Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение семьи как объекта социальной работы. Исходя из цели, определились следующие задачи:
1.Изучить социальные проблемы современной семьи.
2. Определить методы решения проблем семьи в Ярославской области.
3. Роль социальных служб в решении проблем семьи.
4.Выявить основные методы социальных работ с неблагополучными семьями.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Социальная защита семьи………………………………………………………5
1.1 Социальные проблемы современной семьи…………………………………5
1.2 Решение проблем семьи в Ярославской области ………………………….10
2. Социальные службы семьи………………………………………………………....14
2.1 Роль социальных служб в решении проблем семьи……………………….15
2.2 Социальная работа с неблагополучными семьями………………………..20
3.Проект «Праздник для всех»……………………… …………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рыбинский
государственный авиационный
университет имени П. А. Соловьева»
Факультет заочного обучения
Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Социальная работа
(наименование дисциплины)
на тему
Семья как объект социальной работы
Студент(ка) группы ЗСП-10 …………...………………… Городничина Ю. А
(Код)
Руководитель кандидат социологических наук, доцент………..Т. Г. Зиновьева
(Уч. степень, звание) (Подпись, дата) (Фамилия И. О.)
Рыбинск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Социальная защита семьи………………………………………………………5
1.1 Социальные проблемы современной семьи…………………………………5
1.2 Решение проблем семьи в Ярославской области ………………………….10
2. Социальные службы семьи………………………………………………………....
2.1 Роль социальных служб в решении проблем семьи……………………….15
2.2 Социальная работа с неблагополучными семьями………………………..20
3.Проект «Праздник для всех»……………………… …………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы. Семья - это основанная на браке или кровном семьи родстве, малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат монопольные права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. Семьей также называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Социальная работа с семьей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации. Формы социальной работы обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям. Целью исследования является изучение семьи как объекта социальной работы. Исходя из цели, определились следующие задачи:
1.Изучить социальные проблемы современной семьи.
2. Определить методы решения проблем семьи в Ярославской области.
3. Роль социальных служб в решении проблем семьи.
4.Выявить основные методы социальных работ с неблагополучными семьями.
5.Заключающим этапом будет создание проекта «Праздник для всех»
При написании данной курсовой работы мной использовалась литература: Бочарова В.Г., БлинковА Ю.А., Голубцова Г.В., Васильева В.А., Варга А. Я. и многих других авторов.
1.Социальная защита семьи.
1.1Социальные проблемы современной семьи. Причины,
вызывающие дисфункцию семейных отношений,
весьма разнообразны. Экономические: прожиточный
уровень ниже черты бедности из-за избыточной
иждивенческой нагрузки на одного работающего
члена семьи (многодетные семьи, семьи,
в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
низкий уровень заработной платы или ее
невыплата; безработица; семьи пенсионеров,
последние даже при максимальном размере
пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные:
алкоголизм семьи или одного из ее членов,
наркомания, проституция. Психологически-этические:
жестокость, агрессивность, грубость,
конфликтность, ревность, супружеская
неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность
характеров. Медицинские: хронические
инфекционные (например туберкулез) и
венерические заболевания, психические
и сексуальные отклонения. Также отметим, что основной проблемой
всех типов семей является разрешение
вопроса о предназначении семьи в современном
мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства,
семья первоначально сосредоточивала
в себе все основные функции по обслуживанию
человеческой деятельности. Постепенно
избавляясь от ряда этих функций, разделяя
их с другими социальными институтами,
семья столкнулась с тем фактом, что сегодня
трудно выделить некоторый специфический
вид деятельности, который может осуществить
только семья или который может быть сделан
только в семье. В сущности, все функции,
которые; когда-то принадлежали преимущественно
семье, сегодня могут быт осуществлены
вне семьи. В связи с этим встает вопрос,
что же такое семья - исторический пережиток,
который существует только в силу приверженности
людей бытовым традициям, или фундаментальный
социальный институт, вне рамок которого
существование человека невозможно.
