Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:21, контрольная работа
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи самостоятельной работы:
Изучить теорию структурно-функционального анализа;
Рассмотреть теорию социального конфликта;
Рассмотреть направление «технологический детерминизм».
Введение…………………………………………………………………..….3
1.Теория структурно-функционального анализа………………..…………4
1.1. Представители школы структурно-функционального анализа и их вклад в развитие социологической мысли……………………………………....4
1.2 Функция в теории Парсонса………….………………………………....6
1.3 Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca………………………………………………...……………..…………..7
1.4. Эволюция развития общества по Т.Парсонсу…………………………9
2.Теория социального конфликта………………………………………….10
3.Технологический детерминизм……………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………...…19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теория структурно-
1.1. Представители школы структурно-функционального анализа и их вклад в развитие социологической мысли……………………………………....4
1.2 Функция в теории Парсонса………….………………………………....6
1.3 Теория социального
действия в интерпретации
Т. Пapcoнca……………………………………………….
1.4. Эволюция развития
общества по Т.Парсонсу……………………
2.Теория социального конфликта………………………………………….10
3.Технологический детерминизм…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...…19
Введение
Современная западная социология
— чрезвычайно сложное и
Целью работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Задачи самостоятельной работы:
1. Теория структурно-функционального анализа
1.1. Представители
школы структурно-
Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. Структурно-функциональный анализ различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга.
В настоящее время это самое представительное направление социологической мысли в странах Запада и в нашей стране. Хотелось бы отметить парадоксальную ситуацию: в советское время отечественные социологи на общеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, историческому материализму, а на практике придерживались теорий среднего уровня, на уровне эмпирических исследований применяли структурно-функциональный анализ.
В этом направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа. Самые видные представители – американские социологи Роберт Кинг Мертон, Толкотт Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Примером социологического анализа является теория аномии Р. Мертона (понятие, заимствованное у Дюркгейма). Аномия, по Р. Мертону, – особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Мертон считал причиной аномии противоречие между господствующими в США индивидуалистическими нормами – целями культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов поведения личности) – и существующими институтами, санкционирующими средства достижения этих целей. Последние практически лишают подавляющее большинство людей всякой возможности реализовать поставленные задачи законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, апатии, утраты жизненных перспектив, разочарования в жизни. Такой методологический подход к анализу процессов общественного развития объясняет многие проблемы в большинстве современных стран, в том числе и в России.
Согласно структурно-
Разработка структурно-
• функциональное единство
общества, т. е. согласованность
• универсальный функционализм, т. е. полезность всех социальных явлений;
• функциональная необходимость.
Общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать только систему, в которой они находятся, а необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди в них только участвуют, образуя структуры, выполняя роли, занимая определенный статус. Эта схема распространяется на все социальные общности вплоть до семьи. В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам.
1.2 Функция в теории Парсонса
Функции – это наблюдаемые
последствия, позволяющие производить
адаптацию или регулировку
В структурно-функциональном
анализе функция
1) как "назначение" одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;
2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения "одного" оказываются производными (функцией) от изменений "другого" (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятие функциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы. Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организованности, порядка) наряду с процессами производства, воспроизводства, в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате "естественной" эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых ("искусственных") усилий.
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
На уровне общества в
целом функцию адаптации
1.3 Теория социального действия в интерпретации Т. Пapcoнca
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в:
а) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);
в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.
Окончательно структуру социального действия определяют:
существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.
Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий [1, с. 87].
1.4. Эволюция развития общества по Т.Парсонсу
Следует отметить, что Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, включающий в себя структурную дифференциацию и взаимодействие систем и подсистем действия. На каждом новом уровне этот процесс сопровождается все большим упорядочением системных отношений, повышением внутренней сложности систем и большими возможностями для удовлетворения системных потребностей. Причинно-следственные приоритеты взаимодействия систем неопределенны, системы адаптируются друг к другу, дифференцируются и интегрируются, их отношения ситуационны. Единственным правилом, регулирующим отношения систем, является кибернетическая иерархия. Т. Парсонс не отдает предпочтения ни одному из факторов социальной эволюции, представляемой им как вероятностный процесс, объяснение которого возможно только с учетом всех факторов, вовлеченных в конкретное социальное явление. Его теория создает систему абстрактных категорий — единый язык описания социальной реальности.
Также Парсонс различает три типа общества: