Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.
Задачи работы:
1. Описать социальное обслуживание как вид социальной работы.
2. Рассмотреть социальные потребности пожилых людей.
3. Охарактеризовать перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста.
Введение 3
1. Социальное обслуживание как вид социальной работы 5
2. Социальные потребности пожилых людей 10
3. Перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста 15
Заключение 23
Список литературы 25
Содержание
В течение XX в. доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Эта тенденция сохранилась и в XXI в. Так, по прогнозам ООН, число пожилых людей (лиц в возрасте 60 лет и старше) в 2050 г. достигнет 21% мирового населения. Еще два десятилетия назад казалось, что демографическое старение населения, т.е. увеличение доли пожилых в общей численности населения, свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня стало очевидно, что этот процесс охватил практически весь мир, в том числе и Россию. Поэтому в настоящее время приобретает особую актуальность мнение о том, что основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита пожилых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.
В условиях рыночной экономики специальные услуги для пожилых людей предусматриваются как в системе социальных отраслей и комплексов, так и в области сервисной деятельности. На рынке услуг они становятся предметом купли и продажи соответственно спросу и предложению. Пожилые люди являются устойчивыми потребителями гарантированных государственных социальных услуг. Платные услуги для этой категории являются малодоступными, хотя в вышеуказанных документах стратегического развития прогнозируется вероятность того, что пожилые люди в перспективе могут стать потенциальными покупателями широкого спектра услуг. Данное обстоятельство обуславливает необходимость государственного регулирования развития этого сектора рынка.
Нарастающие тенденции становления новых для России социально-экономических и организационных отношений в сфере услуг для населения, а также возрастающая ответственность муниципальных образований за услуги отдельным категориям населения, в том числе и лицам пожилого возраста, обуславливают необходимость изучения сложившегося положения дел в этой области и путей его улучшения.
До настоящего времени
проблематика экономических и
Все вышеизложенное обуславливает
актуальность настоящей работы в
научном и прикладом значении
в плане решения крупной
Цель данной работы состоит в изучении проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.
Задачи работы:
1. Описать социальное обслуживание как вид социальной работы.
2. Рассмотреть социальные потребности пожилых людей.
3. Охарактеризовать перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста.
Социальное обслуживание – деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о защите теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, пожилых и престарелых граждан и других категорий населения.
Рассмотрим подробнее социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан.
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся:
доставка продуктов на дом;
приобретение медикаментов,
продовольственных и
уборка помещения;
содействие в организации юридических услуг;
содействие в организации ритуальных услуг и другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом)1.
Государство гарантирует
гражданам пожилого возраста и инвалидам
возможность получения
Старость как период
жизни людей вбирает в себя
многие коренные проблемы как
биолого-медицинской сферы,
В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями, с пониженной двигательной активностью. Кроме этого, социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Важной социальной
проблемой пожилых людей
Социальная политика по отношению к пожилым гражданам и меры их социальной поддержки, в том числе и посредством услуг во все века во многом определялись социально-экономическими условиями, конкретными государственными задачами, общественно-политической конъюнктурой и, что особенно важно – государственной социальной политикой в отношении отдельных категорий населения и отношением общества к этой политике.
Социальная политика в отношении пожилых людей имеет достаточно много специфических черт в силу особенностей социальных потребностей самого контингента. Вместе с тем, по мнению большинства исследователей, она не должна становится некой сегрегированной частью государственной и муниципальной политик, а рационально в них интегрироваться, отражая интересы пожилых лиц, общества и государства. В свете данного подхода, рассмотрим наиболее значимые аспекты социальной политики в целом и конкретно применительно к пожилым людям.
Социальная политика – это деятельность государства в решении социальных вопросов и формировании перспектив социального развития. Главный императив социальной политики – это забота об уровне и качестве жизни каждого человека (статья 7 Конституции Российской Федерации). Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие (принципы реализации социальной политики). Иначе без них социальная политика превращается в некую бесполезную деятельность, не приводящую к определенным результатам.
Социальная политика является важнейшим направлением государственного регулирования развития экономики и социальной сферы, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи.
