Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:59, курсовая работа
Динамичные преобразования российского общества в условиях утверждения техногенной цивилизации догоняющей модернизации влекут за собой трансформацию всех сфер его функционирования и трансформацию всех без исключения социальных институтов, в том числе и преобразование социального института семьи. При этом возникают определенные трудности выбора оптимальной модели семьи, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт философии, социологии и права
Кафедра социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: СОЖИТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Студент группы Сб-111
Бубнова Екатерина Александровна
Научный руководитель
Лактюхина Елена Геннадьевна
Волгоград – 2013
Содержание
Динамичные преобразования российского общества в условиях утверждения техногенной цивилизации догоняющей модернизации влекут за собой трансформацию всех сфер его функционирования и трансформацию всех без исключения социальных институтов, в том числе и преобразование социального института семьи. При этом возникают определенные трудности выбора оптимальной модели семьи, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом.
Сегодня, как в нашей стране, так и во всем мире, семья и как малая социальная группа и как социальный институт, проходит серьезное испытание на прочность, при этом эксперимент с ней проводит само общество. Несмотря на все трудности, которые преследуют семью в последние десятилетия, она живет и продолжает исполнять присущие ей функции.
Семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать сравнительно недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях.
Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями. Происходит переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной.
В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идет об оказании психологической поддержки членам семьи, что приобретает особую актуальность в условиях системного кризиса в России, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями.
Брак в своём историческом развитии, прошёл длительный и многовековой путь развития и смены одних форм другими. Однако в последнее время в нашем обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака».
В настоящее время так называемый «гражданский брак», или сожительство, приобрел определенную легитимность в современном обществе, и многие оправдывают его существование. В России «гражданский брак» – это сожительство людей, не желающих связывать себя супружескими и родительскими правами и обязанностями, поэтому традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. А семья, основанная на альтернативных формах браку, а именно, сожительства, не может полноценно выполнять присущие ей функции. Это современное явление полностью еще не изучено, и оставляет за собой массу вопросов, и требует определения его места, и значение для самого социального института семьи.
Для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении незарегистрированных связей между мужчинами и женщинами, поскольку в советский период они рассматривались как временные, чуждые советскому обществу явлению, оставшиеся от прошлого. Однако в настоящее время уже сделаны попытки исследований проблематики, связанной с распространением внебрачных отношений. Здесь можно отметить работы Гурко Т.А., Николаевой Е.А., Морозовой В.Б., Голода С.И., Михеевой А.Р. и др.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение сожительства в современной России.
Достижению названной цели способствует решение нескольких задач:
Институт семьи можно определить как часть общества, объединяющую людей, связанных единством быта и взаимной ответственностью за воспитание детей на основе кровного родства, брака или усыновления, и поддерживающих друг друга социально, экономически, психологически либо идентифицирующих друг друга как поддерживающих эту ячейку общества1.
Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, то есть она является одной из древних форм институциональной организации общественной жизни.
По мнению автора, актуализируют исследование трансформации семьи разноплановые изменения ее функционирования во всем мире – дифференциация родительства от супружества, секса от репродуктивных функций, работы от семьи, меняется уровень внутрисемейной интеграции. Семьи приспосабливаются к конкретно-историческим условиям общественной жизни, адаптируются к социальным отношениям, нормам, ценностям.
Россия не исключение: популярность внебрачных отношений, ориентация на бездетность, распространенность «гостевых» браков побуждают к анализу семьи как базовой потребности общества с соответствующей системой функций.
Перемены, происходящие с институтом семьи в России (как и в большинстве стран Европы) в отечественной социогуманитаристике трактуются с двух парадигмальных позиций. С первой положение дел интерпретируется как парадигма модернизации, с другой – как парадигма кризиса семьи2. Обе концепции признают изменения институтов брака и семьи, поэтому автору видится, что они одновременно отражают две стороны одного и того же явления – трансформации семьи.
То, что сегодня называют «противоборствующими концепциями» развития института семьи, отражает возникший в начале прошлого века конфликт ценностных систем. Питирим Сорокин еще в 1913 году с одной стороны, обозначил «кризис семьи», с другой стороны, отмечал, что остановить его – «значит изменить в корне всю организацию современного общества и вернуть ее на несколько веков назад...»3, что признавал невозможной задачей.
Кризис или распад семьи во второй половине ХХ столетия связан с невыполнением нуклеарной семьей ее основных функций как института по рождению и воспитанию детей (низкая рождаемость, преобладание одно-двухдетных семей, внесемейная социализация детей из-за профессиональной занятости матерей и связанная с этим социальная патология и преступность подрастающих поколений). Кризис семейного образа жизни, непривлекательность пожизненного брака супругов и наличия нескольких детей в полной семье с двумя родителями проявляется в росте разводов, сожительств и рождения вне брака детей. Непривлекательность семьи для населения еще усугубляется подчиненным положением семьи в системе социальных институтов, отсутствием у семейного домохозяйства определенной автономии по отношению к государству и его институтам (Приложение 1).
Автором замечено, что большинство исследователей сходятся во мнении, что описанные изменения связаны с так называемым вторым демографическим переходом.
Изменения, характерные для института семьи в России, во многом отражают глобальные изменения в развитых постиндустриальных обществах. В самом общем виде их можно подразделить на несколько составляющих:
- нуклеаризация семей и
- снижение рождаемости и
уменьшение числа детей в
- рост разводов и числа
Сложные семьи в России по данным переписи 2002 г., составляют менее 10 %, а средний размер семьи — 3,2 человека, еще в середине XX века этот показатель был около 5 человек. По итогам переписи 2010 года этот показатель еще ниже – 3,1 человек.