1.2 Решение проблем семьи в Ярославской области
C 2005 г. по 2007 г. в Ярославской
области наблюдался ежегодный
рост количества заключаемых
браков, что в определенной степени
было связано с вступлением
в брачный возраст
В 2008 году Департамент по семейным делам и Ярославский областной молодежный информационный центр провели областное социологическое исследование среди членов молодых семей. Исследование позволило выявить представления молодых семей об обязательных признаках благополучия в семье. Наиболее значимыми характеристиками благополучной молодой семьи являются (в порядке убывания): - наличие любви между супругами (этот признак считают самым важным 44% опрошенных); - материальный достаток (этот признак поставили на 1 место по значимости 24% анкетируемых); - отсутствие жилищных проблем (это считают самым насущным 11%)
Проблемы поддержки семьи
Итоги реализации программы за 2003-2008
год подтверждают результаты проведенного
исследования: - ежегодно растет количество
молодых семей, желающих принять участие
в программе. Если на 2008 год было подано
в области 363 заявления, то на 2009 – более
1700. За время действия программы улучшили
жилищные условия 949 молодых семей, в которых
проживают 3146 членов молодых семей, из
которых 1306 - дети. Следует отметить, что
в каждой четвертой семье участников программы
прошлого года родились дети. Наиболее
активно работа по обеспечению жильем
молодых семей ведется в городе Ярославле,
городе Рыбинске, Некрасовском и Угличском
муниципальных районах. Что касается решения
проблем семьи в Ярославской области,
респондентами была определена структура
наиболее значимых конфликтогенных факторов
семейной жизни. Среди причин семейных
разногласий и конфликтов почти половина
опрошенных (46%) на самое значимое место
поставили факторы материального порядка,
однако большинство опрошенных (54%) основными
причинами семейных разногласий назвали
факторы психологического характера (психологическая
несовместимость супругов, разные взгляды
на воспитание детей, различия в интересах,
увлечениях, формах проведения досуга,
вмешательство родителей в семейную жизнь
супругов). Поэтому, следующим важным направлением
работы является «Развитие системы консультативной
и психологической поддержки семьи в целях
создания благоприятного внутрисемейного
климата, профилактики семейного неблагополучия,
социальной реабилитации семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации».
Данный вид поддержки по социальной адаптации
молодых семей осуществляется специалистами
социальных учреждений молодежи Ярославской
области. При организации деятельности,
для достижения наилучших результатов,
специалистами используется широкий спектр
форм и методов работы: от индивидуальных
консультаций, до групповых занятий (лекций,
тренингов, деловых игр, круглых столов),
от семейных спортивных праздников до
профильных семейных лагерей. За 2008 год
в рамках реализации этого направления
нашими специалистами предоставлено более
12,8 тысяч услуг для 13 тысяч членов молодых
семей. Специалистами областной службы «Семья»
систематически проводятся обучающие
семинары для сотрудников социальных
учреждений молодежи, ведется работа по
формированию банка методических материалов
по направлению, лучший опыт распространяется
на территории области. Для поддержания
инновационных форм работы проводится
областной конкурс программ укрепления
социального благополучия молодых семей.
В 2008 году специалистами социальных учреждений
разработаны и реализованы авторские
программы работы с различными категориями
молодых семей. Лучший опыт работы с различными
категориями молодых семей находит отражение
в информационно-методических сборниках,
издаваемых при поддержке департамента.Одной
из интересных и действенных форм работы
с семьей является создание клубов молодых
семей на базе социальных учреждений молодежи.
В настоящее время они функционируют в
14 муниципальных образованиях. Основная
цель их деятельности – организация полезного
досуга семьи, обмен опытом в решении супружеских
проблем, трудностей детско-родительского
взаимодействия. Данная цель также достигается
путем использования различных форм работы:
от индивидуальных консультаций до групповых
тренинговых технологий. Основными результатами
такой работы становятся: - комплексное
развитие у молодых родителей навыков
эффективного воспитания ребенка (детей); -
сформированное умение выстраивать бесконфликтные
отношения в парах «родитель-родитель»
и «родитель-ребенок»; - воспитание у молодых
семей стремлений и умений обеспечить
эффективный и формирующий досуг; - обеспечение
широких возможностей для молодых семей
участвовать в массовых совместных досуговых
мероприятиях. С целью популяризации и
развития данной формы работы в апреле
2008 года состоялся первый региональный
конкурс клубов молодых семей. Мы считаем
крайне важными и перспективными рассмотренные
направления и формы работы, поскольку
они оказывают положительное влияние
на социальную адаптацию молодых семей. Очевидно,
что от того, насколько семья способна
противостоять сложностям жизни, от её
внутренних ресурсов, а также от эффективности
социальной помощи, во многом зависит
семейная стабильность и благополучие,
а значит, и общественная стабильность
и развитие. [12,35-36стр.;14,50-51стр.;3,
2.Социальные службы семьи
Для управления государственной
семейной политикой созданы
2.1 Роль социальных служб в решении проблем
семьи. Применительно к семьям различных категорий
клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих,
беженцев и т.д. - используются различные
технологии социальной работы. Виды и
формы социальной помощи , цель которых
- сохранение семьи как социального института
в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся
в поддержке, можно разделить на экстренные,
т.е. направленные на выживание семьи (экстренная
помощь, срочная социальная помощь, немедленное
удаление из семьи детей, находящихся
в опасности или оставленных без попечения
родителей), направленные на поддержание
стабильности семьи, на социальное развитие
семьи и ее членов. Социальная работа, ориентированная
на стабилизацию семейных связей, включает
в себя нормализацию отношений между супругами,
между родителями и детьми, взаимоотношений
всех указанных членов семьи с окружающими. Остановимся
более подробно на видах экстренной помощи
при наличии внутрисемейной жестокости.
Такого рода отношения обычно скрыты от
окружающих, но объективные (и довольно
сложные в методическом отношении) исследования
свидетельствуют о их достаточно большой
распространенности (по данным американских
исследователей, они характерны не менее
чем для 15% всех семей). В нашей стране научный
интерес к этой проблеме только пробуждается,
однако отдельные данные (бытовые убийства
и зарегистрированные преступления, свидетельства
медиков, педагогов, социальных работников
и сотрудников правоохранительных органов)
доказывают его возрастание. Формы жестокого
обращения не сводятся к физическому насилию
- это любое насильственное посягательство
на личность члена семьи, на его право
распоряжаться своими физическими, психическими
или иными способностями - например, запрет
общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование
внедомашней занятости жены, приобретению
образования, повышению квалификации,
насмешки, оскорбления, необоснованная
критика. Такие поведенческие акты и психологическая
атмосфера разрушающе действуют на отношения
между членами семьи, их психосоматическое
здоровье. Физическое и сексуальное насилие
в семье наиболее опасно для личности,
ее здоровья и жизни. Физическим насилием
считаются побои, попытки удушения, нанесение
ранений, преднамеренные ожоги, укусы,
а также умышленное использование отравляющих
или прихотропных веществ и т.д. Защита
более слабых членов семьи, в первую очередь
детей, от жестокого обращения в семье
- одна из важнейших задач социального
работника. Порой дети, подвергаемые жестокому
обращению, запуганы или не в состоянии
рассказать о том, что с ними происходит,
в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических
ограничений или по иным объективным причинам.
Как правило, такой вид .поведения скрыт
от глаз окружающих. В некоторых случаях
свидетельств жестокого обращения (синяков,
царапин и др.) не остается или они быстро
исчезают. Поэтому следует знать прямые
и косвенные признаки жестокого обращения
в семье с детьми: агрессивность, раздражительность,
отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость
или осторожность, излишняя (не по возрасту)
сексуальная осведомленность, боли в животе
непонятной этиологии, проблемы с едой
(от систематического переедания до полной
потери аппетита), беспокойный сон, ночное
недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать
подчеркнутая секретность в отношениях
между взрослым и ребенком, страх ребенка
перед каким-то конкретным членом семьи,
явное нежелание оставаться с ним наедине. Иногда
родители не разрешают ребенку посещать
школу, а дети, посещающие школу, почти
не участвуют в школьных делах, у них мало
или совсем нет друзей, они отстают в развитии,
плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым,
он может попытаться убежать из дома, совершить
самоубийство. Кроме того, следы побоев,
ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния
в белки глаз, следы крови или спермы на
одежде могут свидетельствовать о жестоком
обращении с ребенком в семье. Совокупность
таких признаков должна стать причиной
для серьезного исследования ситуации
в семье. Участие в этом исследовании специалиста
по социальной работе, психолога, врача,
иногда сотрудника органа внутренних
дел должно дать объективную картину происходящего
и помочь пресечь жестокое обращение с
ребенком. Как правило, есть необходимость
его немедленного удаления из такой семьи
и помещения в учреждение социальной реабилитации
- это находится в компетенции местных
органов опеки и попечительства. Проявление
жестокости по отношению к детям, некорригируемое
поведение взрослых могут служить предлогом
для возбуждения дела о лишении родительских
прав или уголовного преследования виновного
в жестоком обращении. К технологиям, используемым
в случаях семейной жестокости, относится
также организация социальных приютов
(гостиниц, убежищ), которые дают возможность
женщинам и детям (за рубежом существуют
приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому
обращению в семье) переждать в безопасном
месте кризис семейной ситуации. Однако,
как правило, ограничиваться только таким
видом помощи бывает непродуктивно, ибо
неразрешенные семейные конфликты периодически
обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть
к среднесрочным программам помощи, ориентированным
на стабилизацию семьи, восстановление
ее функциональных связей, нормализацию
отношений между супругами, между родителями
и детьми, взаимоотношений всех указанных
членов семьи с окружающими. Так, работа
с “трудными” детьми и подростками предусматривает
диагностику семейной и школьной ситуации,
выявление первичной социальной сети
ребенка, обязательный анализ его медико-социального
и интеллектуально-
2.2 Социальная работа с неблагополучными семьями.
В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между родителями- детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышается риск подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Социальная работа с неблагополучными семьями - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.
В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Под неблагополучием, понимается его разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т.д.). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально-педагогической поддержки (приютах, детских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т. д.), показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.
Социальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов: