Социальная работа с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Содержание

Введение
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Календарный план
Безработные как объект социальной работы ( лекция)
Семинария
Деловая игра «Зона комфорта»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Личностный опросник Г.Айзенка
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Три упражнения для уверенности в себе
Заключение
Список литература

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_RF.docx

— 103.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Национальный Исследовательский  Иркутский Государственный

Технический Университет”

Институт Изобразительных Искусств и Социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология психосоциальной работы

с безработными

по:содержание методыка психосоциальной  работы в системе социальной защиты

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: доцент, кандидат

психологических  наук С.В.Семенцова

Исполнила: Б.Баярмаа

Группа.СОР-09-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

Содержание

 

 

Введение

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ
    1. Календарный план
    2. Безработные как объект социальной работы ( лекция)
    3. Семинария
    4. Деловая игра «Зона комфорта»
  2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
    1. Личностный опросник Г.Айзенка
    2. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
    3. Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ
  3. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
    1. Три упражнения для уверенности в себе

 Заключение

 Список литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность. Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое  закрепление в 1948 году во «Всеобщей  декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право  на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и на защиту от безработицы.

Безработица (незанятость) — явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок  — один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного  неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп  населения, имеющих деньги. Все это  не способствует всеобщей занятости  населения.

Безработицу предопределяют различные  факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные  изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных  отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда  способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических  проблем закрываются также некоторые  производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах  независимо от их социально-экономической  системы.

По оценкам специалистов, в России количество официально зарегистрированных безработных колеблется от 1,6 млн. человек  в 2003 году до 1,7 (1,8) млн. человек в 2004 г., а общее число безработных (по методике МОТ) в 2004 г. составило 8,1 % или 8,5 % от экономически активного населения, против 8,4 % в 2003. В конце апреля 2009г., по оценке, 7,7 млн. человек, или 10,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации  Труда). В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 2,3 млн. человек, в том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице.[4]

Степень научно-теоретической  разработанности проблемы

В литературе по проблеме безработицы  идет дискуссия о роли и значении службы занятости в деле решения  данной проблемы. Созданная по инициативе Правительства РФ, она призвана проводить  официальную политику в области  занятости, повышать конкурентоспособность  безработных, содействовать занятости  населения. Суть дискуссии состоит  в том, что одни исследователи  отмечают недостаточную эффективность  службы занятости в решении поставленных перед ней задач, а другие говорят  о ее успехах и достижениях  в различных регионах. Авраамова, Е. М., Н.Н.Абакумов, Н.М.Воловская, Л.К.Плюснина, А.В.Русина описывают безработицу  как неизбежное явление любого общества. Описывают виды и причины безработицы  с экономической точки зрения. Березин И. С., Болотков Ю.А. рассматривают  пути снижения безработицы. В своих  работах показывают ответственность  государства за трудоспособное население, которое в силу каких-то причин осталось без рабочих мест. Евстратова Е.Е. в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. Женщины  и молодежь являются наиболее уязвимой демографической группой, поэтому  для них разрабатываются отдельные  государственные программы. Кузнецова  И.А., Леана К.Р., Никифоров В.О. анализируют  процесс трудовой адаптации, прослеживают влияние изменений рынка труда  на поведение личности, его экономическую  активность. Зайнышева И.Г., Павленок П.Д., Иванов В.Н. характеризуют формы  и методы социальной работы с безработными. Идет описание таких форм и методов  как социальное обеспечение (выплата  пенсий и пособий) безработных и  их семей, социальное прогнозирование, социальное консультирование. Ромм М.В., Росс Л., Нисбетт Р. пишут о процессе адаптации личности в социуме. Работы включают описание стратегий, факторов, видов адаптации. Что же касается социально-психологической адаптации  безработных, то материал по этой теме в просмотренной литературе дается разрозненно. Лишь изредка встречаются  небольшие заметки о том, как  может проходить адаптация безработного, как меняется его поведение вследствие потери работы и невозможности найти  другую в кратчайшие сроки. (http://www.akademout.ru/catalog/text.php?n=14)

Основные теоретико-методологические идеи разрабатывались П.Р. Атутовым, Ю.К. Васильевым, В.Г. Зубовым, А.Г. Калашниковым, В.А. Поляковым и др. Методологические представлены в трудах С.Я. Батышева, И.П. Кузьмина, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, Е.В. Ткаченко, Р.Х. Шакурова и др.

