Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:16, контрольная работа
Социальная работа принадлежит к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказ общества по созданию системы социальной помощи населению История создания и формирования основных подходов, цели, пр ринципив, методов и технологий социальной работы давняя и основывается на постепенном развитии и совершенствовании представлений общества и отдельных граждан о содержании, структуре, особенности человековедческий деятельности Система социальной помощи прошла путь от филантропического подхода в поддержке социально уязвимых слоев населения, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию вследствие социальных ч и личностных проблем, к появлению такого вида профессиональной помощи, как социальная работа, которая предназначена не только создавать необходимые условия для социального обеспечения граждан, но и для развития ихн их возможностей и умения выстраивать свою жизнь, мобилизации внутренних ресурсов в преодолении жизненных крииз.
Введение
История создания и формирования социальной работы как науки.
Социальная работа как наука и учебная дисциплина.
Заключение
Список используемой литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина. Введение в профессию.
Тема. Социальная работа как
наука и учебная дисциплина.
Студента 2 курса
Заочного факультета
Специальность
Социальная работа
Фаизова Марата Анверовича
Ф.И.О.
Группа П-13
Самара
2014 год.
______________________________
Регистр№______________ «_________»________________
Дата поступления работы в университет
Оценка ______________ «_________»________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ_______
Введение
История создания и формирования социальной работы как науки.
Социальная работа как наука и учебная дисциплина.
Заключение
Список используемой литературы
Социальная работа принадлежит к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказ общества по созданию системы социальной помощи населению История создания и формирования основных подходов, цели, пр ринципив, методов и технологий социальной работы давняя и основывается на постепенном развитии и совершенствовании представлений общества и отдельных граждан о содержании, структуре, особенности человековедческий деятельности Система социальной помощи прошла путь от филантропического подхода в поддержке социально уязвимых слоев населения, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию вследствие социальных ч и личностных проблем, к появлению такого вида профессиональной помощи, как социальная работа, которая предназначена не только создавать необходимые условия для социального обеспечения граждан, но и для развития ихн их возможностей и умения выстраивать свою жизнь, мобилизации внутренних ресурсов в преодолении жизненных крииз.
Процесс становления социальной работы как вида профессиональной деятельности начался в начале XX в в странах Западной Европы и США В Украине, как и в других славянских государствах, государственная социальная помо ОГА сиротам, инвалидам, бедным, военнослужащим развилась еще во времена Киевской Руси и нашла свое отражение в деятельности киевских князей и христианской церкви Основные этапы развития социал ной работы как профессии рассматриваются в рамках курса \"История социальной работы роботи".
Попытка научно-теоретического осознания различных форм социальной помощи делалась уже в XIX в как в нашей стране, так и за рубежом Это нашло отражение и в трудах, касающихся социальной жизни людей (условий формирования и реализации жизнедеятельности, свободы и равноправия, справедливости), и в конкретных направлениях социальной работы в современном пониманиині.
есть социальная работа зародилась как прикладная наука Теоретическое осознание, обобщение \"систематизация научных знаний о социальных процессах и явлениях, прогрессивные подходы по социальной поддержке в личности в сложной жизненной ситуации определялись на основе эмпирических данных, фактов практической деятельности и опыта работы организаций и учреждений сферы социальной защиты населения, социальных слу жб, образования, специализированных учреждениив.
Теоретические подходы к социальной работе сформировались в начале XX в в трудах зарубежных западных исследователей Наиболее известные из них: М Ричмонд (теория социального диагноза, концепция интервенции й, ведение истории клиента); В Робинсон (осознание ситуации клиента, ценностей и смыслов его бытия, значение прошлого опыта) Дж Тарт, О Ранк (функциональная школа - в основе теоретических подходов лежит не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента, принцип синхронический подхода, принцип \"здесь и сейчас\") Г Гамильтон (расширение понятия «диагноз», его новую трактовку ответствен дно к новым тенденциям социальной работы - не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы) Ф Бистек (взаимодействие в методах индивидуальной робот и рассматривалась как система динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегуляции и саморазвитию); ХХ Перлман (метод решения проблем - синтез пи дходив диагностической и функциональной школы, процесс помощи состоит из двух основных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида) Ф Холлис и Р Смол-ли (концепция приближения, определяет пять теоретических концептов: оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и вмешательство - интервенция, в теории используется методология теории систем и теории коммуникаций) и и н Дж Конопка, X Нортен, М Росс, Р Перлман и другие исследователи направляли свою работу на поиск общей методологической базы социальной роботметодологічної бази соціальної роботи.
