Прогнозирование потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Под прогнозированием финансового состояния предприятия принимают приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития как субъекта хозяйственной деятельности на фоне реальной экономической жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1. Прогнозирование показателей рынка……………………………...4
1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования….4
1.2. Основы методологии, прогнозирования………………………….8
2. Метод экспертных оценок в прогнозировании
показателей рынков потребительских товаров……………………..10
2.1 Основные механизмы экспертизы..................................................10
2.2 Оценка потребительских качеств товара как основных
показателей объектов экспертизы……………………………………….12
Заключение…………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

СЭП.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Социальное и экономическое прогнозирование

тема:  Прогнозирование потребительского рынка

 

 

 

 

 

 

 

 


           

Содержание

     Введение………………………………………………………………...3

     1. Прогнозирование показателей рынка……………………………...4

     1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования….4

     1.2. Основы методологии, прогнозирования………………………….8

     2. Метод экспертных оценок в прогнозировании

      показателей рынков потребительских товаров……………………..10

     2.1 Основные механизмы экспертизы..................................................10

     2.2 Оценка потребительских качеств товара как основных

показателей объектов экспертизы……………………………………….12

     Заключение…………………………………………………………….13

     Список литературы……………………………………………………14

     

Введение

Планирование  на уровне хозяйствующих субъектов - это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий. В рыночной экономике совершенствование планирования на микроуровне осуществляется непрерывно; оно в условиях рыночной экономики имеет качественно более существенное значение по сравнению  с директивно-плановой экономикой. Без этого не может быть достигнут тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное усовершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива.

Под  прогнозированием финансового состояния предприятия  принимают приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития как субъекта хозяйственной деятельности на фоне реальной экономической жизни общества.

Объектом прогнозирования  в первую очередь должен быть объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется прогноз. Такими ресурсами являются прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет цены на продукцию.

Товар является неотъемлемой частью любой экономической  системы, при любом способе производства. Само понятие «товар» возникает примерно одновременно с появлением в обществе таких базовых экономических понятий как средства производства, деньги и др. Именно он является целью обмена, возникающего между представителями разных слоев общества

    

1. Прогнозирование показателей рынка

1.1. Сущность экономического прогнозирования и планирования

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько  достоверно они предвидят дальнюю  и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты  прогнозирования деятельности предприятий  и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Основная цель прогноза – определить тенденции  факторов, воздействующих на конъюнктуру  рынка.

При прогнозировании  обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на     1-1.5 год, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании  делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование  основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном  и долгосрочном прогнозировании, как  правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

При прогнозировании  деятельности предприятий по выпуску  продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

Наибольшую  сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара. Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Прогнозирование - разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития   каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи  с планированием, программированием, проектированием, управлением.

Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический  прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.

Прогнозирование разделяется на:

n     краткосрочное (1-2 года)

n     среднесрочное (5-10)

n     долгосрочное (15-20)

n     сверхсрочное (50-100)

     Методы прогнозирования

1)    экстраполяция

2)    моделирование

3)    экспертная  оценка

     Общее  между прогнозированием и планированием:

1)    Единство  объекта- н/х, отрасли, отдельные  объекты и процессы

2)    Единство  социально-экономических условий

3)    Единство  методов и методологий изучения  явлений и процессов и установленных закономерностей

4)    Целенаправленное  прогнозирование и планирование, ибо как

прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом

5)   Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.

     Отличие прогнозирования от планирования:

1)    Детализация,  обоснование каждого показателя  плана и его увязка друг  с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.)

2)    Жесткая  привязка показателей во времени  и в пространстве

3)    Обязательность  выполнения плана

4)    Планирование  как средство для государственного  регулирования социально-экономического развития общества

5)    Единство  составления проверки организации  выполнения плана.

     Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.

Планирование  народного хозяйства возможно при  наличии

n     политических

n     экономических

n     организационных предпосылок

Новая модель государственного регулирования выражается в следующем.

1)    Предприятие  выступает товаропроизводителем - любые  формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.

2)Отказ от традиционной модели государственного директивного плана.

3)Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.

4) Государство реализует функцию собственности не распространяя свою компетенцию на функцию владения.

5) Государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон  должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.

    

1.2. Основы  методологии, прогнозирования

Изучение предмета науки и практическое применение выводов, которые следуют в результате  данного изучения, совершаются посредством соответствующих методов.

Эти методы являются тем самым инструментом, при помощи которого происходят познания объективных закономерностей и использование их в практической деятельности людей. Наиболее общим методом познания закономерностей является метод диалектического материализма. Все положения этого метода, например рассмотрение и процессов, как органически связанных друг с другом, зависящих друг от друга,  находящихся в состоянии непрерывного движения, рассмотрения явлений в развитии полностью применимой в планировании (прогнозировании) экономических процессов.

  Метод экономического анализа применим на всех стадиях планово-экономической работы: при выяснении исходного уровня, при анализе поставленного плана проектировок, при проверке построения планов и прогнозов.

Основное содержание метода сводится к следующему:

a)    Разложение  исследуемого процесса на отдельные  составные части;

b)    Выяснение влияния отдельных, наиболее важных частей на весь процесс в целом;

c)    Обобщение  (синтез) отдельных причин и условий,  то есть сведение их к общим причинам, определяющим процесс в целом.

