Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:40, курсовая работа
Краткое описание
Основной целью является изучение понятий и сущности социальных ролей личности и рассмотрение социальной роли как важного инструмента взаимодействия личности и общества. Основные задачи работы: • изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей; • рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность……………………..5 1.1 Сущность личности………………………………………………………5 1.2 Понятие и виды социальных ролей……………………………………...7 Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…………………………………………………………………………….11 2.1 Социальный статус и ролевая активность личности………………….11 2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..12 2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям…………………….14 Заключение………………………………………………………………………….19 Список использованной литературы...……………………………………………21
Глава I. Личность и социальные
роли: понятие и сущность……………………..5
1.1 Сущность личности………………………………………………………5
1.2 Понятие и виды социальных
ролей……………………………………...7
Глава II. Социальные роли как
инструмент взаимодействия личности и
общества…………………………………………………………………………….11
2.1 Социальный статус и
ролевая активность личности………………….11
2.2 Ролевые и внутриличностные
конфликты……………………………..12
2.3 Развитие личности. Обучение
социальным ролям…………………….14
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы...……………………………………………21
Введение
По одному из наиболее общих
определений - социальная роль, это модель
поведения человека, объективно заданная
социальной позицией личности в системе
социальных институтов, общественных
и личных отношений. Другими словами, социальная
роль - это поведение, которое ожидается
от человека, занимающего определенный
статус. Совокупность ролей, соответствующих
данному статусу, определяется как ролевой
набор. В любом способе взаимодействия
различных людей, каждый из индивидов,
включенных в такое взаимодействие, выполняет
определенную роль. В каждой социальной
ситуации каждый из индивидов выполняет
определенную роль: отец, мать, сын, дочь,
профессор, студент, болельщик, покупатель,
пассажир и т.д. Современное общество требует
от личности постоянной смены модели поведения
для выполнения конкретных ролей. Более
того, в современном обществе широкое
распространение получили ролевые конфликты,
возникающие в ситуациях, когда от личности
требуется одновременное выполнение нескольких
ролей с противоречивыми требованиями.
Как правило, исполнение какой-либо роли
связано со стремлением человека соответствовать
принятым социальным нормам и ожиданиям
окружающих.
В ролевой теории личности основными
аналитическими единицами являются собственное
Я (единица личности), социальный статус
(единица социальной структуры) и социальная
роль (единица культуры). Социологическое
видение личности предполагает анализ
ее роли и способов участия в общественной
жизни. Этим определяется актуальность
темы.
Степень научной
разработанности: Для решения поставленных задач
использованы следующие специальные литературы:
монография Ю. Платонова [I, 8], Т. Шибулани
[I, 10], И. Васильенко и Н. Дулиной [I,10], статьями
Л. Божович [II. 1], О. Козловой [II. 2], и В. Ольшанского
[II, 3]. При теоретическом изучении темы
использованы учебники и учебные пособия
Е. Бабосова [I, 1], М. Комарова [I, 3], С. Лебедовой
[I, 4], С. Фролова [I, 9]. Определенные мысли
и идеи взята из работ зарубежных авторов
Д. Майерса [I, 5] и Т. Парсонса [I, 6].
Объект исследования: индивид.
Предмет исследования: социальная роль личности в
коллективе
Основной целью является
изучение понятий и сущности социальных
ролей личности и рассмотрение социальной
роли как важного инструмента взаимодействия
личности и общества.
Основные задачи работы:
изучить понятие личности в
социологии; определить понятие и виды
социальных ролей;
рассмотреть процесс обучения
социальным ролям; определить механизмы
взаимодействия социального статуса и
ролевой активности личности.
Структура курсовой
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, пяти параграфов,
заключения, списка использованной литературы.
Методы исследования:
теоретико-методологический
анализ научной литературы и диссертационных
исследований отечественных и зарубежных
авторов по изучаемой проблеме;
Глава I. Личность
и социальные роли: понятие и сущность
Сущность личности
Личность - необычайно сложное
понятие, которое является одним из центральных
понятий социологии, философии и психологии.
На социологическое понятие личности
заметно влияют философские концепции
и психологические теории. Психология
обращает внимание на индивидуальные
различия людей: их темперамент, характер,
особенности поведения и оценки, изучая,
чем и почему они отличаются друг от друга
[13, 53].
Философия больше оперирует
емким понятием “человек”, которое включает
и его биологическую, и ментальную, и культурную
природу. Социологи берут в расчет прежде
всего социальные качества, которые формируются
у людей в процессе общежития (как непосредственный
продукт сосуществования с другими), несколько
абстрагируясь от всего остального.
Личность - единственный социальный
субъект, который по уровню функциональной
сложности сопоставим с обществом в целом.
Социологическое видение личности предполагает
анализ ее роли и способов участия в общественной
жизни. В ролевой теории личности основными
аналитическими единицами являются собственное
Я (единица личности), социальный статус
(единица социальной структуры) и социальная
роль (единица культуры).
При определении сущности личности
в социологии существуют две «оппозиционные»
трактовки. Первая предполагает видение
сущности личности как воспринятой, перенятой
у общества. Другая трактовка акцентирует
внимание на сущности личности и ее особости,
индивидуальности.
В рамках деятельностного подхода
источником развития личности являются
ее способности, стимулирующие активность
человека. Другой подход основную роль
в развитии личности отводил потребностям
как стимулятору человеческой активности.
Сущность личности не проявляется с момента
рождения человека. Личностью человек
становится. Процессом подготовки к выполнению
роли субъекта социальной жизни человека
является процесс воспитания. Основные
участники этого процесса - общество и
сам индивид. Общество с момента рождения
человека социализирует его, приобщает
к культуре, дает знания, учит этическим
и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный
опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает
сознавать свою особость, индивидуальность.