Развитие теории социальной работы осуществлялся по четырем основным направлениям: теория индивидуальной работы, теория групповой работы, теория общинной работы (в комьюнити, сообществу, общине, микрорайо оные т.п.), теория администрирования и планирования соответствии с этим все подходы к определению конкретных форм, методов социальной работы, технологий социальной работы делятся на три группы: индиви дуальный, личностный подход к теоретической схемы социальной работы; социетальный подход, где как базовая схема рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений; социально - деятельностный подходов д, когда социальная работа рассматривается в традиционной для современного познания субъектно-объектной схемі.
По МВ Фирсовым, основные направления в теоретических исследованиях делятся на:
1) профессионально
2) диалекты ко-критический: ученые
предлагают структуру
3) диалектико-материалистическое (марксистский)
анализ проблемы с точки
При формулировании определений социальной работы как науки, теории, практической деятельности учитываются такие аспекты, как ответственность за проблемы общества; балансирующий характер общества, воспитание я определенной социальной позиции по ближнему; прикладная теория христианства; особенности демократии целеполагания социальной работы зависит от социального регулирования в обществе, интеграции в общест ильстви отдельного человека, восстановление социальной значимости маргинальных, непривилегированных слоев населения, выявления христианских принципов, гармонии взаимоотношений в обществе, залог спокойствия общества, прагматических навыков демократииї.
Социальная работа как прикладная наука сформировалась на основе применения результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем и на основе тесных междисциплинарных связей со сферами научного знания, которые составляют научную базу социальной работы, такими как: педагогика, социальная педагогика, социология \"психология, этика и эстетика, философия тощ.
Среди ученых нет и сегодня единого мнения относительно определения социальной работы как науки Так, по мнению авторов учебника \"Основы социальной работы\" под ред ПД Павленок: \"социальная работа состояние ставляет сферу деятельности человека, функция которой предстает в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфическую социальную деятельностьціальну діяльність".
Дискуссии о разграничении или отождествления сущности понятий \"социальная работа\" и \"социальная педагогика\" освещены в работах отечественных ученых Социальные педагоги ЛГ Коваль, ИД Зверева, СР Хлебик делают ь акцент на том, что \"для социальной работы в нашей стране (с момента ее зарождения до настоящего времени) характерна доминирующая роль социальной педагогики и социального воспитания При этом важно поясн ити, что понятие \"социальная педагогика\" не тождественно понятию \"школьная социальная работа\" Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) рассматривается как базовая интег тивных основа в системе служб социальной помощи населению, которая позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, на развитие различных инициативе в, формирования ценностных ориентаций личности, ее отношение к себе, своего физического и нравственного здоровья, к окружающей средего і морального здоров'я, до навколишнього середовища".
В МВ Фирсова и ЕГ Студенова читаем: \"Дж Бернал утверждал, что парадигма науки может выступать по той или иной сферы как институт, как метод, как накопление традиций и знаний, как фактор, который формирует являются убеждение и отношение к миру и человеку В свете этого утверждения механистическая парадигма науки выступала применительно к социальной работе макроумовы, определившие логику ее научного мышления и пр инципы функционирования в контексте других знанийі інших знань".
Для социальной работы этого времени характерны редукционизм, линейность, детерминизм, примат материи над сознанием, диктат времени и пространства, поиск фундаментальных закономерностей в рамках своего знания Вс си эти особенности общенаучной парадигмы специфически отразились в понятийном пространстве социальной роботи.
