Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:40, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является освещение сущности эмпиризма, индустриальной социологии и значения Чикагской школы в развитии социологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность эмпиризма и эмпирической социологии;
Дать характеристику индустриальной социологии;
Выявить вклад Чикагской школы в развитие социологии;
Подвести итоги.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Эмпиризм ………………………………………………………… ……….. 5
Индустриальная социология ..……………………………………………. 8
Чикагская школа в социологии …………………………………………… 11
Заключение ……………………………………………………………………….. 19
Библиографический список ………………………………………………………. 20
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Хакасский филиал
КАФЕДРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
По дисциплине Социология
ТЕМА: Развитие эмпирической социологии.
Студента 2 курса
Специальности Государственное и муниципальное управление_
заочной формы обучения ________
шифр ___08____
группа __Г 213__
Работу проверил преподаватель
______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
___________________ «____» _____________ 2013 г.________________
Оценка Дата Подпись
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 3
Заключение ……………………………………………………………………….. 19
Библиографический список ………………………………………………………. 20
Введение.
Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.
Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных.
В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании.
Целью данной контрольной работы является освещение сущности эмпиризма, индустриальной социологии и значения Чикагской школы в развитии социологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Однако это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят именно прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется даже несколько более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.
1.Наибольшего развития
2.Эмпирическая социология
Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.
Характерными чертами эмпирической социологии являются:
1) отождествление научной социологии
с эмпирической социологией;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическими
исследованиями в силу различных уровней
обобщения, особенностей концептуального
аппарата теорий;
3) увлечение математическими методами
анализа данных, приводящее в некоторых
случаях к сужению горизонта исследования
и отказу от теоретических обобщений.
Однако любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом или наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон, чье имя еще не раз будет встречаться на этих страницах. Свое краткое определение «теории среднего уровня» (Middle Range Theories) Р. Мертон формулирует следующим образом: это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».
Таким образом, причины активного распространения эмпиризма
следует видеть в развитии как общества,
так и самой науки, в выходе на новый, более
высокий уровень, приближении к зрелому
состоянию. Развивающееся экономически
общество, ориентирующееся на быстрый
социальный прогресс, не могло не обратиться
к эмпирической социологии, ее лучшим
работам, выводам и, позволяющим решать
конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности
(выполненные в рамках индивидуальной
социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент)
показали, что социально-психологические
факторы играют большую роль. Кроме того,
они открыли широкие возможности социологии
и дали толчок ее активному внедрению
в деятельность фирм. Появилась потребность
в новых кадрах, и американские университеты
(а затем и европейские) стали энергично
заниматься ее удовлетворением. Возникла
нужная, модная и не плохо оплачиваемая
профессия социолога.
Эмпирические исследования, наряду с важными
и актуальными больными проблемами, касаются
вопросов, не всегда значимых с социальной
точки зрения. Это вызывает определенную
неудовлетворенность общественности,
часть которой начинает относиться к социологии
как науке, которая мало что дает, к тому
же скатывается в ползучий эмпиризм и
мелкотемье.
Активизация эмпирических исследований
нанесла определенный урон теоретической
социологии, однако последней удалось
в области методологии и теории доказать
свое право на равное существование. Решающую
роль здесь сыграли концепции социокультурной
динамики и интегрального типа общества
П. Сорокина, теории структурного функционализма
и социального действия Т. Парсонса, теории
аномии и среднего уровня Р. Мертона.
2. Индустриальная социология.
Индустриальная социология - прикладная
отрасль социальных наук США, Западной
Европы, представители которой занимались и занимаются изучением
социальной структуры, трудовых отношений
людей на предприятиях, фирмах, в трудовых
организациях. Основная цель этих изучений
- это разработка практических рекомендаций
по повышению эффективности труда и производства.
Теоретико-методологическим фундаментом
индустриальной социологии служат тейлоризм,
концепции Э. Мэйо, В. Парето, Э. Дюркгейма,
Т. Парсонса и других социологов. Конкретные
социальные исследования, которые проводились
и проводятся в рамках индустриальной
социологии, касаются не только отдельного
рабочего места (теория «обогащения труда),
но и всей системы научного управления
(менеджмент).
