Рассово-антропологическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:30, реферат

Краткое описание

Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. В последнее десятилетие возрос интерес исследователей к механизмам влияния массовой коммуникации на сознание молодежи. Но проблема влияния массовой коммуникации на жизненные установки нового поколения россиян остается малоизученной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Расово-антропологическая школа……………………………………………...3
2 Социология информационных процессов и массовых коммуникаций……...8
3 Анкетирование: типология,область,применения,инструментарий………...13
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Рассово-антропологическая.....doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Расово-антропологическая школа……………………………………………...3

2 Социология  информационных процессов и массовых коммуникаций……...8

3 Анкетирование: типология,область,применения,инструментарий………...13

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Антропология в переводе с латыни означает – наука о человеке.

С древних времен человека волновал вопрос: что такое человек.

Антропология как самостоятельная  дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще.

В последнее десятилетие возрос интерес исследователей к механизмам влияния массовой коммуникации на сознание молодежи. Но проблема влияния массовой коммуникации на жизненные установки нового поколения россиян остается малоизученной. Нет специальных исследований по определению места СМК в информационно-культурном пространстве молодежи; отсутствует обобщение влияния современных СМИ на формирование базовых ценностей, патриотических чувств молодежи и поведенческих стереотипов.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Инструментарием в социологии называют методические документы, с помощью  которых осуществляется сбор первичной  информации. К таковым относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

1 Расово-антропологическая школа

Первое использование термина  “ Антропология ” приписывается  Аристотелю, который употреблял это  слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой

Наконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдвард не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения). [1, с. 384]

Уверенность Эдвардса в преобладающем  значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" - черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп.

Кстати, в основе современных антропологических методов были заложены труды известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Итак, антропология изучала тогда  расовые проблемы, связанные преимущественно  с особенностями телосложения, с  привлечением для этого достижений общественных наук.

В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы.     

Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в  конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. [4, с.541]

Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница  не только во внешнем облике, но и  в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято  считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

Примерно в тоже время, окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: "Происхождение видов", впервые опубликованное в 1859 году. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.

Научные гипотезы Дарвина начали использовать для разработки социальных тем, которые  в свою очередь, несмотря на множество  различий и оттенков, присущих отдельным  расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим  главным постулатам и тезисам, объединяющим эти концепции в “школу”.

1) У эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно,  среди людей нынче тоже протекает  процесс эволюции. Следовательно,  внутри современного человечества  можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.

2) Расы и антропологические группы  неравноценны. Отсюда вытекает неравноценность  (“превосходство”, “неполноценность”,  “ущербность”), а также “опасность”  соответствующих социальных и  культурных творений.

3) Социальное поведение людей, и культура целиком или преимущественно определяются биологической наследственностью.

4) Смешения между расами или  антропологическими группами вредны  с точки зрения биологического, социального и культурного развития.

Все это, создавало подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества.

И в 1853, Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882), публикует книгу "О неравенстве  человеческих рас", где он объединяет все выше сказанные постулаты  и тезисы. В своих трудах он различает три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает культурными специфическими способностями. Он пытается обосновать право господства белой (арийской) расы.

Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной культурной, творческой силой в истории. Именно она создала все великие цивилизации (инд., кит., египт., семитскую, Аннич. и совр. Европ.). Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию. Гобино не дал точного описания характерных черт "арийцев", он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза (следует учесть, что он сам был француз с чёрными глазами).

Идеи Гобино не получили признания  во Франции, но были восприняты в Германии.

Наиболее известным последователем Гобино в Германии был Хьюстон Стюарт Чемберлен. В своих работах противопоставлял германцев и евреев. Германцы виделись ему носителями величайших культурных достижений и спасителями человечества; евреев он представлял "нечистой расой" жадных, неразвитых иностранцев, живущей в сердце Европы, но по другим законам, чем соседи. И им предстояла жесткая борьба за превосходство. И вообще, вся человеческая история это борьба между расами. И германцам суждено уничтожить евреев. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание "чистоты" расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил "основы" теории рас и "евгеники" -"науке" о расовой чистоте и своеобразных методах "селекции" людей.

Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Важе де Ляпуж (1854-1936) попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи «научных» обоснований. В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных(т.е основанных на измерении размеров человеческого тела), содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной так называнемого указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине).Важе де Ляпуж классифицировал человечество по типам головы. Долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордическую) расу, брахицефалы (короткоголовые) — низшие расы.

Эти личности сильно повлияли на Адольфа  Гитлера. Гитлер верил в эти идеи; он говорил, что низшие расы, как евреи, имеют больше общего с обезьянами, чем с высшими человеческими расами. Генрих Гиммлер убеждал своих солдат выполнять свои кровавые приказы, "обесчеловечивая" евреев полностью. Он утверждал, что евреи не отличаются от блох или мышей - отвратительных низших форм жизни, заслуживающих уничтожения. Нацисты пытались убедить народ Германии в истинности своих утверждений, создавая пропагандистские фильмы, наглядно доказывающие расовую теорию. [5, с. 479]

Другой способ, которым нацисты  делали расизм респектабельным, было его распространение, но не путем прямого насилия, а через деятельность различных государственных институтов. Гитлер постепенно внедрял расизм через "легитимные" законодательные акты своего правительства, важнейшими из которых были Нюренбергские законы 1935 года. Эти законы юридически отделяли евреев от христиан, а также впервые устанавливали, кого следует считать евреем, а кого - арийцем.

2 Социология информационных процессов  и массовых коммуникаций

Социальная реальность в своей  основе - это мир опыта, он конструируется во взаимодействиях, коммуникациях.

В общем виде под коммуникацией  принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через  посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.

Существует научный подход, где  коммуникация рассматривается как  конститутивный фактор поведения и  деятельности людей, а не как простой  обменный процесс между переработчиками  информации. Под таким углом зрения "известные" или "очевидные" свойства действительности становятся таковыми лишь благодаря коммуникативному действию. Это в свою очередь подразумевает, что информационные средства - не просто репрезентации мира out there или атрибуты "работы, которую сообщение позволяет выполнить получателю", а неотъемлемая часть общения. Их значимость находится не в отношении к объективируемой действительности, а в отношении к другим информационным средствам. Информационные средства - идеологически окрашенные, в широком смысле, дискурсивные реализации - играют конститутивную роль в коммуникации, создавая иллюзию единственного познаваемого мира (если их рассматривать как его прямые репрезентации) и способствуют познанию предположительно независимой от самого общения действительности. Будучи продуктом коммуникации, информационные средства отображают ее социальную организацию. [3, с. 157]

Социальное пространство, становящееся все более интегрированным на основе носителей сообщений, обретает свойства коммуницируемости, что в  практическом плане открывает неведомые доселе горизонты свободы и в то же время создает неуловимые и незримые механизмы символического насилия. Коммуницируемость это и проницаемость пространства социума для носителей коммуникации, социальных технологий, и в то же время это обретение каждой социальной единицей (вплоть до конкретного человека) способности "вещать" о себе, заявлять о своем существовании. В способности коммуницировать носитель информации все более проявляет себя как ее мультипликатор, бесконечно увеличивающий мощь воздействия на объекты коммуникации и на себя самого в качестве такого же объекта.

Понятие социальной коммуницируемости отражает особенность социального пространства современности "сообщаться" посредством  технических средств со всяким другим пространством, а также быть способным "вещать" о себе посредством дискурсивных практик, идеологий, символических форм, гипертекстов и непосредственной коммуникации.

Информация о работе Рассово-антропологическая социология