Доктор философских наук В О Ни к и те н обращает внимание на то, что социальная работа как новая сфера научного знания только завоевывает свое место среди других наук, и последнее десятилетие XX в - это время зародыш ния новой науки - теории социальной робототи.
Этого же мнения придерживаются и авторы учебника \"Социальная работа: теория и практика\", считая общепринятым ее трактовка как сферы практической деятельности, имеет научную основу и локальную тео ориьну теорію.
Разработка научных исследований проводится на базе общественных и гуманитарных наук, в контексте которых изучаются социально значимые процессы и явления; специфика деятельности субъектов социальной защиты и во Поддержка для населения; социально-педагогические и психолого-педагогические условия эффективности социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, социальные, социально-экономические, социально-по аналитические условия жизни граждан, их потребности, интересы, запросы и т.д. Научные исследования проводятся в рамках социологии, педагогики, психологии, философии, экономики и других наук, что значительно уменьшает авт ономнисть и научную самостоятельность социальной работы Общепринятая научный статус социальной работы в Украине значительно затрудняет определение предмета исследования теории социальной роботти.
В научной литературе теория социальной работы определяется как: 1) логическое обобщение опыта общественной жизни, основанное на глубоком изучении сути изучаемого явления и раскрывает его с закономерности, 2) комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты, 3) самая форма научного знания, дающая целостное отражение важнейших связей вероятно й области действительности Как и в каждой науке в социальной работе выделяются следующие основные элементы теории: исходные основы (фундаментальные понятия, принципы, закономерности, аксиомы и т.п.); идеализированный объе кт (своеобразная абстрактная модель существенных свойств и связей) совокупность законов и утверждений, которые выводятся из основ теории соответствии с принципами логики Учитывая это теорию социальной работы можно рассматривать как совокупность фундаментальных понятий, принципов, закономерностей, абстрактных моделей и утверждений, которые выражают ее суть во всей целостности и конкретике Теория социальной работы стано вить основу социальной работы уникальной сферы научного знанияння.
Таким образом, необходимо различать понятия \"теория социальной работы\" и \"социальная работа как наука\"
Теория социальной работы - система основных идей в общественной сфере знаний, форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи действительности Критерием и основой развития теории социальной робот ты практика.
Социальная работа как наука - сфера деятельности личности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одна из форм общественного сознания, включает как деятельность по получению нового го знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; освещения отдельных отраслей научного знания, касающиеся системы социальной защиты населения и поддержки ос обистости в сложной жизненной ситуации Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений социальной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она от криваяє.
Предметом исследования теории социальной работы являются социальные процессы и явления, обусловливающие жизнедеятельность личности, социальные факторы и факторы по совершенствованию социальных условий жизни различных целевых овых групп и категорий населения в российских научных источниках предмет исследования теории социальной работы определяется как социальные явления, процессы разных уровней, отражающих сложную поле центрич на систему.
Теория социальной работы является социальной, общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным соке иально обеспечением и как выявление общественно-исторических структур и тенденций развития.
Согласно этому определению формирования теории социальной работы осуществлялось в следующих направлениях: разработка теоретических моделей социально-психологической помощи, социально-педагогического воздействия и теории рой социального обеспечения населения ориентирована на эти задачи, концепция теории социальной работы структурируется на основе двух подходов: исторического и системного.
В современных научных исследованиях наблюдается устойчивая тенденция к осознанию социальной работы как профессии, назначенной и направленной на активизацию сохранившихся возможностей клиента, его позитивног го жизненного опыта и творческого потенциала в определенной жизненной ситуации Целью социальной работы является перевод клиента с субъектно-объектных взаимоотношений в субъект-субъектные, из пассивного потребителя со ных услуг в активную личность, неравнодушный к собственной судьбе и жизни своей семьи Среди наиболее распространенных методологических подходов выделяется социальная работа, ориентированная на жизненную ситуацию и жи ттевий пространство клиентта.
Информация о работе Социальная работа как наука и учебная дисциплина