То есть, её предметом являются «индустриальные
отношения» - условия и стимулы производственной
деятельности, организация производства,
экономика и технология труда, взаимоотношения
членов различных социальных групп на
предприятии, трудовая адаптация, сплоченность
трудового коллектива, природа трудовых
конфликтов, возможность их мирного урегулирования
и т.д.
Индустриальная социология возникла в
ковче 20-х – начале 30-х гг. XX в. на основе
концепций раннего научного менеджмента,
основоположником которого является известный
американский инженер-исследователь и
организатор производства Фредерик Уинслоу
Тейлор (1856-1915). Социальные изыскания в
промышленности в это время стали исключительно
выгодным бизнесом. Наряду с появлением
штатных социологов во многих странах
(не только в США, но и в Западной Европе)
появилось множество консультационных
фирм. Большинство консультантов стали
давать практические советы по психологии
и социологии. Они за определенное вознаграждение
пытались вскрыть внутренние пружины
сознания, определить поведение групп,
отдельных индивидов. Консультанты предлагали
целый набор тестов для отбора администраторов
и определения функций управленческого
персонала, рекомендовали формы связи
с клиентами, акционерами, определяли
отношение работников к труду, анализировали
положение рабочей силы и т.д. В своих рекомендациях
консультанты предсказывали будущее (прогнозировали
различного рода ситуации), описывали
существующую действительность.
Крупнейшим потребителем индустриальной
социологии являлось государство. Например,
в США во времена правления Рузвельта
правительство привлекло социологов к
сотрудничеству во многих органах по координации
и планированию. И в настоящее время около
70% затрат на исследования по вопросам
использования рабочей силы, устранению
социальной напряженности ассигнуется
федеральным правительством. Большой
интерес бизнеса к индустриальной социологии
вполне объясним. Наука призвана заменить
рутинные и доморощенные приемы предпринимателей,
она обобщает и распространяет их социальный
опыт.
Систематические исследования социальных
отношений в индустриальном производстве
начались в 1924 г. с известного эксперимента
Э. Мэйо. Он социально-экономические отношения
в индустриальном производстве связывал
с межличностными связями и рассматривал
индивидуальный конфликт как следствие
игнорирования человеческого стремления
к кооперации. Э. Мэйо сосредоточил внимание
на изучении трудовых ролей, связи организационных
и технологических структур производства.
Теоретическая основа индустриальной
социологии складывалась также под влиянием
анализа взаимоотношений личности и о6щества,
что нашло свое отражение в школах В. Парето
и Э. Дюркгейма, функционалистской социальной
антропологии Б. Малиновского и А.Р. Радклифф-Брауна,
а также приложения к анализу индустриального
конфликта методов социальной психиатрии.
С конца 50-х гг. одним из главных направлений
индустриальной социологии становится
теория организации, формировавшаяся
на стыке социокультурного анализа и теории
социального действия Т. Парсонса, концепции
бюрократии М. Вебера и кибернетически-системных
моделей социального процесса. На этой
стадии индустриальная социология, изучая
функциональные и дисфункциональные моменты
деятельности организаций (в том числе
не только индустриальных) практически
начинает во многом дублировать социологию
организаций, а в сфере исследования профессиональных
ролей – социологию труда.
На всех этапах исследования индустриальная
социология рассматривает производство
как культурно-технологический комплекс,
в котором человеческая деятельность
в силу ее внутренней аналогичности принципам
индустриальной технологии поддается
моделированию и руководству и где социальный
контроль в процессе социализации человека
превращается из внешнего регулятора
во внутреннюю норму.
Поэтому цель индустриальной социологии
усматривается в том, чтобы способствовать
установлению мира и согласия в индустриальном
производстве, ликвидации столкновений
между наемным работником и работодателем,
установления партнерских взаимоотношений.
То есть сегодняшняя задача индустриальной
социологии сводится к модернизации всего
общественного производства.
3. Чикагская школа в социологии.
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.
Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.
Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние.
Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напри-мep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам.
Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.