Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи :
- Исследовать сущность и содержание современной модели социальной политики государства
- Проанализировать основные цели и принципы социальной политики

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и основные направления социальной политики…...4
2. Механизм и система социальной защиты населения…………...
3. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике………………………………………………………………….....
4. Государственное регулирование занятости населения и развитие социального партнерства……………………………………….
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа!.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)


                                     Министерство образования и науки  РФ 

      Федеральное   Государственное бюджетное образовательное  учреждение 

                                 высшего профессионального образования 

           «Красноярский  государственный торгово-экономический институт »

 

                          Кафедра  экономической теории  и правоведения 

 

                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

                             По дисциплине :  Экономическая  теория 

                        На тему : «Социальная политика государства.»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                               Научный руководитель:

студентка  1 курса                                                                                 (К.Э.Н., доцент  )

группы   ТД11-1                                                                                          Бартакова Т.С.

Гапонова О.Г.   

 

 

 

 

 

                                                 Красноярск  2012

                            Оглавление                                                

Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Сущность и основные направления социальной политики…...4

2. Механизм и система социальной защиты населения…………...

3. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике………………………………………………………………….....

4. Государственное регулирование  занятости населения и развитие социального партнерства……………………………………….

Заключение……………………………………………………..

Библиографический список…………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятостии стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Существуют некоторые  проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены принципы и направления социальной политики, а также система социальной защиты в России. Проблема охвата социальной защитой всех слоев населения, обусловленная отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями.

Таким образом, цель данной курсовой работы – исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи :

- Исследовать сущность  и содержание современной модели  социальной политики государства

- Проанализировать основные цели и принципы социальной политики

 

              1. Сущность и основные направления социальной политики.

Понятие социальной политики. Это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, — государство. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Связь социальной политики и экономического роста взаимообусловлена. С одной стороны, она является целью экономического роста, а с другой его фактором, так как рост благосостояния усиливает мотивацию к труду, способствуя повышению его эффективности. Кроме того, экономический рост предъявляет повышенные требования к квалификации, культуре, физическому и духовному развитию личности, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

   Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика — решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является функцией государственного регулирования экономики.

Основные  функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Показатели  результативности социальной политики. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например калорийность и биологическая ценность рациона питания.

Для получения  реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления.

Различают "минимальную потребительскую корзину", обеспечивающую минимальный уровень потребления, и "рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. "Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Минимальная потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности".

В отличие  от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др. Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются, причем они различны в отдельных странах и регионах. Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, являются состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура и др.

  Основные направления социальной политики:

1) Главное внимание  уделяется проблемам доходов  граждан и уровня жизни. Цели  социальной политики фокусируются  в основном на том, чтобы  не допустить дальнейшего снижения  этого уровня, добиться для начала  хотя бы стабилизации положения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабов бедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили.

2) В подходах к обеспечению  стабилизации жизненного уровня  и постепенного создания условий  для его повышения предлагается  стимулировать активную трудоспособную часть общества высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на "милости" государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

3) В качестве очень  важной черты современной социальной  политики выступает положение  о том, что государство должно  обеспечить основные социальные  гарантии в области доходов  населения, т.е. гарантировать  гражданам минимальный доход,  а также дать им гарантии медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и разных социальных невзгод, гарантии получения образования и культурного развития на уровне, по меньшей мере, не ниже достигнутого.

 

 

 

4) Намечается стабилизация  положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения, в т.ч. строительства, жилья.

5) В качестве особой  выдвигается задача решения хотя  бы в какой-то степени такой  проблемы, как безработица, а именно - сдерживание массовой безработицы и смягчение ее тяжелых социальных последствий.

6) Определенное внимание  уделяется проблемам развития  отраслей народного хозяйства,  непосредственно занятых предоставлением  населению услуг социального  характера, т.е. здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

7) В отличие от высказываемых  порой представлений, сводящих  систему социальных явлений и  процессов лишь к непроизводственным  сторонам жизнедеятельности людей,  в рассматриваемых документах  к кругу задач и направлений социальной политики совершенно правильно относится решение проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, - охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство, вопросы оплаты труда, По дающиеся регулирующему воздействию социальной политики.

8) В качестве особых  задач выделяется решение специфически  социальных проблем некоторых  категорий населения: вынужденных  мигрантов, военнослужащих, жителей  Севера и др.

9) применительно к  отдельным этапам периода, на  которые рассчитан тот или иной из упомянутых документов, устанавливается приоритетность решения определенных задач социальной политики, ев направлений.

10) Большое внимание  уделяется региональным аспектам  социальной политики, определяются  важнейшие линии взаимодействия федеральных и региональных органов власти в этой области.

 

 

 

2.Механизм и система социальной защиты населения.

Создание  системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, которая бы позволила каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и в форме "потребительской корзины" с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов. Меры социальной защиты отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и выплаты из фондов общественного потребления.

Информация о работе Социальная политика государства