Организация статистического учета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:32, реферат

Краткое описание

В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны поводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом.
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.

Содержание

Глава 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………3
Глава 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларуси
2.1Понятие статистического учета……………………………………………..6
2.2Состав, задачи и права органов государственной статистики……………..8
2.3Порядок проведения проверок достоверности статистических данных….11
Список используемых источников……………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РБ

МГУ им. А.А.Кулешова

Кафедра политологии и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

«Организация статистического учета в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка Ятчук Марина Евгеньевна,

факультет экономики и права, группа С-121, 3 курс

Преподаватель Меркулова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Могилев, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………3

Глава 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларуси

2.1Понятие статистического учета……………………………………………..6

2.2Состав, задачи и права органов  государственной статистики……………..8

2.3Порядок проведения проверок  достоверности статистических данных….11

Список используемых источников……………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь

  В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны поводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом. 
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная. 
Необособленная организация предполагает проведение статистической работы в подразделениях различных органов управления государства. 
Обособленная организация предполагает создание в числе государственных органов специальных статистических учреждений, осуществляющих сбор и обработку информации в масштабе всей страны. Это более высокий тип организации статистики. 
На практике наблюдается сочетание этих форм статистики: наличие государственных органов статистики и функционирование ведомственной статистики. 
Обособленная организация в свою очередь может быть централизованной и децентрализованной. 
Децентрализованная система состоит в том, что сбор и обработка статистической информации осуществляется в подразделениях государственных органов управления в рамках их компетенции и далее от них данные поступают в специальный статистический орган для сводки и анализа в масштабах государства в целом. Статистические исследования в стране направляются методическими рекомендациями, разрабатываемыми этим органом. Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает сводимость и сопоставимость показателей, поступающих в статистический орган из различных источников. 
Централизированная система сбора и обработки статистической информации предполагает, что основная часть работы (или вся работа) централизируется в специальных статистических органах. Последние образуют целостную общегосударственную систему, включающую центральное статистическое учреждение и разветвленную сеть местных статистических органов, размещенных по всей территории страны и ведущих наблюдение за всеми основными сферами хозяйственной жизни и социальных явлений. Эти статистические учреждения обеспечивают обработанными данными органы государственного управления, хозяйственные, научные и общественные организации. 
В этом случае создаются наилучшие условия для обеспечения метологического и организационного единства статистических исследований, автоматизации статистической работы.

 

В чистом виде централизованной системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая тенденция к повышению уровня централизации статистических исследований, более тесного взаимодействия статистики с другими видами социально-экономической информации, с задачами учета и контроля. 
Развитие НТП, компьютеризация вносят определенное своеобразие в организацию статистики, так как изменяется традиционная структура статистической работы (разработка методов и систем статистических показателей, организации методик проведения исследований). 
Статистическая работа в Республике Беларусь строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В основе построения системы государственной статистики лежат идеи единства методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Все это отражено в законе “О государственной статистике”. 
Статистическая работа всегда является массовой, охватывающей большое число объектов по всей территории страны. Чтобы такая работа проводилась в строгом соответствии с требованиями статистической науки, нужны единая методология, единый организационный план, централизованное руководство. 
Руководящим организационным и методологическим центром статистики в Республике Беларусь является Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Это главный учетно-статистический центр страны по управлению статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства. 
В состав министерства входят Управление совершенствования методологии статистики, Управление сводной статистики, Управление баланса народного хозяйства, Управление статистики населения и др. 
Основными функциями Минстата являются: 
1) разработка, анализ и предоставление органам государственного управления статистических данных о состоянии экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности и т.д.; 
2) проведение статистической работы по совершенствованию системы статистических показателей, методов обработки и анализа экономической, социальной и другой информации; организация государственных статистических наблюдений; 
3) утверждение и совершенствование форм статистической отчетности и инструкций по их заполнению, обеспечение бланками статистической отчетности; 
4) проверка постановки учета и достоверности отчетных данных в министерствах и ведомствах, на предприятиях и организациях; 
5) руководство автоматизацией сбора и обработки статистической информации и создание автоматизированных банков данных; 
6) публикация статистических материалов, научной и популярной статистической литературы. 
На Минстат РБ возложена также задача создания и обеспечения функционирования статистической информационной системы на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях на основе единой научной методологии как составной части системы информатизации Республики Беларусь.

Статистические управления

В областях и в столице Республики Беларусь созданы статистические управления. 
Основной задачей местных органов государственной статистики являются: 
а) сбор, обработка, проверка и своевременное предоставление хозяйственным и другим органам управления соответствующего уровня необходимой статистической информации; 
б) проведение анализа статистических материалов; 
в) публикация статистических материалов. 
Минстат РБ и его местные органы утверждают минимум показателей и формы статистической отчетности на каждый год. Издание инструкций по заполнению форм отчетности и рекомендаций по другим вопросам статистики обеспечивает единую методологию учета и статистики. 
В отраслевых органах управления (министерствах и ведомствах) и на предприятиях, объединениях статистическая работа возглавляется, как правило, экономическими управлениями (отделами). На каждом предприятии имеются работники, которым поручено ведение учета, выполнение статистической разработки данных учета и составление отчетов по установленной форме. 
Содержание статистической отчетности предприятий и организаций будет рассмотрено в следующем вопросе темы 
Объем отчетности, порядок и сроки ее предоставления регламентируются специальным документом – табелем(перечнем) форм государственной статистической отчетности. Этот документ (табель) обычно содержит три раздела: 
1) формы общегосударственной статистической отчетности; 
2) формы межотраслевой отчетности; 
3) формы отраслевой(ведомственной) отчетности. 
Руководители предприятий на основании табелей утверждают внутрипроизводственный перечень форм статистической отчетности по подразделениям и направлениям производственно-хозяйственной деятельности.

 

 

ГЛАВА 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларусь

 

2.1 Понятие статистического учета

Статистический учет (от лат. status - состояние) – система сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике производственных и социальных процессов.

 Статистический учет — учет, основанный на методах статистики, предусматривающий создание системы  сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих  делать выводы о развитии общества, организации, явления.

Статистический учет применяется для наблюдения и количественного отражения массовых явлений общественной жизни с качественной их характеристикой для изучения и выявления закономерностей развития общества. Он используется для изучения процессов развития народного хозяйства в целом, его отраслей и отдельных предприятий. Статистический учет, как правило, ведется в стоимостном выражении. Основной задачей статистического учета является сбор, обработка, обобщение и анализ информации о процессах, происходящих в экономической и социальной жизни Республики Беларусь и ее административно-территориальных единицах, на основе научно обоснованной методики формирования статистических данных. Его результатом является информация, которая представляется заинтересованным пользователям.

Целью проведения статистического учета является формирование в соответствии с действующей методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения задач информационного обеспечения общества, управления социально-экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, прогнозирования дальнейшего их развития. Статистика абстрагируется от конкретного факта. Ее информация строится на обобщающих показателях, характеризующих совокупность объектов. Статистический учет использует агрегированные (обобщенные) данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, получен- ные при комплексных и выборочных наблюдениях. Используются специ- альные методы сбора и обработки информации: свод и группировка дан- ных статистического наблюдения, экспертные оценки, индексы, метод средних чисел и др. Источниками информации являются: оперативная от- четность, переписи, единовременный учет, а также данные бухгалтерской отчетности.

В статистическом учете применяются все виды измерителей (натуральные, трудовые, денежные). Статистический учет широко использует присущие ему способы и приемы единовременного характера: обследования, переписи, наблюдения, расчеты средних величин, индексов и т.д. Кроме того, статистические органы ведут сплошной или выборочный статистический учет состояния экономики. тенденций се развития, движения рабочей силы, товаров и т.д.

На базе статистических данных государственные органы управления разрабатывают прогнозы, принимают решения в области экономической политики, определяют конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны. Статистика, обобщая и анализируя изучаемые процессы, устанавливает закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.

Таким образом, статистический учет представляет собой систему изучения и контроля массовых экономических, социальных, демографических и других аспектов общественной жизни, необходимых для управления как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на региональном и общегосударственном уровне.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состав, задачи и права органов государственной статистики. 

 

Организация статистики в различных странах представлена сетью государственных статистических организаций, которые с учетом потребностей государства и корпораций необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации). Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции — Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии — Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ — Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения выполняют роль координирующих Центров при разной степени децентрализации сбора статистических данных. Организация статистики в России и Белоруссии в качестве системы государственных учреждений началась с XIX в. В 1858 г. был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), который утверждался как вневедомственный орган, объединяющий все статистические работы. Однако централизованная система государственной статистики в этот период не сложилась. Отсутствовали статистические учреждения на местах, в ряде министерств (Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-начала 70-х гг. XIX в. началась активная деятельность земской статистики. Ее основная задача состояла в изучении послереформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика представлена системой учреждений, построенной по административно-территориальному принципу.

Государственная статистика – это система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.

Основными принципами государственной статистики являются:  профессиональная независимость;  рациональность при выборе способов сбора первичных статистических данных;  научная обоснованность, достоверность и объективность статистических

данных;  актуальность и своевременность статистических данных;  конфиденциальность первичных статистических данных;  сопоставимость статистических данных;  доступность и открытость сводных статистических данных.

В настоящее время органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 (с изм. и дополн.) являются:  республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;  территориальные органы государственной статистики; Республиканским органом государственного управления в области государственной статистики является Национальный статистический комитет (Белстат), подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь.

 К территориальным  органам государственной статистики  относятся главные статистические  управления областей и города  Минска. В структуру главных статистических  управлений областей и города  Минска входят отделы статистики  в районах и городах (районах  города Минска); Республиканский и территориальные органы государственной статистики получают данные установленной отчетности от организаций, проводят специальные обследования, переписи.  Однако система государственной статистики не получает первичной информации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства. Данная функция сбора первичной статистической информации возложена на уполномоченные государственные организации, за исключением органов государственной статистики, осуществляющие ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций. Государственные органы, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции обязаны соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации на основе персональной ответственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Организация статистического учета в Республике Беларусь