Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:03, реферат
В настоящее время одним из самых важных и сложных для молодежи является вопрос: «куда пойти работать после окончания ВУЗа?» Казалось бы, при снизившемся в начале 90-х уровне рождаемости и общей тенденции к увеличению среднего возраста сотрудников на многих производствах, проблем с поиском места работы у молодых специалистов возникнуть не должно. К сожалению, это не так, а молодые люди, только получившие диплом, зачастую не могут найти себе достойную работу по специальности. В чем причины данной проблемы, и каковы пути выхода из сложившейся ситуации?
Введение 3
Проблемы молодежи на рынке труда. Безработица 4
Причины безработицы молодежи 11
Решение проблем занятости молодежи 13
Заключение 18
Литература 20
Содержание
Введение 3
Проблемы молодежи на рынке труда. Безработица 4
Причины безработицы молодежи 11
Решение проблем занятости молодежи 13
Заключение 18
Литература 20
Введение
В настоящее время одним из самых важных и сложных для молодежи является вопрос: «куда пойти работать после окончания ВУЗа?» Казалось бы, при снизившемся в начале 90-х уровне рождаемости и общей тенденции к увеличению среднего возраста сотрудников на многих производствах, проблем с поиском места работы у молодых специалистов возникнуть не должно. К сожалению, это не так, а молодые люди, только получившие диплом, зачастую не могут найти себе достойную работу по специальности. В чем причины данной проблемы, и каковы пути выхода из сложившейся ситуации? Довольно много статей написано на эту тему, и с помощью двух из них я постараюсь разобраться в этом вопросе.
Проблемы молодежи на рынке труда. Безработица
Ежегодно в России на рынок труда выходит около миллиона молодых специалистов, однако не все из них удачно трудоустраиваются. Несмотря на высокую значимость наличия высшего образования, для эффективной адаптации молодежи на рынке труда существенное значение имеют такие характеристики, как выбранная профессия, специализация, в каком учебном заведении получен диплом, какова форма обучения, соответствует ли образование установленным стандартам. Работодатели при найме молодого специалиста без опыта работы, прежде всего, обращают внимание на бренд ВУЗа как на показатель качества подготовки его выпускников.
Вот что пишет о проблеме занятости молодежи Салахутдинов Р.Р. в своем автореферате: «Перспективы мирового экономического развития определяются характерами перехода стран к инновационной экономике, где доминирующее положение занимает нематериальное производство: наука, образование, сфера услуг и т.д. Перед каждой страной встает задача поиска наиболее эффективных направлений своего развития, обеспечения конкурентных преимуществ в мировом экономическом пространстве. Ускорение темпов создания, накопления и использования знаний проявляется, в частности, в расширении систем образования и объема научных исследований, интегральным показателем такого роста является отношение расходов на образование и науку к ВВП. Этот показатель варьируется от 8,5% в Израиле, 7,5% в США и Южной Корее, примерно до 6,5% в целом по странам ОЭСР. В России он составляет 3,7% - ниже, чем в развивающихся странах (4,4% в Бразилии, 6,8% в Чили).
Молодые люди с высшим образованием являются стратегическим социально-экономическим потенциалом страны, от стартовых условий их трудовой деятельности зависит ее последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Это наиболее мобильная категория рабочей силы, эффективные вложения в ее человеческий капитал создают новые возможности для экономического прогресса.
Обеспечение эффективной занятости молодежи является общемировой проблемой. В результате трансформационных процессов последних десятилетий, сопровождавшихся ломкой сложившихся механизмов вовлечения молодежи в сферу трудовой деятельности, проблема молодежной занятости отчетливо обозначилась в России. В последние годы анализ молодежного рынка труда сильно затруднен, ввиду отсутствия соответствующих показателей официальной статистики по отраслям и регионам. По данным Росстата в ноябре 2008 г. доля молодежи в возрасте до 30 лет составила 24,8% среди занятых, а среди безработных она оказалась в 1,7 раза выше – 41,6%. Как в период трансформационной рецессии, так и в период восстановительного роста ситуация на молодежном рынке труда оставалась напряженной. Все годы реформ среди лиц 20-24 лет доля безработных превышала долю занятых в два раза. Именно на эту группу молодежи приходится наибольшее количество безработных студентов и выпускников ВУЗов. В 2008 г. молодежь данного возраста составила 10,2% среди занятых и 20,2% среди безработных.
