Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:15, контрольная работа
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на-правленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исхо¬дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нель¬зя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пони¬мания этого социального явления.
Введение ……………………………………………………………………...….3
1. Социальная политика современного Российского государства ……....…4
2. Основные направления социальной политики государства …………....…7
3. Правовая база реализации социальной политики…………….……………11
4. Социальные программы - как механизм реализации социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………….…..…30
Список использованной литературы ……………………………….……..…..31
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Социальная
политика современного
2. Основные направления
3. Правовая база реализации
социальной политики…………….……………
4. Социальные программы - как
механизм реализации социальной политики
в Российской Федерации………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………….……..…..31
Введение
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной, ибо в широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Надо отметить что, социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы, проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный.
Большое внимание уделяется нормативно - правовой базе обеспечивающей реализацию социальной политики в Российской Федерации.
1. Социальная политика современного Российского государства
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев населения, их прав и свобод. В целом политику можно интерпретировать как сферу отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами. В зависимости от направленности политики в какую-то сферу общественной жизни, различают экономическую, культурную, социальную политику.
Суть социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.[7,С.147-152 ]
Социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Среди этих институтов общественные объединения, организации и другие государство с момента своего возникновения, как правило, занимало ведущее положение в политической жизни общества. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.
Основные признаки государства:
- определенная система органов и учреждений;
- право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством;
- определенная территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства.
Подчеркнем два важных момента:
1. На протяжении истории на роль государства высказывались различные точки зрения. Существование различных типов государств, форм правления, устройства, видов политических режимов обусловливает и различие методов воздействия государства на общественные, втом числе и социальные процессы. Для современных государств в одних странах характерно решение проблем социальной защиты населения преимущественно государством, в других странах -иными, в том числе частными, благотворительными и другими институтами.
2. Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества. Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:
- возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);
- окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;
- развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем.
Как известно, есть сторонники и противники и первого, и второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого или второго, или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института.
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительно большинство и реально она осуществляется в отношении большинства населения, ибо ныне оно представлено наименее социально защищенными, «слабыми» слоями общества.
Характеризуя социальную политику современного российского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад СССР и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция. На территориях ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались многочисленные родственные россиянам группы (в том числе более 25 млн. русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских властей.
Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примером тому может служить не только положение русских и других групп в Прибалтике.
Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне. Российское государство должно прилагать максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта), но и всех русскоязычных, проживающих в странах бывшего СССР, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.[ 7]
2. Основные направления социальной политики государства
Если верно утверждение, что политика - концентрированное выражение экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются четыре крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. [11,С. 56-59]
Во-первых, это деятельность, в данном случае социальная.
Во-вторых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев, а также тех слоев, которые осуществляют социальную деятельность.
В-третьих, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей.
В-четвертых, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.
Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.
А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оздоровлению среды их обитания.
Социальная политика
государства может иметь
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики -социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, что находит свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья. [9,С.234-238 ]
По вопросу социального неравенства в обществе между группами людей можно отметить два крайних подхода. Один из них сводится к одобрению политики неравенства и ее оправданию.
Другой подход (представлен в основном марксистской концепцией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого социального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каждом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего нельзя отрицать.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.
Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре значительную долю составляют маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более (поданным разных источников). Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1:5:10.
Известно, что в разных странах сложилась разная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны (возьмите хотя бы сокрытие ими доходов, игнорирование налоговой системы).
Ныне в России в период кризиса экономики, нерационального распределения средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Информация о работе Социальная политика современного Российского государства