Принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 02:51, контрольная работа

Краткое описание

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Содержание

1 Принципы права социального обеспечения…………………………………………………….3
1.1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения……………………..3
1.2 Содержание принципов права социального обеспечения………………………………5
2 Социальная защита беженцев……………………………………………………………………9
2.1 Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»……………………………………..9
2.2 Признание лица беженцем…………………………………………………………………9
2.3 Права и обязанности лица, признанного беженцем……………………………………11
2.4 Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца……………………………….14
Список использованных источников……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

собес.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДЕЗАЙНА

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине:

Специальность: Социальное обеспечение

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

Студент

 

      

 

 

 

 

 

Преподаватель

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2014

Содержание

1 Принципы права социального  обеспечения…………………………………………………….3

1.1 Общая характеристика  принципов права социального  обеспечения……………………..3

1.2 Содержание  принципов права социального  обеспечения………………………………5

2 Социальная защита беженцев……………………………………………………………………9

2.1 Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»……………………………………..9

2.2 Признание лица беженцем…………………………………………………………………9

2.3 Права и  обязанности лица, признанного беженцем……………………………………11

2.4 Утрата статуса  беженца или вынужденного переселенца……………………………….14

Список использованных источников……………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Принципы права социального  обеспечения

1.1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

- устойчивость  финансовой системы обязательного  социального страхования, обеспечиваемая  на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный  характер социального страхования, доступность для застрахованных  лиц реализации своих социальных  гарантий;

- государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;

- государственное  регулирование системы обязательного  социального страхования;

- паритетность  участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;


- обязательность  уплаты страхователями страховых  взносов в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение  надзора и общественного контроля;

- автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

- общеправовые, свойственные всем отраслям права;

- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких  отраслей права;

- отраслевые, характеризующие  специфику конкретной отрасли;

- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов  отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. В российском законодательстве закрепляются внутриотраслевые принципы непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» указаны следующие принципы социального обслуживания:
  1. Адресность, доступность, добровольность;
  1. Гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас.

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов. Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

- связь обеспечения, как правило, с трудом;

- обеспечение  не только граждан, но и их семей;

- свободу приобретения  гражданами своих прав и распоряжениями;

- приоритет в  обеспечении некоторых категорий  граждан;

- зависимость  уровня обеспечения от прожиточного  минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

- всеобщность;

- финансирование  социального обеспечения за счет  обязательных страховых взносов, а также за счет государственного  бюджета;

- дифференциация  социального обеспечения в зависимости  от условий труда (вредные, тяжелые  и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

- универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э.Г. Тучкова она выделяет следующие принципы:

- осуществление  социального обеспечения за счет  как страховых платежей, так и  средств бюджета;

- дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового  вклада, причин нуждаемости и  иных социально значимых обстоятельств;

- обязанность  государства гарантировать уровень  социального обеспечения не ниже  прожиточного минимума;

- гарантированность  социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в  ней в силу обстоятельств, признаваемых  социально значимыми;

- многообразие  видов социального обеспечения;

- участие общественных  объединений, представляющих интересы  граждан, в разработке, принятии  и осуществлении решений по  вопросам социального обеспечения  и защиты их прав.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

1.2 Содержание принципов права социального обеспечения

1. Всеобщность  социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения. В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2. Осуществление  социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

4. Обязанность  государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения