Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1 Изучить социально-демографические характеристики подростков
2 Охарактеризовать причины возникновения отклонений в поведении подростков
3 Рассмотреть содержание и типы подростковой девиации
4 Проанализировать учреждения по социальной работе с подростками девиантного поведения
5 Определить содержание и формы социальной работы с подростками девиантного поведения
Введение 4
1 Подростки девиантного поведения как объект социальной работы 6
1.1 Социально демографические характеристики подростков 6
1.2 Причины возникновения отклонений в поведении
подростков 9
1.3 Содержание и типы подростковой девиации 17
2 Социальная работа с подростками девиантного поведения 23
2.1 Учреждения по социальной работе с подростками девиантного
поведения 23
2.2 Содержание и формы социальной работы с подростками
девиантного поведения 27
Заключение 38
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Работа 38 с, 25 источников.
Социально-демографические характеристики подростков, причины возникновения отклонений в поведении подростков, содержание и типы подростковой девиации, учреждения по социальной работе с подростками девиантного поведения, содержание и формы социальной работы с подростками девиантного поведения.
В условиях растерянности и напряжённости общества особую важность и сложность приобретают проблемы социализации вступающего в жизнь поколения. Общество на различных этапах своего развития всегда сталкивалось с проблемами проявления отклоняющегося поведения. Человек с рождения проходит постепенную социализацию в обществе, где установлены традиции, культура, общепринятые нормы поведения. Постоянный прогресс, жесткая конкуренция в жизнедеятельности человека, окружающая среда, а также личностные особенности порождают новые формы девиантного поведения. Подобные проявления можно предупредить, регулярно информировать население и особенно молодежь о проблемах общества. Особую роль в профилактике девиантного поведения играют органы социальной службы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1.2 Причины возникновения отклонений
в поведении
подростков 9
1.3 Содержание и типы подростковой девиации 17
2.1 Учреждения по социальной работе с подростками девиантного
поведения
2.2 Содержание и формы социальной работы с подростками
девиантного поведения
Заключение 38
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных работников, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – всё это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения. В настоящее время возрастает необходимость проведения социальной работы подростками девиантного поведения так как девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям, а также вызвать негативные процессы и явления в обществе.
Данная проблема разрабатывается в научных исследованиях таких ученых как И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, Е.С. Лифшиц, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.А. Фидлер, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что разработанные профилактические мероприятия реализуются не только при работе с подростками, но и при непосредственном привлечении их родителей;
Материалы и результаты данной курсовой работы можно использовать в организации эффективного учебного процесса, при подготовке дипломных и курсовых работ, а также в практической деятельности специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по специальности «Социальная работа» начального, среднего и высшего профессионального образования.
Объект курсовой работы – подростки - девианты.
Предмет курсовой работы – социальная работа с подростками девиантного поведения.
Цель курсовой работы – изучение социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
2 Охарактеризовать причины возникновения отклонений в поведении подростков
3 Рассмотреть содержание и типы подростковой девиации
4 Проанализировать учреждения по социальной работе с подростками девиантного поведения
5 Определить содержание и формы социальной работы с подростками девиантного поведения
Методы исследования: обобщение, сравнение, анализ; традиционный анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов и документов, анализ статистических данных; вторичный анализ результатов социологических исследований.
1 ПОДРОСТКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства" [1, c. 68].
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (плюс, минус 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные [2, c.50].
В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [3, c. 47].
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества:
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины [4, c.117].
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте [6, c.98].
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её; детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); подросток начинает вести дневник.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми умениями" – социальная и интеллектуальная взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой [6, c.69].
Таким образом, подростковый возраст – это трудный период психического развития; он труден как для самого подростка, так и при работе с ним.
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению причин и условии, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общество значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических причин, активно стимулирующих девиантное поведение.
Среди них, следующие причины:
1 Кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья «… именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения».
В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях [24, с. 53].
Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье [1, с.73].
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания:
а) неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;
б) неблагоприятный социально-психологический климат в семье;
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения