Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования: определение специфики оказания социально-медицинских услуг населению;
На основании данной цели ставим следующие задачи:
изучить научную, популярную, методическую и специальную литературу по теме исследования;
определить специфику и условия оказания социально-медицинских услуг населению;
составить технологическую карту: «практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг населению».
Введение…………………………………………………………………………...5
I. Социально-медицинские услуги населению……………………………….8
1.1. Социально-медицинские аспекты социальной работы………………..8
1.2. Перечень медико-социальных услуг согласно ГОСТ Р 52143-
2003………………………………………………………………………15
1.3. Условия предоставления социально-медицинских услуг
населению……………………………………………………………...18
II. Практическая деятельность социального работника при оказании
социально-медицинских услуг………………………………………………21
2.1. Характеристика медицинского учреждения……………………….….21
2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских
услуг клиенту в медицинском учреждении…………………………2
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Социально-медицинские услуги населению……………………………….8
1.1. Социально-медицинские аспекты социальной работы………………..8
1.2. Перечень медико-социальных услуг согласно ГОСТ Р 52143-
2003……………………………………………………………………
1.3. Условия предоставления социально-медицинских услуг
населению………………………………………………………
II. Практическая деятельность социального работника при оказании
социально-медицинских услуг………………………………………………21
2.1. Характеристика медицинского учреждения……………………….….21
2.2. Индивидуальный план оказания социально-медицинских
услуг клиенту в медицинском учреждении…………………………24
Приложение 1…………………………………………………………………….25
Приложение 2…………………………………………………………………….26
Приложение 3…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...
В чем красота его работы,
Людскую боль испив до дна,
Забыть про праздники, субботы,
Трудясь порою до поздна?
В чем смысл? Людскую боль измерив,
Познать, что у нее нет дна,
И осознать, что кто-то веря,
Его прихода ждет без сна.
Работник социальной службы,
Всегда стремится всем помочь,
Как многим труд его так нужен,
Как многим, он, помочь не прочь.
Автор Тамара Сальникова
Введение
Основная цель социальной защиты — сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. И действительно, распределяются ли благотворительные дары, обеспечиваются ли ночлегом бомжи, пресекаются ли наркомания, алкоголизм, другие порочные наклонности, ведется ли доставка дров, лекарств, пенсий, проявляется ли просто участие и интерес к судьбе защищаемых людей — все это прямо или косвенно касается здоровья и жизни подопечных людей. Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т. е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т. е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебнодиагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности.
Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.
Наряду с этим в данной сфере деятельности могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии или проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент.
Объект исследования: социально-медицинские услуги населению Российской федерации;
Предмет исследования: организация предоставления социально-медицинских услуг населению;
Цель исследования: определение специфики оказания социально-медицинских услуг населению;
На основании данной цели ставим следующие задачи:
изучить научную, популярную, методическую и специальную литературу по теме исследования;
определить специфику и условия оказания социально-медицинских услуг населению;
составить технологическую карту: «практическая деятельность социального работника при оказании социально-медицинских услуг населению».
Гипотеза: мы предполагаем, что социально-медицинские услуги позволяют более эффективно организовать социальную помощь, направленную на восстановление утраченных физических способностей, и может являться альтернативой определению людей в стационарные учреждения.
Практическая значимость дипломной работы состоит в обобщении опыта работы специализированной социально-медицинской работы.
1. Социально-медицинские услуги населению
1.1. Социально-медицинские аспекты социальной работы
Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.
Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социальными проблемами выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Пожилые и старые люди наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации.
Определить степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям, содействовать активному участию в определении режима питания, формированию адекватного образа жизни — это задачи медико-социального специалиста, вооруженного знаниями психофизиологических особенностей стареющего организма и в то же время информацией о возможностях медико-социальной службы.
В социально-медицинской защите нуждаются семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения среды обитания, а также неполные, многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.
Защита и оказание различных видов социальной помощи, укрепление и развитие семьи, помощь в обеспечении благоприятных условий для выполнения семьей своих основных функций осуществляются в специальных центрах «Семья» или в отделениях медико-социальной помощи при территориальных лечебно-профилактических учреждениях.
Вопросы медицинской помощи решаются на уровне первичной медико-санитарной помощи, которая может быть оказана специалистом по медико-социальной работе высшего или среднего уровня совместно с семейным (участковым) врачом — врачом первичного контакта.
Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т. д.).
В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986—1987 гг.), инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других категорий лиц.
Социальный работник медицинской ориентации должен курировать женщин после родов, особенно из неблагополучных семей. Молодые женщины в послеродовом периоде по различным причинам, часто социального характера, не обращают должного внимания на свое здоровье, что может способствовать развитию гинекологических заболеваний и отразиться на репродуктивной функции.
Рождение ребенка в неполной семье (внебрачный ребенок), рождение второго ребенка, прерывание беременности, продолжение учебы или ее прекращение ввиду опасности осложнения беременности — все эти вопросы входят в компетенцию социального работника и должны решаться как на приеме у медико-социального врача, так и при индивидуальной, патронажной работе в семье с участием консультантов психолого-педагогического и социально-правового профиля.
Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории «Мать и дитя», туберкулезные санатории, школы для трудновоспитуемых или умственно отсталых позволяет избежать пагубных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и дает возможность внедрять в социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни.
Специалист медико-социального профиля формирует у населения определенные правила поведения, здоровые привычки, что способствует предупреждению хронических неинфекционных заболеваний, повторных обострении, прогрессирования уже имеющегося заболевания, развития осложнений и неблагоприятных исходов.
Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.
Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении — основы организации медико-социальной службы.
Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, специалист, магистр), владея знаниями не только в области медицины, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная защита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.
Залог успеха медико-социального работника учреждения здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.
Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т. д.).
Медико-социальный работник находит применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического стационара, как отделения для долечивания, реабилитационные центры, медицинские учреждения медико-социального обеспечения и др.
Структуризация медицинских кадров требует строгой дифференциации труда медицинских работников по степени занятости при оказании специализированной лечебной помощи. Этому способствует и перераспределение больничных коек в зависимости от характера проводимых лечебно-диагностических манипуляций и объема лечебного вмешательства. В этих условиях меняются взаимоотношения медицинских работников и открываются большие перспективы для деятельности медицинского социального работника.
Акцент в работе отделения медико-социальной помощи делается на изучении особенностей жизнедеятельности населения территориального участка, и на основе анализа полученных данных проводятся соответствующие мероприятия.
Приоритетным направлением практической работы медико-социального территориального отделения следует считать формирование и развитие полноценной семьи, в первую очередь молодой семьи. С этих позиций правомерно создание медико-социальной службы поддержки семьи в составе отделения медико-социальной помощи при поликлиниках, что методологически подготовлено пересмотром основных положений оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, обеспечивают не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медико-социальных услуг. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, поадресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья своих пациентов.