Опрос в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного или непосредственного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

метод опроса в социологическом исследовании.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Опрос в социологическом  исследовании

По предмету: Социология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008

 

Особенности метода опроса в социологическом исследовании

 

Опрос представляет собой  метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.

Опрос занимает важное место  в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с  его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей.

Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследо0вания, позволяет уловить через систему  формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.

Многие считают опрос  самым простым и доступным  методом сбора первичной социологической информации. И в этом утверждении есть значительная доля истины. Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении его качественных данных. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований.

К числу главных из них (что проверено практикой социологических исследований) можно отнести:

- наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

- создание благоприятной  психологической, комфортной обстановки  опроса, что далеко не всегда  зависит от подготовки и опыта  лиц, проводящих его.

Соблюдение указанных  требований и их значимость во многом предопределяются видами опросов. Различают  два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых имеет свои многочисленные разновидности.

 

Анкетирование как  вид опроса

 

Поскольку анкетирование  возможно при разных способах общения исследователя с опрашиваемым, различают анкетирование прессовое (вопросник печатают в газете, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочный анкетный опрос) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению, раздатчика анкеты. Однако анкету респондент заполняет самостоятельно.

По месту проведения различают  анкетирование (как и интервью) по месту жительства и по месту работы. В последнем случае оно может  быть групповым (или аудиторным) - по месту работы или учебы, а в  первом случае - это индивидуальное анкетирование. При нем увеличиваются затраты времени, но обеспечиваются в большей мере качество заполнения анкеты, соответствующий отбор респондентов и полный возврат анкет. При групповом опросе особое внимание необходимо обратить на требования к месту проведения опросов (изолированность помещения, исключающая посторонние шумы и отвлекающие факторы - телефонные звонки, появление посторонних лиц и т.д.; просторность помещения, обеспеченность ручками и карандашами, наличие урны для анкет). Анкетер обязан провести вступительную беседу, используя инструкцию и вводную часть анкеты. Группа не должна превышать 10-20 человек, а продолжительность заполнения анкеты - 45-60 мин. Практика показывает, что наиболее массовые ошибки в заполнении анкет связаны именно с неудачным инструктажем. Дело может быть не просто в неточности инструкций социолога, а в самом тоне, пластике, мимике. Ведь респонденты в заметной степени копируют отношение социолога к анкетированию.

Опрос (анкетный и интервью) может быть полностью или частично стандартизированным. Этот вид опроса определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

В качестве основного инструмента  для опроса используется анкета. Она представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования.

Анкета должна иметь определенную структуру. Она включает вводную  часть, основную часть и "паспортичку". Важное значение имеют расположение вопросов, их формулировка, графическое оформление анкеты.

На титульном листе  анкеты обязательно должны быть ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей его, место и год издания. Вопросы и варианты ответов необходимо выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен быть легко читаемым. Возможно использование рисунков, схем, которые активизируют внимание респондентов, снимают напряжение.

В водной части поясняются цели и задачи опроса, значение и  использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса. Нужно при этом заготовить нестандартный текст, раскрывающий важность самого исследования и правила заполнения анкеты, так как настрой респондента во многом зависит от спектра исходных эмоций. Указывается и степень анонимности опроса. Здесь же даются разъяснения по заполнению анкеты. Правила заполнения и регистрации ответов могут содержаться в тексте отдельных вопросов основной части анкеты.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных  целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты.

 

Схема 1.4.1.

 

"Паспортичка" состоит  из вопросов, касающихся социально- демографических и других характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе (опросе). Помещение "паспортички" в начале анкеты может вызвать сомнения в анонимности опроса и тем самым недоверие к социологу, повлиять на конкретность ответов ( и даже на желание отвечать вообще).

При составлении вопросника анкеты необходимо руководствоваться требованиями, проверенными практикой и повышающими обоснованность, надежность инструментария. Это касается в первую очередь формулировок вопросов.

Существуют некоторые  типичные для молодых социологов ошибки в формулировании вопросов анкеты:

- высока доля вопросов, направленных на самооценку респондентами  своих знаний и умений. Такие  вопросы допустимы, но требуют  сети перепроверочных вопросов  и не должны составлять основу  анкеты;

- большая вариативность  возможных ответов (20-25 вариантов)  в одном вопросе вызывает растерянность  респондентов. Число вариантов должно  быть максимум 7-9 с обязательным  свободным вариантом;

- отсутствие перепроверочных  вопросов, неумение группировать  их, включение явно нереальных  вариантов ответа и т. д.

Опытные социологи предлагают формулировать вопросы экзаменационного типа. Они содержат задания, экспериментальные ситуации, решение которых требует от респондента использования определенных сведений, навыков, знакомства с конкретными событиями, именами и т.д.

Так, к примеру, для выяснения  информативности о международной  жизни можно предложить список имен не только политических деятелей, но и  деятелей науки, искусства, спорта и  т.д.

Важно обеспечить нейтральность  предлагаемой анкеты. В ней нередко социологи вынуждены ставить вопросы, касающиеся престижных и неодобряемых видов поведения, источников косвенных доходов, отношения к тем или иным острым событиям и т.д. В этом случае важна соответствующая или, как говорят социологи, нейтральная формулировка вопроса, которая не ущемляла бы личного достоинства респондента. Одной из таких формулировок может быть, например, вопрос : "Большинству или меньшинству окружающих Вас людей присущи следующие черты поведения?" и т.д.