Экономический анализ можно условно разделить  на два вида: качественный и количественный. Предметом  качественного анализа является само содержание экономического процесса, а целью его является выяснение особенностей данного процесса, его связи с другими процессами.

     Система показателей народно-хозяйственного плана.

1. Показатели должны правдоподобно отражать сущность явлений и процессов, быть едиными и обязательными для всех

2.Показатели могут выполнить свое назначение при условии ясного ичеткого выражения экономических процессов.

3.Необходимо единство показателей, применяемых для характеристики одних и тех же  экономических явлений во всех планово-хозяйственных органах.

4.Показатели должны обеспечивать моральную и материальную заинтересованность, коррективы предприятия хоз. организаций.

5.Система показателей не должна быть чрезмерно громоздкой и в то же время она должна обеспечивать достаточно полное и всесторонне отражение общественного производства

6. Необходимо единство показателей плана, прогноза и учета.

Система показателей  народно-хозяйственного плана, прогноза является адресной, то есть в самом плане указаны исполнители (министерства, ведомства).

    

2. Метод экспертных оценок в  прогнозировании показателей рынков потребительских товаров

2.1 Основные  механизмы экспертизы

Все товары, выпускаемые промышленностью, должны соответствовать определенным требованиям. Под требованиями, предъявляемыми к товарам, понимают особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

По мере развития экономики, науки и техники, изменения  потребностей населения, расширения знаний о товарах требования, предъявляемые к ним, изменяются и, как правило, повышаются.

Требования  к товару могут быть текущими и  перспективными, общими и специфическими.

          Текущие требования разрабатываются и предъявляются к товарам серийного производства, находящимся в продаже. Они устанавливаются с учетом технических и экономических возможностей производства и уровня наших познаний о товаре на определенном этапе развития. Эти требования, как правило, регламентируются государственными, республиканскими и отраслевыми стандартами и техническими условиями. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

  Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс показателей качества товаров. Разрабатывают их на основе текущих требований к качеству товаров. При этом учитывают назначение, условия эксплуатации товара, наиболее полное удовлетворение потребностей населения, совершенствование процессов производства, появление новых видов сырья, оборудования и технологии.

Разработка  перспективных требований к качеству товаров побуждает работников науки, промышленности и торговли постоянно вести научные исследования, направленные на повышение качества готовых изделий и расширение их ассортимента.

Перспективные требования по мере развития технического прогресса переходят в группу текущих и регламентируются ГОСТами и техническими условиями.

          Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделий или к конкретному товару. Они более разнообразны и зависят от назначения и условий эксплуатации товаров. Так, в одном случае более высокие требования предъявляют к прочности товаров, в другом к внешнему оформлению. Важнейшее требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, это качество звучания. Для изделий художественно-декоративного назначения основными требованиями являются тематическое содержание, идейная направленность, цветовое оформление, точность исполнения и менее важны требования к прочности. Наиболее высокой прочностью должны обладать товары, которые в процессе эксплуатации подвергаются механическим воздействиям (сжатию, растяжению, изгибу, кручению, удару и др.)

Как текущие, так и перспективные, как общие, так и специфические требования в зависимости от того, какую сторону потребления товара они характеризуют, подразделяют на требования: социального назначения, функциональные, надежности в потреблении, эргономические, эстетические, требования безопасности потребления, экологические. К промышленной продукции предъявляют также требования технологические, стандартизации и унификации, экономические и др.

    

    

2.2. Оценка потребительских качеств товара как основных показателей объектов экспертизы

     Потребительские свойства товара - это свойства, проявляющиеся при его использовании потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Они характеризуют эффективность использования человеком товаров как предметов потребления, их общественную и культурную ценность: социальную значимость, практическую полезность, надежность и удобство пользования, эстетическое совершенство, безопасность для человека и окружающей среды. В совокупности с другими свойствами они обусловливают качество товаров, их потребительную стоимость. Однако сами они характеризуют лишь ту часть товарных свойств, которая присуща товарам как предметам потребления.

Поэтому потребительские  свойства проявляются в процессах  потребления, а их общественная ценность зависит от того, как и в какой мере они удовлетворяют потребности определенных групп потребителей.

          Социальные свойства товара характеризуются показателями социального назначения. Они составляют особую группу показателей, рассматриваемых на этапе предварительного анализа качества товаров и определяющих целесообразность проведения оценки по другим группам потребительских показателей качества.

    

     

Заключение

Для того, чтобы  эффект прогноза был максимально  полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

Что касается самих  прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.

Для улучшения  качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Также необходимо соотносить полученный прогноз с  прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.

Список литературы

1.  Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров.

- М.: ЮНИТИ, 2005. – 416 стр.

2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Курятин Г.И. Теоретические

основы товароведения  непродовольственных товаров. - М.: Экономика,

3.Задесенец Е.Е. Оценка качества промышленных товаров. М.:

ЮНИТИ, 2001. – 200 стр.

4.Комплексная оценка качества непродовольственной продукции.

Под ред. Гличева  А.А. М.: Наука, 2001. – 156 стр.

5. Методические указания по оценке качества промышленной

продукции. –  М.: Проспект, 2000. – 287 стр.

 





Информация о работе Прогнозирование потребительского рынка