Понятие личности многозначно.
С одной стороны, оно обозначает конкретного
индивида как субъекта деятельности, в
единстве его индивидуальных свойств
(единичное) и его социальных ролей (общее).
С другой стороны, личность понимается
как социальное единство индивида, как
совокупность его черт, образовавшихся
в процессе взаимодействия данного лица
с другими людьми и делающих его субъектом
труда, познания и общения.
Понятие личности используется
в социологии в двух значениях:
под личностью понимается «нормативный»
тип человека, соответствующий требованиям
общества, его ценностно-нормативным стандартам.
Синонимом служит «модальная личность»,
или национальный характер, под которым
понимается совокупность социально-значимых
черт поведения личности, включая традиционные
для данной культуры стереотипы поведения
(трудолюбие, общительный нрав, деловитость,
коллективизм и др.);
второе определение личности
(социологическое) рассматривает его как
члена социальной группы, общества, коллектива,
организации, посредством своей деятельности
включенного в различные виды социальных систем.
Личность является тем механизмом,
который позволяет интегрировать свое
«Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих
поступков, находить свое место не только
в отдельной социальной группе, но и в
жизни в целом, вырабатывать смысл своего
существования, отказываться от одного
в пользу другого [9, 120].
В социологических работах
личность трактуется как совокупность
ролей и статусов, которые она занимает
в обществе.
1.2 Понятие и виды
социальных ролей
Впервые определение социальной
роли было дано американским социологом
Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную
роль как динамическую сторону социального
статуса, как его функцию, связанную с
набором норм, в соответствии с которыми
должна вести себя в определенных ситуациях
личность. Эти нормы определяют те виды
поведения, которые человек, обладающий
данным социальным статусом, может осуществлять
по отношению к лицу с другим статусом
и, наоборот, поступки второго лица по
отношению к первому. Понятие социальной
роли, таким образом, относится к таким
ситуациям социального взаимодействия,
когда регулярно и на протяжении длительного
времени личность воспроизводит в определенных
обстоятельствах устоявшиеся черты поведения,
т.е. его определенные стереотипы, соответствующие
ожиданиям других людей. Поэтому социальную
роль можно определить и как совокупность
ожиданий и требований, предъявляемых
социальной группой, обществом в целом
к лицам, занимающим определенные статусные
позиции. Эти ожидания, пожелания, требования
воплощаются в конкретных социальных
нормах [8, 23].
Социальная роль, возникая в
связи с конкретной социальной позицией
(статусом), занимаемой данной личностью
в социально-стратификационной структуре
общества, выступает вместе с тем в качестве
конкретного, нормативно одобряемого
способа поведения, обязательного для
данной личности. Поэтому социальные роли,
выполняемые тем или иным индивидом, становятся
решающей характеристикой его личности.
В результате, понятие социальной
роли можно сформулировать как ожидание,
предъявляемое обществом к личности, занимающей
тот или иной статус. Она не зависит от
самой личности, ее желаний и существует
как бы помимо и до самой личности. Основные
требования к личности вырабатывались,
шлифовались обществом и существуют независимо
от конкретных людей, вопреки их желаниям
и представлениям.
Освоение ролей происходит
в процессе социализации, причем число
их постоянно увеличивается. В раннем
детстве человек выполняет роль ребенка,
которому прививают определенные правила
игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника
детсада и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет
роль учащегося, члена молодежной группы
и пр.
Поскольку каждый человек исполняет
несколько ролей, возможен ролевой конфликт:
родители и сверстники ожидают различного
поведения от подростка, а он, выполняя
роли сына и приятеля, не может одновременно
соответствовать их ожиданиям.
Виды социальных ролей определяются
разнообразием социальных групп, видов
деятельности и отношений, в которые включена
личность. В зависимости от общественных
отношений выделяют социальные и межличностные
социальные роли [10, 17].
Социальные роли связаны с социальным
статусом, профессией или видом деятельности
(учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли,
строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально - демографические
роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина
и женщина - это тоже социальные роли, биологически
предопределенные и предполагающие специфические
способы поведения.
Межличностные роли связаны
с межличностными отношениями, которые
регулируются на эмоциональном уровне
(лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир
семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях,
каждый человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном
амплуа как наиболее типичном индивидуальном
образе, привычном для окружающих. Чем
более длительный период времени существует
группа, тем привычнее становятся для
окружающих доминирующие социальные роли
каждого участника группы и тем сложнее
изменить привычный для окружающих стереотип
поведения.
Основные характеристики социальной
роли выделены американским социологом
Толкотом Парсонсом Парсонс Т. Он предложил
следующие пять характеристик любой роли
[7, 98].
Эмоциональность. Некоторые роли
(например, медицинской сестры, врача или
полицейского) требуют эмоциональной
сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся
бурным проявлением чувств (речь идет
о болезни, страдании, смерти). От членов
семьи и друзей ожидается менее сдержанное
выражение чувств.
Способ получения. Некоторые роли
обусловлены предписанными статусами,
например, ребенка, юноши или взрослого
гражданина; они определяются возрастом
человека, исполняющего роль. Другие роли
завоевываются; когда мы говорим о профессоре,
мы имеем в виду такую роль, которая достигается
не автоматически, а в результате усилий
личности.
Масштаб. Некоторые роли
ограничены определенными аспектами взаимодействия
людей. Так, роли врача и пациента ограничены
вопросами, которые непосредственно относятся
к здоровью пациента. Между ребенком и
его матерью или отцом устанавливаются
отношения более широкого плана.