По данным большинства социологических опросов, и старшее, и родительское поколения предпочитают жить порознь, но не терять связи друг с другом. Особенно сильно желание отделиться от родительской семьи испытывает молодежь, что свидетельствует о том, что данная тенденция будет лишь нарастать, сдерживает ее лишь жилищная проблема4.
В дореволюционной России суммарный коэффициент рождаемости составлял 7-8 детей на одну женщину и лишь за счет высокой детской смертности в семьях в среднем было по 3-4 ребенка. Однако с середины XX века рождаемость начала падать, и в 60-е годы составляла уже менее 2,5 ребенка на одну женщину (Приложение 2). Несмотря на некоторый рост рождаемости в настоящее время, суммарный коэффициент рождаемости в 2010 г. не превысил 1,5 ребенка на 1 женщину (Приложение 3).
Таким образом, «демографическая яма» 90-х гг сопоставима с демографической ямой второй мировой войны, она менее глубокая, но более масштабная (Приложение 4), а также вызвана совершенно иными причинами.
Демографическая ситуация, в которой находится наша страна сейчас, сложилась не в один момент. Это результат довольно длительной трансформации института семьи, изменения семейных ценностей. Рождаемость начала снижаться около 100 лет назад и начался он в конце XIX в.
Процесс депопуляции в России усилился в 1992 году. И происходит он под влиянием интегрированного комплекса исторических, культурных, социально-политических, экономических, идеологических и правовых факторов.
Произошедшие события естественно оказали понижающее влияние на рождаемость по многим направлениям. В новой жизни, с началом реформ, стало возможным получать любые потребительские блага, но при условии наличия достаточных денежных средств. Однако удовлетворить потребительские запросы населения их в условиях экономического кризиса было намного сложнее, чем прежде. И рождение детей в этом случае отодвигалось.
Тенденцию снижения рождаемости характеризует и снижение желаемого числа детей в семье. ВЦИОМ периодически производит исследование репродуктивных установок и поведения взрослого населения.
Так, по данным исследования «Семья и рождаемость», проведенного Росстатом в 2009 г., свыше половины респондентов (57,7 % женщин и 51,4 % мужчин) при наличии всех необходимых условий хотели бы иметь двоих детей, а немногим более четверти (25,2 % женщин и 26,4 % мужчин) — троих5. В качестве того числа детей, которое респонденты собираются иметь (ожидаемое число детей), они так лее чаще всего называли двоих детей. Но здесь их доля составляет уже менее половины (46,5 % женщин и 49,5 % мужчин).
Треть женщин и 21,8 % мужчин собираются ограничиться одним ребенком, а троих и более детей намерены иметь лишь 8,6 % женщин и 12,2 % мужчин. В 2011 г более половины женщин (55%) заявили, что идеальным размером семьи являются два ребенка, еще 20% предпочитают иметь трех детей, что значительно выше реального суммарного коэффициента рождаемости, равного 1,61 детей на одну женщину. Около 8% респондентов, участвующих в обследовании, заявили, что молодая семья должна иметь столько детей, сколько возможно, 5% заявили, что молодая семья должна иметь столько детей, сколько «Бог даст». Менее одной десятой респондентов (8%) считали, что в семье должен быть один ребенок или не быть детей вообще.
Обращает на себя внимание резкое падение ожидаемого и желаемого числа детей в 1991—1994 гг., а также «скачки» идеального числа (Приложение 5). Автору представляется, что это связано с тем, что семья в представлении россиян является символом стабильности.
Ожидаемое и желаемое число детей возросли в годы экономического подъема в 2000х гг, а после кризиса 2008-2009 гг. снова снизилось.
Однако посткризисные опросы показали, что у полностью удовлетворенных своим доходом людей среднее число детей, которое они могут себе позволить, – 1,86; а у совершенно неудовлетворенных – 1,47.
Среди помех к рождению детей респонденты чаще отмечали материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне (Приложение 6).
22,5% женщин и четверть (25,4%) мужчин указали, что очень мешает рождению желаемого числа детей отсутствие работы. В то же время еще несколько чаще (если суммировать ответы «очень мешает» и «мешает») в качестве помехи к рождению желаемого числа детей респонденты отмечали большую занятость по работе (49-50%)6. На этом фоне удивляют репродуктивные намерения россиян (Приложение 7).
В исследовании «Семья и рождаемость» респондентам предлагался набор из 12 целей, которые люди хотели бы достичь в жизни. У женщин и мужчин первые три места цели «воспитать ребенка» (первое место у женщин и второе у мужчин), «материальное благополучие» (второе место у женщин и первое у мужчин), «собственное жилье» (третье место).
Трое детей и у женщин, и у мужчин – на последнем месте (после цели свободы, независимости, стремления делать то, что хочется). Цель «вырастить двоих детей» оценили на «1-2», т.е. как неважную – 18% женщин, а как очень важную – 61,6%. Мужчины оценили значимость для них этой цели соответственно – 11,8% и 77,7%. Цель «иметь троих детей» оценили на «1-2», как неважную – 63,8% женщин, а как «очень важную» – 13,2%. Мужчины оценили соответственно – 55,1% и 27,5%. Цель – иметь как двоих детей, так и троих детей, для мужчин более значима, чем для женщин (Приложение 8).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что малое число детей в семье и малая рождаемость сейчас определяются не материальными трудностями, а снижением ценности семьи и брака, преобладанием внесемейных ценностных ориентаций. В результате трансформации ценностей население теряет потребность в нескольких детях, тем более в многодетной семье. Стремления, установки, приоритеты, мотивы поведения современного человека часто вступают в противоречие с задачами воспроизводства. Примером тому является рост разводов и числа незарегистрированных браков. В начале XX века развод был крайне редким явлением, распадалось всего 1-2 брака из 100, в начале XXI распадается каждый второй брак (Приложение 9).