Проблема: слабоизученность форм и  методов социальной работы с безработной  молодежью.

Объект: категория населения безработные.

Предмет: технология психосоциальной работы с безработными.

Цель: оказание психосоциальной помощи неблагополученным семьям

Гипотеза: существует четкая взаимосвязь между длительностью периода не занятости и увелечением периода незанятости наблюдается рост уровня стресса, симптомов тревоги и депрессии. Использование психосоциальных может помочь безработным в преодолении стресса негативных явлении симптомов тревоги и.т.д.

 

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ 

 

1.1 Календарный план:

 

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

Лекция (Безработные как объект социальной работы)

2 часа

Специалист по социальной работе, безработные

Семинария

2 часа

Специалист по социальной работе, безработные

Деловая игра

«Зона комфорта»

2 часа

Специалист по социальной работе, безработные


 

Цель: дать понятие о безработных. 

План работы:

- Социально правовой статус безработных граждан в РФ

- Социально-психологические характеристики  безработных

- Социальные последствия безработицы

Лектор: специалист по социальной работе

Категория слушателей: безработницы    

Время проводение: 2 часа

Образовательные технологии:

     -  Лекционное аудиторие;

     -  информация

 

1.2 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Социально правовой статус безработных граждан в РФ

Правовой  статус безработного, также как и  правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата [11, ст. 3].

В соответствии с законом РФ « О занятости  населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (Закон о занятости  населения), решение о признании  гражданина безработным принимается  службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента  предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 2 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. Гражданин признается безработным с момента предоставления документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

-не достигшие 16-летнего возраста;

-которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а также впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных [11, с. 3].

Для признания  гражданина безработным причина  его увольнения с предыдущего  места работы значения не имеет. Безработным  может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор  по собственному желанию, и тот, кто  уволен по инициативе администрации, причём даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости населения выплата  пособия может быть отложена на срок до трёх месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и  другие виновные действия, предусмотренные  трудовым законодательством [11, с. 35].

В соответствии с Законом о занятости населения  правительством определён порядок  регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости  по месту жительства.

Первичная регистрация  осуществляется в целях учёта  общей численности безработных  и для получения информации по вопросам содействия занятости без  предъявления ими каких-либо документов.

Для регистрации  в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке  за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании  его безработным дополнительно  предъявляет индивидуальную программу  реабилитации инвалида, выданную в  установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере  и условиях труда.

Органы занятости  в течение 10 дней со дня регистрации  должны по возможности предложить обратившемуся  два варианта подходящей работы, включая  работу временного характера, а впервые  ищущему работу, не имеющему профессии  – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При отсутствии подходящей работы зарегистрированному  в целях её поиска может быть предложено при его желании участие в  оплачиваемых общественных работах  или прохождение профессиональной подготовки [11, ст. 2].

Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня  его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:

  • трудоспособны;
  • не имеют работы и заработка;
  • зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней;
  • не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы [11, с. 3].

Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные  органами занятости, но не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию.

В некоторых  случаях, указанных в постановлении, которым утверждён Порядок регистрации  безработных граждан, безработные  могут быть сняты с регистрационного учёта. К таким случаям относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные  сроки и т.д.

Для решения  вопросов трудоустройства важное значение имеет понятие «подходящая работа».

Статья 4 Закона о занятости населения определяет её как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учётом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удалённость предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) соответствующими местными органами власти с учётом развития сети общественного  транспорта в данной местности.

Информация о работе Социальная работа с безработными