Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..
Понятие общественного мнения. Социальная природа и сущность общественного мнения…………………………………………………………………………….
Общественное мнение как регулятор поведения субъектов социальных отношений и орудие манипуляции массами. Факторы формирования общественного мнения……………………………………………………………………………..
Методы изучения общественного мнения……………………………………………….
Тенденции общественного мнения населения современной России…………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет: Экономический 

 

Кафедра: Истории и Философии

 

 

                             Контрольная  работа по социологии

                      

                            Тема: «Общественное мнение»

 

Студент: Пятина Алёна Михайловна                                                                                           (Ф.И.О., подпись, дата) 

 

Группа: 22

 

Руководитель должн., уч.степень, звание: Баженова С. В.                                                                     (Ф.И.О., подпись, дата)

 

 

                                                    2014 г.

                                          

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………………………………..
  2. Понятие общественного мнения. Социальная природа и сущность общественного мнения…………………………………………………………………………….
  3. Общественное мнение как регулятор поведения субъектов социальных отношений и орудие манипуляции массами. Факторы формирования общественного мнения……………………………………………………………………………..
  4. Методы изучения общественного мнения……………………………………………….
  5. Тенденции общественного мнения населения современной России…………………………………………………………………………………………………………
  6. Заключение…………………………………………………………………………………………………
  7. Задание……………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.    

    I . Понятие общественного  мнения.

Социальная природа и сущность общественного мнения. 

 

Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

 

В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:

  1. монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));

  1. мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);

  1. плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).

Впервые понятие "общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".

Специфика общественного мнения:

 

  1. это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;

  1. критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;

  1. массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);

  1. общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;

  1. оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

 

Типология общественных мнений:

  1. по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);

  1. по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);

  1. по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

 

Социально-психологические свойства общественного мнения:

  1. оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;

  1. в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; 3) оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;

  1. оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;

  1. ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);

  1. сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

 

 

 

 

 

 

 

II. Общественное мнение как регулятор поведения субъектов социальных отношений и орудие манипуляции массами.

 Субъект общественного мнения — это устойчивая общность людей, которой принадлежит мнение, чьи интересы и ценности мнение выражает. Организатор же мнения — это любое объединение людей, проявляющее инициативу по формированию мнения, его выражению и распространению. Организатор выносит на обсуждение те или иные социально значимые вопросы, привлекает к ним пристальное внимание людей. Выступая в такой роли, он в состоянии и управлять процессом формирования общественного мнения.

 Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения.

СМИ практически вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию. Из процесса получения информации исключается диалог, который создает важнейшую защиту против манипуляции сознанием. «Получатели сообщений превращаются в толпу в том смысле, что они могут лишь пассивно воспринимать сигналы от «коммуникатора-суггестора». Людям не говорят прямо, как им нужно действовать, но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Речь идет теперь о том, чтобы распространять эти «стимулы», которые вызывают определенные действия, чувства, определенные мистические порывы» .

  Воздействие на общественное  мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения – весь культурный контекст данного общества.

  СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным мнением. И на то есть все основания. По мнению Д. Карнеги, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций» .

 СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры (…) повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [7, раздел III, глава 12, §1].

 

Факторы формирования общественного мнения

 

Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение, на первый план выступают следующие :

•  Личностные факторы, т.е. совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории, их возраст, изменения в потребительских интересах, которые часто связаны с переходными периодами в жизни человека. Кроме этого, формирование спроса потребителем зависит и от рода занятий, профессиональной ориентации клиентов, влияющей на затраты времени, энергии, проведение досуги

•  Социальные факторы, отражающие происхождение людей их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности. Эти факторы прямо влияют на формирование спроса основных потребителей товаров и услуг.

•  Культурные факторы, оказывающие большое влияние на потребительские предпочтения. При этом необходимо учитывать и представителей различных субкультур - по национальности, религиозным убеждениям, спортивным, музыкальным, игровым интересам. Особенно данные факторы важны при реализации спортивных, музыкальных, культурно-бытовых товаров широкого потребления.

•  Психологические факторы учитывают влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами. Здесь необходимо учитывать уровень и качество образования, семейное положение, элементы мотивационной модели с учетом восприятия, усвоения, убеждения и реальных возможностей установления эффективной обратной связи с общественностью.

•  Научно-технические факторы отражают уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции супер- качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

  III.  Методы изучения общественного мнения.

Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

1) Прямое  наблюдение

2) Анализ  документов

3) Опросы, которые  делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос

 

 

2.1 Прямое наблюдение

 Под наблюдением  в социологии подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени  формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости  от положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включенное) и  простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.

Информация о работе Общественное мнение