВЦИОМ и Voc populis.

Информация о работе Обзор методов социологических исследований