С 1991 г. произошло перераспределение занятости молодежи между государственным и негосударственным секторами экономики. В период трансформаций молодые специалисты в поисках более высоких доходов соглашались даже на малоквалифицированные рабочие места, избегая более низких заработков в госструктурах на престижных должностях. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привело к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Произошел отток молодых работников из промышленности в другие сферы деятельности, в первую очередь в сферу обслуживания и торговлю. Не только низкая доходность, но и малоквалифицированный труд, изношенная материально-техническая база провоцируют отток молодых специалистов в сферы деятельности с более высокими заработками. Сокращение занятости молодежи в промышленном секторе объясняется еще и тем, что в течение всего трансформационного периода продолжает сохраняться тенденция, при которой предприятия не заинтересованы вкладывать средства в подготовку молодых специалистов. Кризисное положение и недостаточное финансирование лишь одна сторона проблемы. Вторая, не менее важная причина их незаинтересованности связана с неустойчивостью жизненных позиций молодых специалистов. У руководителей вполне обоснованно возникают опасения, что переобученные сотрудники могут уйти в другую фирму за более высокую зарплату.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников ВУЗов к рынку труда. Если ранее их трудоустройство осуществлялось в виде планового распределения молодых специалистов, которое гарантировало каждому выпускнику определенное рабочее место, то в современных условиях положение изменилось. Профессионально-отраслевая структура выпускаемых кадров по качественным параметрам профессионализма чаще всего не устраивает работодателей, о чем свидетельствует высокая доля выпускников ВУЗов среди безработной молодежи.
На фоне демографического спада снижение конкурентоспособности молодежных трудовых ресурсов с высшим образованием привело к катастрофическому провалу в кадровом обеспечении российской экономики в период перехода на инновационный путь развития. В результате острой межотраслевой конкуренции за кадры в выигрыше оказались: финансовая сфера, ресурсные отрасли, строительный сектор. Научное воспроизводство и инновационная сфера, образование и др. бюджетные отрасли не могут конкурировать с бизнесом и обеспечиваются специалистами по остаточному принципу, хотя сами же создают, готовят и развивают кадровый потенциал страны. В начале 2008 г. особенно неблагоприятная ситуация сложилась в инновационных отраслях промышленности и отраслевой науке, где требовался ежегодный приток 150-200 тыс. специалистов. С 1992 г. численность занятых в ОПК сократилась в три раза. Несмотря на провал в средневозрастной категории кадрового обеспечения по всем отраслям, по специальности идут работать в среднем лишь 25-30% выпускников технических ВУЗов. Низкие заработки и отсутствие возможностей для статусного роста приводят к оттоку наиболее одаренной молодежи из промышленности и науки.
По мнению экспертов ГУ-ВШЭ половина россиян с дипломами о высшем образовании не работает по полученной в ВУЗе специальности по причине разбалансированности рынка труда и устаревшей системы образования. Наиболее тяжело этот дисбаланс отразился в период наступившего кризиса на выпускниках 2009 и 2010 гг. Предполагается, что около 40% выпускников не найдет работу по окончании ВУЗов.
В условиях экономического роста последних лет многие абитуриенты сознательно поступали в образовательные заведения на специальности, по которым не собирались работать в будущем - их целью был диплом о высшем образовании. Избыточное и непрерывно растущее предложение рабочей силы во время кризиса привело к тому, что при отборе на должности специалистов любого уровня диплом ВУЗа требуют 90% работодателей, при отборе на должности рабочих – более 50%. В результате чего трудовой потенциал молодых специалистов хронически недоиспользуется на многих предприятиях.
Глобальный кризис еще более увеличил армию молодых высокообразованных безработных. Данные социологических исследований свидетельствуют, что среди лиц молодого возраста растут не только масштабы, но и продолжительность безработицы, в поисках работы они проводят в среднем до 8 месяцев. По мнению специалистов, незанятость молодежи, длящаяся более 6 месяцев, ведет не только к утрате ее трудовых навыков и деквалификации, но и к появлению неуверенности в себе, депрессии» [1].
Тему безработицы среди молодежи развивает в своей статье Беглова Е.И.: «Общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые и опытные работники, в силу своих возрастных особенностей и неуверенного положения на рынке труда. Испытание безработицей - очень суровое испытание, тем более что неудавшаяся в самом начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе человека. Ситуация, когда за годами образования и подготовки следует период безработицы, означает, с одной стороны, “невостребованность” и недостаточную эффективность полученного образования и, с другой - деквалификацию работника. Высокий уровень безработицы среди молодежи приводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления “потерянного поколения” - людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьезно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем. А для эффективного развития отечественной экономики необходимо платежеспособное население, в том числе и молодежь.
Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты - по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая” (или “фрикционная”) безработица. Если фрикционная безработица среди молодежи выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы. Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период» [2].
Салахутдинов Р.Р. разделяет такую же точку зрения на проблему: «На биржах труда такие категории соискателей, как выпускник, студент, относятся к особым, в некотором смысле маргинальным категориям – наряду с пенсионерами и инвалидами: как первые, так и последние редко бывают востребованными, их позиции на рынке труда отличаются от позиций обычных «полноценных» работников. Тот факт, что молодой человек начинает свой трудовой путь со статуса безработного, требует глубокого осмысления и адекватных мер со стороны соответствующих государственных структур.
Кризисная ситуация исключила возможности выбора для молодых специалистов, спрос на их услуги резко сократился. Перед лицом угрозы банкротства и с учетом необходимости быстро, оперативно реагировать на неблагоприятную динамику рынков, расходы на обучение сотрудников и другие инвестиции в долгосрочную перспективу будут сведены предприятиями к минимуму. Соответствующим образом меняются и притязания выпускников. На биржах труда эти тенденции заметны уже сегодня. Среди молодых специалистов началась конкуренция даже за «стартовые» позиции на рынке труда. В особенно затруднительном положении оказались выпускники разросшихся за последние годы юридических и экономических факультетов. На сегодняшний день в данных сферах занятости остаются без работы даже опытные менеджеры и специалисты. В условиях наступившего кризиса сокращение штатов в первую очередь затронуло молодых специалистов, только устроившихся на работу: выпускников ВУЗов 2007 и 2008 гг., а также студентов, совмещавших работу с учёбой (см. табл. 1). Показатели общей численности безработной молодежи с 2007 г. практически не изменились. Однако доля молодых безработных молодых людей с высшим образованием с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. выросла в 1,7 раза. Аналогичный показатель среди всего населения увеличился незначительно – лишь на 3,1%.
Таблица 1
Структура безработных по возрасту и образованию (в %)
Февраль 2007 г. |
Февраль 2008 г. |
Февраль 2009 г. | |
Молодежь в возрасте до 29 лет, всего |
41,7 |
42,3 |
42,2 |
Население с высшим образованием |
9,7 |
10,4 |
13,5 |
Молодежь в возрасте до 29 лет с высшим образованием |
- |
14,6 |
24,6 |
Непростая ситуация с трудоустройством, в которой оказались молодые кадры, в значительной мере зависит не только от успешности экономического положения предприятий, но и от настроений работодателей, их ожиданий, стратегий на будущее. Те предприятия, которые ограничатся задачей выжить в условиях кризиса, скорее всего, откажутся от найма выпускников. Те же, кто будет стратегически планировать развитие компаний на долгосрочную перспективу, продолжат, хоть и в уменьшенном объеме, вкладывать инвестиции в молодых специалистов. До настоящего времени так и не создано условий для осуществления эффективной молодежной политики в сфере труда, влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера» [1].
Информация о работе Проблемы молодежи на рынке труда. Безработица