Эффективность опроса определяется его структурой. Он подразумевает три фазы, каждая из которых несет печать общего качества опроса как метода социологических исследований, но имеет свою специфику.

Основными фазами опроса являются адаптация, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Фаза адаптации состоит  из обращения и нескольких первых вопросов, простых, контактных, не обязательно связанных с содержанием исследования, способствующих расположению респондента к исследователю. Здесь важно учитывать как пол опрашиваемого, так и место опроса.

Конечно, адаптация социолога  не сводится к приспособлению, но начинается именно с него, с формирования психологического поля общения с респондентами.

Эта фаза опроса, включающая обращение, должна учитывать, идет ли речь о массовом респонденте или об экспертах. В последнем случае необходимо не только указать на стремление исследователей помочь в реализации тех или иных потребностей людей, но и отметить важность учета мнений экспертов как людей профессионально подготовленных, квалифицированных, указать на престижность их участия в такой работе.

Важно обеспечить анонимность  опроса массового респондента, указав на то, что ответы будут опубликованы в обобщенном виде, что фамилию  указывать не следует. В опросе экспертов  анонимность не играет роли.

Основной объем социологической  информации зависит от качества второй фазы опроса. Ее успех зависит от многих условий, в том числе от типа и формы ответов, о чем речь пойдет ниже.

Для завершения опроса (фазы снятия напряжения) в конце вопросника (или в устной форме) помещаются легкие, так называемые функционально-психологические  вопросы, снимающие напряжение и  дающие возможность для выражения  чувств респондента. Здесь очень  важно не прерывать опрашиваемого, выслушать его (при интервью), а  в заключение поблагодарить за помощь в работе.

 

 

Классификация вопросов

 

Для составления вопросника, проведения опроса очень важное значение имеет классификация вопросов, осуществляемая по различным основаниям. В зависимости  от отношения к цели исследования различают программно-тематические (или содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) вопросы. По ответам на первые вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, событии, социальном объекте. Вторые способствуют процедуре опроса и служат, в конечном счете, получению качественной информации.

По предметному содержанию выделяют вопросы:

а) о фактах;

б) знаниях; в) мнениях, установках, мотивах поведения и т.д.

Вопросами о фактах являются демографические (о возрасте, составе семьи, социальном положении и т.д.), вопросы о фактах окружающей среды, социальной практики (вопросы типа: "Имеется ли у Вас телевизор", "Посещали ли Вы в этом месяце театр" и т.д.). Когда речь идет о фактах прошлого, рекомендуется помочь респонденту воспроизвести соответствующую ситуацию, в которой происходило событие.

Вопросы о знаниях следует не задавать в "лоб" ("Знаете ли Вы...?"), а формировать несколько вопросов по отдельным аспектам проблемы, разрабатывать набор тестов.

По функции выделяют вопросы-фильтры, контрольные и наводящие, а также  функционально-психологические вопросы. Вопросы-фильтры задаются для выделения  из совокупности опрашиваемых той их части, которой будет адресован  содержательный вопрос, следующий за вопросом-фильтром ("Занимались ли вы общественной работой?" и потом, для  ответивших положительно: "Какие  общественные поручения Вы выполняете?").

Функционально-психологические  вопросы необходимы для снятия напряжения, перехода от одной темы к другой, создания благоприятного климата взаимоотношений  между опрашивающим и опрашиваемым. Здесь имеется в виду плавность перехода от одной темы к другой, использование своеобразных мостов типа: "А теперь несколько вопросов о..." и т.д.

 

Схема 1.4.2.

 

Назначение контрольных  вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности  ответов респондента. Это может  достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах, а также формулировки вопросов, ответы на которые заведомо хорошо известны.

По степени стандартизации различают закрытые, полузакрытые и  открытые вопросы.

В закрытых вопросах предлагаются один или несколько возможных ответов. В настоящее время преобладают закрытые вопросы. Это дает возможность увеличивать заполняемость анкет, обеспечивать кодирование ответов респондентов на ЭВМ непосредственно или сразу после опроса; распределять ответы по заранее запрограммированному числу позиций.

Однако эти преимущества закрытых вопросов имеют место не во всех ситуациях. Предложенная структура  ответов может не совпадать с  представлениями опрашиваемых о  возможных ответах на тот или  иной вопрос ; она может оказаться  неполной (особенно в условиях отсутствия пробного опроса).

Различают несколько видов  закрытых вопросов : дихотомические ("да-нет"), альтернативные и "вопросы-меню". В дихотомическом вопросе респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, выразить согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа. Отличие альтернативного вопроса от дихотомического состоит в уравновешенности формулировок, в таком сбалансированном наборе положительных и отрицательных вариантов ответов, которые уменьшают смещение ответов в ту или иную сторону. Ответы в альтернативных вопросах носят взаимоисключающий характер. Разновидностью альтернативного является шкальный вопрос, в котором респондент соотносит свое мнение ( поведение, оценку и т.д.) с одним из делений предложенной шкалы. В нем исключается возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответа. В "вопросе-меню" респондент выбирает несколько вариантов ответа (пример: "Какие газеты Вы читаете регулярно?"- "Коммерсант", "Россия" и т.д.)

Информация о работе Опрос в социологическом исследовании