Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:48, доклад
Потребительское поведение обычно рассматривают как компонент экономического поведения, и его изучение редко выходит за рамки экономического дискурса [1]. Управление потребительским поведением соответственно выполняет экономические задачи по обеспечению баланса спроса и предложения, что в современных условиях становится залогом устойчивого развития общественной системы.
Два понятия, функционирующие в экономике и социологии, «потребительское поведение» и «поведение потребителей», воспринимаются как тождественные и их дефиниции опираются на описание процесса удовлетворения потребностей рациональным субъектом, включая принятие сознательного решения при выборе продукта
Голова А.Г.
(г. Москва)
Потребительское поведение – как индикатор социальных трансформаций
Потребительское поведение обычно рассматривают как компонент экономического поведения, и его изучение редко выходит за рамки экономического дискурса [1]. Управление потребительским поведением соответственно выполняет экономические задачи по обеспечению баланса спроса и предложения, что в современных условиях становится залогом устойчивого развития общественной системы.
Два понятия, функционирующие в экономике и социологии, «потребительское поведение» и «поведение потребителей», воспринимаются как тождественные и их дефиниции опираются на описание процесса удовлетворения потребностей рациональным субъектом, включая принятие сознательного решения при выборе продукта [2,3,4]. Однако, потребитель – это социальная роль, обусловленная объектом потребления. А потребительское поведение – это форма проявления социального действия, которое необходимо рассматривать в континууме с субъектом действия. Потребительское поведение отражает социально-экономический аспект такой широкой и междисциплинарной категории, какой является потребление, наполненное различными смыслами. В социально -экономическом ракурсе потребительское поведение сопряжено с потреблением и представляет собой особый тип организованного взаимодействия между социальными системами с целью получения ресурсов для самовоспроизводства и инноваций. Организованность взаимодействия определяется наличием специальных условий (помещений, платежных систем и т.п.) и нормативно-правовых регуляторов во время взаимодействия. Вне организованного взаимодействия потребительское поведение требует отдельного рассмотрения. Таким образом, потребительское поведение, как предмет исследования, можно изучать на разных уровнях социально-экономических систем. Данный подход стремится избежать понятия обмена (ресурсами, ценностями, благами), как одной из формы взаимодействия. Поскольку, обмен предполагает наличие неких паритетных условий, которые осознаются всеми участниками взаимодействия. Обстоятельства современных потребительских практик основаны на несбалансированных интересах субъектов, при этом, объект потребления может быть многокомпонентным, причем каждый компонент имеет задачу, не связанную непосредственно с конечным потребителем; во-вторых, форма взаимодействия может быть не прямая, а косвенная; в-третьих, компрессия времени не всегда позволяет субъектам делать осознанные расчеты ценности предложений. Еще в 1968 году Кодер в статье «Социальные изменения» в Международной энциклопедии социальных наук предсказывал, что доля рыночного обмена (наиболее разработанная категория в данном подходе) среди всех других видов обменов будет уменьшаться, что требует детального рассмотрения и синтезирования новых концепций обмена.
В потребительском поведении фиксируется позиция диалектического единства субъекта и объекта потребления (в какой-то степени отраженной в афоризмах Ж.А. Брийя-Саварена), а так же унитарность всех этапов процесса потребления от формирования потребности, точнее мотива (как внутреннего импульса к действию) до употребления – утилизации или исчезновения объекта из поля интересов субъекта.
Объектом потребления является любой продукт (материальный, физический, духовный) деятельности другой системы, обладающий совокупностью утилитарно-функциональных, знаково-символических и аффективных свойств. С точки зрения лексического пространства синергетики, утилитарные свойства идентичны материальной составляющей извлекаемого ресурса (см. вышепредставленную дефиницию потребительского поведения), знаково-символические свойства обеспечивают информационный ресурс, аффективные свойства становятся основой энергетического ресурса. Знаково-символические свойства детально изучены (П. Бурдье, С. Лэш, С. Урри, В.Б. Голофаст), а вот аффективный или эмоциональный компонент продукта потребления, как предмет исследования заявлен только как фактор эмоционального воздействия (emotional appeal) в некоторых концепциях «маркетинга эмоций», но может быть областью интересов для развивающейся «социологии эмоций».
Аффективность определяется как качественными характеристиками самого продукта: для материального - дизайном, тактильной фактурой, запахом и т.п.; для нематериального – образностью, сенсационностью вербальной формы, драматургией, музыкой, динамикой видеоряда (для любого медийного, культурного, массового, в том числе спортивного продукта), так и условиями, в которых происходит потребительское поведение. Современный продукт сочетает в себе признаки товара и услуги (модель «киндер-сюрприза» в котором сопряжены сюрприз, шоколад, игрушка), поэтому условия приобретения и потребления (среда публичных пространств магазинов, кафе и т.д.) становятся неотъемлемой частью объекта потребления (соответственно отражены в его стоимости). В постиндустриальную эпоху значение аффективного компонента продукта будет возрастать. Исследование потребительского поведения студенческой молодежи в условиях столичного мегаполиса [5] показало, что эта группа фактически отказалась покупать одежду на рынках (менее 2%), доминирует коллективный поход в торговый центр (только 34% делают покупки в одиночку) и для 86 % это форма досуга и развлечения, которое дает чувство удовольствия, повышает самооценку и является поводом для общения, но вызванное в основном необходимостью - 73% (множественность ответов), то есть наблюдается противоречие между рациональной мотивацией и иррациональной, чувственной оценкой результата.
Объект потребления с одной стороны будет детерминирован статусом, ролью, стилем жизни субъекта, с другой - будет сам эмпирическим маркером этих показателей субъекта потребления. Как наблюдаемое явление, потребительское поведение может быть охарактеризовано внешними параметрами:
Потребительское поведение перенимает на себя все больше функций, традиционно делегированным другим социальным феноменам и институтам. Для потребительского поведения населения на макро - уровне можно выделить следующие функции: экономическую, социокультурной регуляции и трансляции социального опыта. А на микро-уровне индивидуального потребления через потребительское поведение не только происходит утилитарное удовлетворение какой-то потребности, но и стратификация (разделение населения по потребительским предпочтением), самореализация (как форма конструирования идентичности или способ самовыражения), социализация (через потребительские практики, производимые в публичных пространствах, интернируются нормы и правила), коммуникация (со всеми ее частными функциями от интеграции, до развлечения), и получение особого эмоционального состояния, связанного со спектром чувств от самоудовлетворения до эстетических (функцию можно назвать аффективной). Наделение потребительского поведения (в сопряжении с потреблением) такими разнообразными функциями свидетельствует о том, что оно становится в центр общественной жизни и начинает играть особую роль в общественных отношениях, что является признаком культуры консюмеризма.
Информация о работе Потребительское поведение – как индикатор социальных трансформаций