Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей - союзами предпринимателей[2].
Система социального
партнёрства.
2. Уровни социального
партнёрства.
3. Принципы социального
партнёрства.
4. Субъекты социального
партнёрства в Российской Федерации.
5. Субъекты социального
партнёрства в зарубежных странах.
6. Профсоюзы как субъект
социального партнёрства.
7. Государство как субъект
социального партнёрства.
8. Работодатели(предприниматели)
как субъект социального партнёрства.
9. Взаимоотношения объединения
работодателей, предпринимателей, с властными
структурами и профсоюзами в системе социального
партнёрства.
1 Социальное партнерство - система институтов и механизмов
согласования интересов участников производственного
процесса: работников и работодателей,
основанная на равном сотрудничестве.
Развитие социального партнерства в его
различных формах - важная составная часть
процесса усиления социальной направленности
современной рыночной экономики, ее социализации.
В системе социального партнерства интересы работников представле
Развитие системы социального
партнерства создает
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального
Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:
1) участие в социальном
Система социального партнерства в России строится в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2491-1 «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. № 29 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров Российской Федерации от 12 июля 1993 № 647 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».
Социальное партнерство представляет собой отношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленные на обеспечение согласования интересов указанных выше сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основной формой реализации социального партнерства являются договоры и соглашения. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2491-1 «О коллективных договорах и соглашениях» могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное, коллективный договор и др. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, соглашения могут быть трехсторонними и двусторонними. Например, на уровне Саратовской области трехстороннее соглашение в 2006 г. подписано в 8-й раз. Проводниками положений соглашений в жизнь являются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Объектом социального
Предметами договоров и
Отношения
социального партнерства не всегда
содействуют повышению
Социальное партнерство осуществляется в формах:
2 В Российской Федерации установлена шестиуровневая система социального партнерства, которая охватывает весь комплекс взаимоотношений в сфере труда между работниками и работодателями. Выделение каждого уровня социального партнерства связано с учетом территориально-отраслевых особенностей договорного регулирования социально-трудовых отношений.
3 Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:
4 Прежде всего, очевидно: в нашей стране
пока не оформились организационно сами
субъекты социального взаимодействия
с правительством предприниматели и наемные
работники.
Предприниматели. Объединениям предпринимателей
принадлежит, в сущности, ключевая роль
в развитии систем социального взаимодействия,
что во многом предопределено целями,
достижению которых подчинено само создание
этих организаций. Среди них: содействие
развитию частного предпринимательства,
рыночной экономики, совершенствованию
трудовых отношений вообще и с профсоюзами
в частности; защита интересов предпринимателей
перед лицом государственной власти; координация
тактики и стратегии предпринимателей
в области забастовочного движения и т.п.
В настоящее время в РФ насчитывается
более шестидесяти общероссийских объединений
предпринимателей. И лишь немногим более
половины проявляют сколько-нибудь заметную
активность в социальной сфере. Это легко
понять: подавляющая часть наших предпринимателей
не связана прямыми отношениями с выступающими
от их имени профсоюзами. Выход же на уровень
переговоров с исполнительной властью
рассматривается ими не более чем дополнительная
возможность оказывать давление на нее
в пользу своих сиюминутных потребностей.
На достижение данной цели, собственно,
и сориентирована структура отраслевых,
региональных и межрегиональных групп
предпринимателей.
Профсоюзы. Один из центральных вопросов,
связанных с участием профсоюзов в системах
дву - и трехстороннего взаимодействия,
— это степень их представительности.
Фактически речь идет о легитимности того
или иного профсоюза или профцентра представлять
интересы всех наемных работников и групп,
являющихся его членами, как социального
партнера. Этот вопрос приобрел сейчас
немалую остроту в связи со значительным
сокращением профсоюзного членства и
падением престижа профсоюзов. Становлению
профсоюзов как субъекта социального
взаимодействия препятствует серьезный
раскол в российском профсоюзном движении.
Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС
Федерация независимых профсоюзов России
и только-только образовавшиеся, но уже
имеющие солидную социальную базу Всероссийская
конференция труда и Конфедерация труда
России находятся в состоянии конфронтации
друг с другом. Причем по соображениям
принципиального характера, что, естественно,
затрудняет выработку совместной согласованной
позиции, без чего невозможно выйти на
уровень переговоров не только с правительством,
но и с предпринимательской стороной.
Государство. Главная задача государства
как одного из социальных партнеров - создание
условий для полной реализации в стране
гражданских и политических прав, обеспечивающих
свободу действий организациям трудящихся
и предпринимателей. Иными словами - формирование
поля для социального взаимодействия.
5 Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий крупных общественных потрясений – в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости "трехстороннего сотрудничества" - представителей трудящихся, предпринимателей и государства.
Идеей трехстороннего сотрудничества
пронизана вся деятельность Международной
организации труда (МОТ) со времени
ее основания в 1919 году (организация
изначально была призвана содействовать
мирному урегулированию после 1 мировой
войны, и ее устав был частью Версальского
договора). Принятые МОТ конвенции,
в частности Конвенция № 144 (1976)
о трехсторонних консультациях
для содействия применению международных
трудовых норм, исходят из нескольких
важных положений, легших в основание
современного трехстороннего сотрудничества.
Одно из них заключается в признании
социального плюрализма группами, отстаивающими
разнообразные интересы, но готовыми
соблюдать принцип
Как правило, одной из сторон "трехстороннего
сотрудничества" выступают профсоюзы,
представляющие интересы трудящихся,
хотя отнюдь не во всех странах в
настоящее время им удается сохранять
авторитет и влияние, завоеванные
еще в период массового тред-юнионистского
движения XIX-XX веков. Кроме того, консервативные
правительства, пришедшие к власти
в 1980-е годы в ряде развитых стран
(прежде всего в Великобритании и
США), взяли курс на "социальный реванш"
или "социальный демонтаж", чем
серьезно подорвали позиции профсоюзов.
Против профсоюзов настроена и значительная
часть предпринимателей. Исследование
стратегии 600 фирм США, проведенное
в 1996 году, показало, что 50 процентов
предпринимателей использовали угрозу
закрытия предприятий, чтобы не допустить
создания профсоюзных комитетов; ворота
12 процентов предприятий, на которых
процедура создания профсоюзов была
успешно завершена, оказались после
этого закрытыми10. В целом же в
1980-1990-е годы наблюдался явно выраженный
спад профсоюзного движения, затронувший
подавляющее большинство