Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 00:38, доклад
В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс - это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.
Прогресс - поступательное движение человечества
к одной высшей разумной цели, к идеалу
блага, достойного всеобщего желания.
И хотя иногда, как говорил Лейбниц, и встречается
попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс
возобладает и восторжествует. Гегель
определяет всемирную историю как прогресс
в сознании свободы - прогресс, который
мы можем познать в его необходимости.
Процесс развития предполагает накопление
качественных новообразований, которые
необратимо уводят систему от ее исходного
состояния в направлении либо повышения
уровня организации системы, либо ее понижения,
либо сохранения в общем того же уровня
при некоторых модификациях. Такие формы
развития выражаются категориями прогресса,
регресса и одноплоского развития. Долог
путь от первобытного стада до современных
социальных, информационно-технических
систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет
истории человечества на Земле было более
20 тыс войн, которые унесли жизней намного
больше чем сейчас проживает. Из 3600 лет
всего лишь 292 года мирных. В истории возникали
мощные государства и гибли тут же. Раздумья
о социальном прогрессе приводят к противоречивым
вопросам: становиться ли человечество
физически и духовно более здоровым и
счастливым или нет? Что принесла людям
современная техника - этот идол человечества?
Прогресс в его чисто логическом смысле
- есть всего лишь абстракция. Развитие
искусства это хорошо доказывает. Сравните
шедевры, отдаленные веками, какое из них
более художественно. Некоторые авторы
утверждают, что биологически, интеллектуально
и нравственно люди вырождаются, доказывая
это тем, что увеличивается раковых больных,
нервно-психических, умственно-отсталых,
СПИД, наркомания, алкоголизм. Каждый новый
источник энергии является новым открытием,
способствующий прогрессу производственных
сил. Но и это может способствовать угрозой
для человека. Некогда Руссо выдвинул
тезис, что прогресс наук и искусства принес
людям неисчислимый вред. Как ни привлекательна
идея повернуть все вспять, она неосуществима,
это попытка уйти от проблемы, а не решить
ее. Современная критика технологического
прогресса более изощренна. У нее есть
несколько сторон. 1. Осознаны границы
роста человеческой цивилизации, по крайней
мере на Земле. 2. Приближение новой эпохи,
происходит поиск возможности применить
плоды самого технологического прогресса
к его изживанию.
Еще в начале 20 в. прогресс употреблялся
в конкретных оборотах, прогресс народного
хозяйства, а современное отражает тенденцию
к оперированию обособленными понятиями,
символами. Интересное высказывание Шеллинга:
идея непрекращающего прогресса есть
идея бесцельного прогресса, а то, что
не имеет цели, не имеет смысла.
Если прогресс - цель, то для кого мы работаем?
Вопрос о историческом прогрессе долгое
время трактовали как путь к совершенству.
Это развитие от низшего к высшему. Но
встает вопрос можно ли считать современный
тип общества более высшим чем предыдущий.
Если брать технику конечно прогресс есть,
а если состояние нравственности - очень
спорно. Перед человечеством встала проблема
гармоничного развития всех сфер к высшему.
В центре всех видов социального прогресса
находится человек. Проблемы человека
считаются центральными. Высшим и всеобщим
объективным критерием прогресса является
развитие производительных сил, включая
развитие самого человека. Разновидности
прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и
технике улучшается и развивается производство
оно автоматизируется; Социальный прогресс
- это постепенное улучшение материальных
условий жизни человека, повышение жизненного
уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие
духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.
Прогресс и регресс - противоположные
формы развития общества в целом или отдельных
его сторон, означающее либо поступательное
развитие общества по восходящей линии,
расцвет, либо возврат к старым, застой.
Критерием служит степень развития производительных
сил, экономического строя, науки, культуры
и развития личности. Основой развития
явл. развитие способа производства.
С общей точки зрение мерой прогресса
может служить продвижение от простого
к сложному, повышение сложности организации
систем. В естественных, как общее совершенствование
системы, увеличение возможностей дальнейшего
развития. В экономике, нужно исходить
не только из уровней и темпов развития
производства, сколько из уровня жизни
трудящихся и роста народного благосостояния,
качество жизни.
Существенным мерилом исторического прогресса
является возрастание свободы в ее разумном
употреблении, а также в увеличении потребностей
человека в научном, философском, эстетическом
познании мира.
Выделим три сферы материальной действительности:
неорганическая, органическая, социальная,
в каждой из которых проявляется критерии
прогресса.
Для неорганичесской критерием является
степень усложнения структуры системы
(например молекулярный относительно
атомарного).
Процесс применительно к живой природе
определяется как такое повышение степени
системной организации объекта, которое
позволяет новой системе выполнять функции,
недоступные старой системе.
Говоря об общественном прогрессе - это
увеличение в обществе счастья и добра.
И криетериями ОП являются: 1) темпы роста
производства, производительности труда,
ведущие к увеличению свободы человека
по отношению к природе; 2) степень свободы
работников производства от эксплуатации;
3) уровень демократизации общественной
жизни; 4) уровень реальных возможностей
для всестороннего развития индивидов;
5) увеличение человеческого счастья и
добра.
Отношение Человек-Природа по своей значимости
начинает перекрывать наши экономические,
политические, социальные, и др. заботы.
Из за угрозы экологической катастрофы.
Когда Мы убьем последнего зверя и отравим
последний ручей, тогда Мы поймем, что
деньгами питаться нельзя.
Суть ЭУ, в разрыве естественных циклов
воспроизводства биологических ресурсов,
самоочищения почвы, вод, атмосферы.
Отличие современной ситуации от предшествующих
эпох состоит в том, что изменение в среде
проживания отрицательно сказываются
на природе самого человека, его исходных
потребностей, биологическом и духовном
состоянии.
Преодоление глобальных угроз:
1. Развертывание информационной компьютерной,
биотехнологической революции как технико-технической
основы возможного выхода из ситуации
выживания, преодоление преград к объединению
человечества. Создание на ее основе новой
Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно
эта информационная революция создает
объективную предметную основу, которая
позволит отвести термоядерную и экологическую
угрозу. Переосмысление мира.
2. Демократическое согласие во внешней
и внутренней политике, в групповых и межличностных
отношениях.
3. Объединительные процессы духовной
жизни как в религиозном, так и в светском
варианте. Попытка идейного сближения.
4. Межэтническая и межкультурная интеграция
при сохранении автономности и уникальности
каждого этноса и каждой культуры.
5. Интеллектуальный поиск.
Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.
Социальное развитие рассматривается
как частный случай социальных изменений,
имеющих либо направленность в сторону
улучшения/усложнения/
Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
Поскольку социальные изменения затрагивают все элементы общества, принято разделять их на 4 уровня:
Социальные изменения более высокого уровня обычно приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Кроме этого, некоторые социологи выделяют различные виды социальных изменений.
Г.В. Осипов предлагает следующую классификацию изменений:
Осипов считает, что все виды социальных изменений взаимосвязаны, провоцируют друг друга и, следовательно, приводят к постоянной социальной динамике общества.
Наибольший интерес социологов вызывают социальные изменения, которые определятся как социальное развитие. Все социологические школы пытаются определить какие изменения и в каких сферах общества определяют его прогресс и регресс.
Обобщив и проанализировав существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.
Социокультурные теории считают главными изменения происходящие в социокультурной сфере общества — мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.
Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Уильямом Ростоу и Даниэлем Беллом. Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий — традиционное, переходное, "сдвига, "зрелости", "высокого массового потребления".
Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа — доиндустриальное (основной сферой производства является сельское хозяйство, так как не развиты технологии), индустриальное (основная сфера — промышленность), постиндустриальное (основная сфера — обслуживание).
Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Карл Маркс, Карл Бюхер и Бруно Гильдебранд.
Гильдебранд считал, что общество проходит три этапа развития — натурального обмена, денежный, кредитный. Бюхер также выделял три стадии развития, называя их — "домашнего хозяйства", "городского хозяйства" и "народного хозяйства".
Все виды социальных изменений, и прежде всего — социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы — эволюционные изменения и революционные изменения.
Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
В XX веке ученые отошли от представления о линейности эволюции. В современной социологии, эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные перемены, носящие кумулятивный характер и представляющие собой процесс постепенного накопления каких-либо качеств или свойств, влекущие за собой изменения в социальной системе. Направленность изменений определяется по закону сложения векторов.
В ходе эволюции принято выделять 2 процесса:
Инновация — комплексный процесс создания, распределения и использования какого-либо нового средства для удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.
В отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.
Можно выделить три подхода к определению революции:
Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:
образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.
Институт образования обладает специфическими особенностями, которые проявляются, в частности, в следующем:
- это подлинно социальный институт, так как в нем реализуются социальные интересы представителей всех без исключения общественных классов и социальных групп;
- он задает тональность в
развитии и совершенствовании
общества, его участники это люди
разных возрастов и поколений;
- это специализированная сфера
самовыражения личности как
- это такая форма организации жизни, при которой происходит одноцелевое взаимодействие индивидов, представляющих различные социальные статусные группы и значительно различающиеся по своим знаниям, навыкам, опыту.
Социальная организация института образования строится с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов. Горизонтальная организация выражает переход человека из одного состояния развивающегося обучения и воспитания в другое. В настоящее время в Украине действует такая горизонтальная организация: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольное образование и воспитание; профессионально-техническое образование; средне-специальное образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантура, докторантура; самообразование.
Суть вертикальной организации заключается: в упорядочении социальных взаимодействий между субъектами образования; в обеспечении рациональных, целенаправленных социальных действий и взаимодействий между различными типами школ с целью взаимообогащения опытом обучения и воспитания, повышения учащихся по ступенькам знаний, умений, навыков и максимального раскрытия способностей обучаемых и обучающих.
Социальные институты образования, независимо от общественно- экономического устройства и политической организации, ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:
- социального воспроизводства /репродуктивную/;
- социального перемещения /изменения социального статуса/;