Социальная защита населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное страхование населения;
3. проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения…………..6
1.2 Роль социальной работы в защите населения………….………11
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения…………………………….17
2.2 Пенсионное обеспечение……………………………………...…24
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ  ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ

1.1 Понятие и сущность  социальной защиты населения…………..6

1.2 Роль социальной работы  в защите населения………….………11

2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ  СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Социальное страхование  населения…………………………….17

2.2 Пенсионное обеспечение……………………………………...…24

2.3 Защита инвалидов и  нетрудоспособных слоёв населения….…30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру  должно позволять обеспечивать с  учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование  человека при наступлении таких  жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы  декларации связывают реализацию права  каждого человека на достойный жизненный  уровень не только в период, когда  человек трудится, но и в случаях  безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев  утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции  РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека [1].

Согласно ст. 39 Конституции  РФ каждому гражданину России гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения  жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и  социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального  обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Объективные основания социального  обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения  или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа  людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в  современном обществе социальное обеспечение  перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как  особый социальный институт современного государства является показателем  социальной уверенности, социальной гарантией  достойного развития каждого члена  общества и сохранения источника  средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Предметом исследования являются система мероприятий проводимых в области социальной защиты населения.

Объектом исследования является различные слои населения, на которых  направлена социальная защита населения.

Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения  в РФ.

В связи с этим были поставлены задачи:

1. изучить понятие и  сущность социальной защиты населения;

2. обосновать роль социальной  работы в защите населения;

2. рассмотреть социальное  страхование населения;

3. проанализировать пенсионное  обеспечение;

5. определить защиту инвалидов  и нетрудоспособных слоёв населения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и  сущность социальной защиты населения

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также  средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных  проблем, обусловленных социальными  рисками, которые могут привести или уже привели к полной или  частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической  самостоятельности и социального  благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [6].

Социальная защита населения  в широком смысле - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом  и обеспечивающих предоставление оптимальных  условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и  деятельного существования личности, различных социальных категорий  и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев  населения в период экономических  преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная защита населения  включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования  системы социальной защиты населения  вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками  ее развития является:

1.  изменение форм собственности;

2.  изменение системы  распределения материальных благ  и услуг и формирования новых  отношений между членами общества;

3.  потребность в решении  целого ряда социальных проблем  (безработицы, гарантии социальной  защиты в старости, медицинского  обслуживания и др.);

4.  социальное расслоение  общества;

5.  обеспечение законодательной  основы защиты прав и свобод человека [7].

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения  и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о  правах и свободах граждан.

Основные требования к  реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят  в следующем:

1.  первостепенная и  превалирующая роль государства  в осуществлении этой защиты;

2.  перенос центра тяжести  в работе с материальной защиты  на социальную заботу о людях.  Необходимость организации социальной  защиты, прежде всего через помощь  семье;

3.  повышение роли социальных  и национальных общностей, религиозных  общин, коллективов в организации  социальной защиты;

4.  усиление вклада  предпринимателей в социальную  защиту нуждающихся граждан, ликвидацию  бедности, создание рабочих мест  и т.д.;

5.  обеспечение различных  форм социальной защиты и разработки  точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный  контингент нуждающихся;

6.  максимальный учет  принципа социальной справедливости  и др. [2]

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.

Она не только провозглашает  право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его  реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками  финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных  законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1. социал-демократической  ориентации с высокой ролью  государства в обобществлении  доходов и существенным значением  общенациональных социальных механизмов  управления;

2. неолиберальная - с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

-  государственную, опирающуюся  на принцип социальной заботы  государства о социально уязвимых  членах общества и социальной  благотворительности (она предусматривает  дифференцированный подход к  определению малообеспеченных групп  населения по степени нуждаемости  и льготное предоставление им  социальной помощи);

-  частную, базирующуюся  на принципе ответственности  каждого члена общества за  свою судьбу и судьбу своей  семьи с использованием зарабатываемых  собственной трудовой и предпринимательской  деятельностью доходов, доходов  от собственности, а также личных  сбережений (эта система ориентирована  на распределение по труду  и включает частное социальное  страхование).

Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в  лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

-  законодательно определенные  социальные гарантии и их удовлетворение  на основе базовых стандартов  и программ;

-  регулирование доходов  и расходов населения;

-  социальное страхование;

-  социальное вспомоществование;

-  социальные услуги;

-  целевые социальные  программы[6].

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1.   принцип поощрительности, - властными структурами с целью  общественно-политического резонанса  на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания важных государственных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

2.  принцип заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3.  принцип патернализма, обозначающего государственную  опеку («отеческую заботу») по  отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с  патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному  значению в социальной защите населения  России разнообразных льгот. Эти  льготы в действительности стали  эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев  населения. В то же время длительно  большинство российских граждан  было не в полной мере осведомлено  о льготах, поскольку сведения о  них в основном публиковались  в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и  методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений  информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и позитивным социальным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Информация о работе Социальная защита населения в РФ