Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:24, реферат
Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «Рынков справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества.
Введение 3
Т. Мор и Т. Кампанелла 4
А. Сен-Симон 9
Ш. Фурье 13
Р. Оуэн 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Оглавление
Введение 3
Т. Мор и Т. Кампанелла 4
А. Сен-Симон 9
Ш. Фурье 13
Р. Оуэн 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
С древнейших времён люди, видя
царившую вокруг общественную несправедливость,
войны и восстания, стремились коренным
образом преобразовать
Социалисты-утописты не видели
реальных путей перехода к обществу
социальной справедливости, не понимали
исторической миссии пролетариата, хотя
и отмечали противоположность классовых
интересов. На пролетариат они смотрели
как на угнетенную, страдающую массу.
Своей задачей они считали
развитие сознания, пропаганду своих
идей, воплощение их в жизнь путем
создания коммуны, «фаланстера» или
«Рынков справедливого обмена».
Несовершенство и противоречивость
социалистических теорий утопистов
соответствовали незрелому
На вершине утопического
социализма стоят Клод Анри де Сен-Симон,
Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Томмазо Кампанелла,
Томас Мор. Все они предрекали гибель капитализма,
настаивали на необходимости изменения
общественной системы.
Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.
Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно "утопия" значит "нигде", т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок главного произведения Мора - "Утопия" - дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний.
Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский свою знаменитую "Похвалу глупости". Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом, используя высокий пост, влиять на политику короля.
Мор неплохо писал и его произведения оказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно сказать, что его "История Ричарда III" явилась одним из источников известной драмы Шекспира.
Но, как говорится,
Мор сам себя погубил. Еще
в 1516 году вышла в свет за
границей "Весьма полезная, а также
и занимательная, поистине
Но в 1532 году это произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступил конец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: " ...влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту".
В день казни Мору
сообщили о королевской
Не менее известным
мыслителем того же
Кампанелла был итальянцем
по происхождению, уроженцем
Когда ему было 31 год Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все было очень хорошо спланированно и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.
Ему пришлось пережить
все - и пытки инквизиции, и
одиночество заключения, и ненависть
своих близких - отца и брата,
осужденных из-за него. Но страдания
не сломили его, он продолжал
мыслить и творить даже в
тюрьме. В 1601 году он начинает
свой знаменитый трактат "
И даже выйдя из тюрьмы через почти четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре - ведь родная его Калабрия под пятой все тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца - в нужде и изгнании.
"Утопия" и "Город Солнца" - книги, одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе.
Сюжет этих книг
довольно прост: в них
В обществе, созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в "Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы, "которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях".
И в "Утопии" Мора
и в "Городе Солнца" Кампанеллы
существует социальная
Сами люди как "перекати-поле"
Люди одеты у обоих
авторов совершенно одинаково
- "одежду носят они белого
цвета, и стирается она ежемеся
"Вскормленный грудью
младенец передается на
"Дома, спальни, кровати
и все прочее необходимое",
(надо думать и зубные щетки
тоже) как пишет Кампанелла у
жителей города Солнца общие.
Из этого следует, что и
Итак, и у Мора и
у Кампанеллы - "производство потомства
имеет в виду интересы
Прочтя обе работы
можно сделать вывод, что в
них изображен идеал
Кампанелла, будучи в
изгнании во Франции, на одной
из своих книг, изданных в Париже сделал
посвящение кардиналу Ришелье: "И Город
Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит
воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим
светом". Остается только надеяться,
чтобы это пожелание никогда не сбылось.
Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon), потомок старинного рода французских аристократов, получил хорошее образование. Среди его наставников был, например, Жан-Лерон д'Аламбер, замечательный математик и энциклопедист. Весьма рано мальчик проявил свой недюжинный характер: в тринадцать лет он категорически отказался от первого причастия. Желая навсегда отучить сына от дерзкого непокорства, отец отправляет его в тюремную крепость. Анри ухитрился бежать. Кое-как близким родичам удалось уладить конфликт.
В 17 лет Сен-Симон поступает на военную службу — то была, как известно, дворянская традиция. Однако военная карьера его мало интересовала. Может быть, он очень скоро покинул бы службу, но как раз в это время английские колонии в Америке начинают войну за свою независимость. Девятнадцатилетний Сен-Симон вступает волонтером во французский экспедиционный корпус и отправляется за океан, чтобы помочь североамериканским колонистам в их борьбе против Англии за независимость. В 1789 г. во Франции начинается революция. Осенью этого года Сен-Симон возвращается в родную Пикардию. Сен-Симон поддерживает и с увлечением пропагандирует идеи равенства, братства, свободы. Он отказывается от своего дворянства и графского титула. Больше того, вообще расстается с аристократической фамилией Сен-Симон и называет себя «гражданином Бономом» (т. е. Простаком).
Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна противоречий. Ранее горячо поддерживавший освободительные идеи, он затем отходит от них, испытывая, по его словам, «отвращение к разрушению». Примерно с 1797 г. Сен-Симон обращается к научным занятиям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, занимается в библиотеках, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Наконец, уже в самом начале нового века он берется за перо.
Вот тогда, в те годы, и написаны главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1803), «Введение к научным трудам XIX века» (1808) и «Катехизис индустриалов» (1824). В последнем из них, «Новое христианство» (1825), он, по словам Маркса, «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений». С горячим убеждением человека, устами которого говорит сам господь Бог, Сен-Симон проповедует: «Люди должны относиться друг к другу как братья»; общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении нравственного и физического состояния бедного класса...