В России социальная политика в отношении пожилых людей и система предоставления услуг этой категории населения имеет достаточно длительную историю становления и развития. В этом контексте представляется важным кратко остановиться на некоторых историческим аспектах развития удовлетворения социальных потребностей пожилых людей с использованием услуг.
Переход современной России к рыночным отношениям привел к изменению системы предоставления социальных услуг пожилым гражданам в свете трансформации видов и форм социальной защиты пожилых людей. Появился перечень гарантированных услуг для различных категорий пожилых граждан. В стране стали развиваться разные организационно-правовые формы социальной защиты пожилых людей, в том числе обязательное социальное страхование; социальная помощь; социальное обслуживание. Так или иначе, но все это является частью государственной социальной политики, что указывает на прикладной характер этой политики в плане ее рассмотрения, как инструмента государственного управления в области решения социальных проблем граждан, в данном случае – пожилых людей.
Большинство отечественных ученых социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе и пожилым людям, рассматривают в контексте их предоставления в учреждениях и предприятиях социальных отраслей (здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунальной сферы и др.), считая, что это является неотъемлемой частью социальной защиты пожилых людей. Основными технологиями решения проблем пожилых граждан, наряду с выплатой пенсий, социальных пособий и предоставления льгот, признаются социальные услуги и среди них, прежде всего, уход в системе социального обслуживания. При этом государственной деятельности в области социальных услуг, должна быть ориентирована на профилактику различных социальных рисков, актуальных для той или иной страны, а также на компенсацию последствий свершения этих рисков. Существенная роль в компенсации для пожилых людей отводится специальным социальным услугам, которые необходимы именно пожилым3.
В соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-
Практическое осуществление предоставления таких услуг происходит на местном уровне, и оно существенно зависит от эффективности деятельности органов местного самоуправления. В этом свете возрастает необходимость в теоретическом и практическом совершенствовании механизма управления развитием системы предоставления услуг лицам пожилого возраста на муниципальном уровне.
Нормативно-правовое регулирование предоставления данных услуг предусматривает дифференциацию задач и технологий их решения в рамках государственной политики социальной поддержки лиц пожилого возраста, а также особенностей обеспечения отдельных категорий лиц пожилого возраста специальными социальными услугами4.
Для пожилых людей специальные услуги имеют особое значение, так как они позволяют полностью или частично устранить те ограничения жизнедеятельности, которые связаны с изменениями здоровья по возрасту и/или вследствие нарушений (из-за заболеваний, травм, дефектов), что имеет место практически у всех пожилых людей. Специальные услуги компенсируют ограничения жизнедеятельности и позволяют человеку достаточно долго проживать в открытом обществе, быть полностью или частично автономной личностью.
Прежде чем вести речь о пожилых людях, требуется определиться, кого мы относим к этой группе. В «группе пожилых людей» можно выделить самые разные подгруппы, например возрастные — от «молодых пожилых» (60—70 лет) до самых старых (90 или даже 100 лет), гендерные — пожилые мужчины и пожилые женщины, причем у тех и у других старение проходит по-разному. Одни пожилые живут в мегаполисах, другие — в маленьких поселках или деревнях. Среди них есть люди с высшим и начальным образованием, академики и безграмотные, семейные и одинокие, профессионалы и те, кто всю жизнь проработал разнорабочим.
Наконец, пожилые люди различаются по степени сохранности познавательной сферы: одни обладают хорошей памятью, вниманием, способностью к дальнейшему развитию и обучению, а у других наблюдаются умственные нарушения, спутанность сознания, депрессия или деменция. Все эти факторы влияют на то, как у человека проходит старение, на его самовосприятие как личности и как члена общества. Но влияют они и на то, как старого человека воспринимает общество. Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста.
Таким образом, в России
под это определение попадают
женщины старше 55 лет и мужчины
старше 60 лет. Если следовать классификации
Всемирной организации
В современной России социальные проблемы лиц пожилого возраста и потребность их решения методами государственного и муниципального управления обусловлены нарастающим старением населения.
Проблема старения населения характера для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс постарения, то есть уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли лиц пожилого возраста. Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их стало 550 млн. В настоящее время таких людей насчитывается 13,7% от численности населения, Земли.