Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, реферат
Целью данной работы является:
• Изучение семьи и брака в разрезе современного общества
Можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить эволюцию семьи как социального института
2) Выделить сущность и функции современной семьи
3) Определить проблемы современной семьи и возможные пути их преодоления.
Введение
I. Эволюция семьи от института к группе.
II. Сущность, структура и функции современной семьи
III. Брак и семья сегодня
Заключение
Национальный минерально-
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Тема:
Семья и брак в современно обществе
Автор: студентка гр. БА-09-2
___________
(подпись)
Дата:___________________
ПРОВЕРИЛ
Руководитель проекта: доцент
___________
(должность)
2013
Содержание
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.
Нельзя не отметить, что семья для каждого человека – это не одно и то же. Мы можем называть своей семьей родителей, супруга, а иногда семьей становятся друзья или даже домашние животные.
Очевидно, что в разные промежутки времени в течение истории слово «Семья» так же имело разное значение и силу.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что семья – это один из важнейших социальных институтов в нашей жизни. Он с течением времени развивается, меняется, а потому требует неустанного контроля и изучения.
Целью данной работы является:
Можно выделить следующие задачи работы:
Социология семьи является
одной из интенсивно развивающихся
социологических
Первая глубинная причина трансформации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятельный выбор брачного партнера по личным склонностям. Второй предпосылкой формирования семьи супружеского типа является кардинальное изменение социального положения женщин. Как это не парадоксально, такое прогрессивное явление как социальное освобождение женщин отрицательно отразилось на семейном образе жизни, породило ряд серьезных проблем.
Главное противоречие состоит
в том, что у женщин, получивших
много прав, появилось значительно
больше обязанностей. Современная женщина,
совмещая семейно-бытовые и
Семья - малая социальная
группа общества, основанная на супружеском
союзе и родственных связях (муж
и жена, родители и дети, другие родственники),
на совместном ведении общего хозяйства
и взаимной моральной ответственности [3,
Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
На репродуктивную функцию
семьи негативно влияют разводы,
поэтому общество не может безучастно
относиться к этому явлению. Огромное
значение придается здоровью супругов,
их способности к воспроизводству
самих себя. Как свидетельствует
статистика, до 15% семей страдают бесплодием,
причем 40% из них по причине бесплодия
мужа. В то же время увеличение двух-,
трехдетных семей сдерживается не только
личными устремлениями
Тенденция к установлению
равноправия в семье позитивна
по своей сути. В то же время перекос
в сторону феминизации
Семья как первичная
ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным
образом воспитываются дети. В
семье ребенок получает первые трудовые
навыки. У него развивается умение
ценить и уважать труд людей, там
он приобретает опыт заботы о родителях,
родных и близких, учится разумному
потреблению различных
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.
Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата[4]
Семья оказывает влияние
на всю жизнь человека, но наиболее
значительна ее роль в самом начале
жизненного пути, когда закладываются
нравственные, психологические, эмоциональные
основы личности. Как никакая другая
социальная группа, семья обладает
огромным диапазоном воспитательного
воздействия. Это особенно доверительная
нравственно-эмоциональная
Семья легче и эффективнее
всего осуществляет индивидуальный
подход к человеку, вовремя замечает
просчеты в воспитательной деятельности,
активно стимулирует
Конечно, у каждой семьи,
каждого взрослого свои формы
и свои пределы возможностей работы
с детьми. Это зависит не только
от экономического базиса семьи, образованности
и общей культуры ее членов и даже
не всегда от педагогических способностей
того или иного родителя (они могут
быть направлены и на воспитание ханжеских
и корыстных качеств). Эти возможности
определяются всей совокупностью духовно-
Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.
Настоящее воспитание в семье - большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием».
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.