Проблемы личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.
Работа состоит из введения, пяти глав, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 18 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..........2
1. Понятие социологии личности……………………..….............................…3
2. Социальная типология личности…………………………………………..4
3. Проблемы личности в социологии………………………….………..……8
4. Формирование личности в процессе социализации……………………..10
5. Социальные роли и социальный статус личности……………………….13
Выводы…………………………………………………………………..……...…...18
Список использованной литературы……………………………..……...…...........19

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы личности в социологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….…………..........2

  1. Понятие социологии личности……………………..….............................…3
  2. Социальная типология личности…………………………………………..4
  3. Проблемы личности в социологии………………………….………..……8
  4. Формирование личности в процессе социализации……………………..10
  5. Социальные роли и социальный статус личности……………………….13

Выводы…………………………………………………………………..……...…...18

Список использованной литературы……………………………..……...…...........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Широкой и сквозной проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и её взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в социальной структуре общества как её основной, базовый, изначальный элемент, без которого нет и не может быть ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений. Югославский социолог Р. Лукич писал об этом: «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, какое оно есть, потому что оно есть общество людей, потому что в нём объединены люди, а не другие существа». Это не означает, отмечает он, что общество всецело определяется человеком, но этот значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым он взаимодействует.

Включение человека в  общество осуществляется через различные  социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.

Работа состоит из введения, пяти глав, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 18 страниц.

1. Понятие социологии личности

 

В обыденном сознании нередко отождествляются такие  понятия, как «человек», «индивид», «личность». В социологии, эти понятия  чаще всего не рассматриваются как  синонимы и достаточно чётко различаются  при всей их близости и взаимосвязи. Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества. Характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. [9, стр.180-213]

Отсюда ясно, что личностью  не рождаются, а становятся. Только что появившийся на свет ребёнок  – человек, но ещё не личность, хотя в нём уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность. Следовательно, не всякий человек – личность. Но с другой стороны, любой человек, являющийся носителем важнейших социальных качеств своего общества и выступающий как соответствующий субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность.

Социология личности - специальная  социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек  в его социальном формировании, становлении  и развитии в социальной, биосоциальной и экосоциальной среде.

В социологии личность рассматривается  как человеческий индивид, приобретающий  в ходе социализации и включения  в систему социальных связей и  общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми. [12, стр.85-97]

Социология личности разрабатывает  широкий спектр вопросов о взаимосвязи  личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях (совместно с социальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом.

Социологию личности интересуют социальные детерминанты поведения и деятельности людей, социальные (в широком смысле) условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества. [10, стр.45-68]

2. Проблемы личности в социологии

 

Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формулированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно  оценивать количественно – по уровню социальной активности людей  – и качественно – по характеру  и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то, и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности – продукт  сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий  жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности [2, стр.79], К. Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Формм, состоит в том, что он позволяет наиболее активно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от ценностных ориентаций.

Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельности у данного типа личности весьма низкая.

 У идеалистов, наоборот, сильно  выражены критическое отношение  к традиционным нормам, независимость  и пренебрежение авторитетами, установки  на саморазвитие во что бы  то ни стало.

Для  фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетённое, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. [1, стр.34-70]

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и  контролем.

Гедонистические материалисты ориентированы  в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято  выделять также модальный, идеальный  и базисный типы личности. Модальный  тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у    К. Маркса или Новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентиры человека и через я – на его поведение.

Исследования западных социологов показали, что специфика  отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует  проявления определенных личностных качеств  и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а сфера семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность. [3, стр.104]

В то же время хорошо известен в социологии обратный механизм –  влияние личностных качеств на возникновение  и развитие общественных отношений  определенного типа. М. Вебер в  свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным. [2, стр.146]

Социологи и психологи  выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Этот эффект ²выученной беспомощности², ²пролонгированный инфантилизм², двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, ²паразитическая новация².

Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности – закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в неподконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказываются от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя вполне свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем их воли. [1, стр.85]

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что  часто ощущения бессилия характеризует  на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько  его восприятие этой ситуации. Большинство  людей недооценивают те, пусть  и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя.

3. Проблемы личности в социологии

 

В условиях социальных изменений  перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как  сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж самоотверженных людей, людей высокой духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и поведения, всей деятельности, не встречают поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость, и т. д.

Необходимо разграничивать интраиндивидуальный  и интериндивидуальный (межличностный) подходы к изучению личности (И.С. Кон). При первом подходе изучаются  типические черты, установки, свойства личности, при втором - закономерности межличностных отношений людей при выполнении ими различных социальных ролей. Интраиндивидуальный подход связан с социальной типологией личности, интериндивидуальный - с теорией социальных ролей. Как типологическая, так и ролевая теории занимают видное место в социологии личности. На основе же совмещенного комплексного подхода возможно социальное моделирование личности, которое должно опережать разработку прогнозов и моделей научно-технического прогресса (пока это не наблюдается). [8, стр.45-98]

Информация о работе Проблемы личности в социологии