Социальная стратификация современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:33, реферат

Краткое описание

Предпринятая в СССР в середине 80-х годов перестройка общественно-политической системы повлекла за собой изменения в системе социального неравенства. Если каких-нибудь 10-15 лет назад в СССР существовали относительно однородные по уровню образования, доходов и потребностей группы населения, то сегодня ученые говорят уже о наличии "двух России" в одной стране.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб..docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

Введение:

    Предпринятая  в СССР в середине 80-х годов  перестройка общественно-политической системы повлекла за собой изменения в системе социального неравенства. Если каких-нибудь 10-15 лет назад в СССР существовали относительно однородные по уровню образования, доходов и потребностей группы населения, то сегодня ученые говорят уже о наличии "двух России" в одной стране.

    В начале реформ предполагалось создать  в стране слой частных собственников  на основе передачи определенной части  государственной собственности значительному числу россиян. Однако реальный ход преобразований привел к формированию класса крупных частных собственников, обладающих всеми необходимыми ресурсами для влияния на общественные изменения. Изменения в российской социальной структуре сопровождаются усилением социального неравенства. Доходы верхних слоев населения превышают доходы нижних слоев в пропорциях, гораздо более высоких не только по сравнению с теми же пропорциями в доперестроечной России, но и в большинстве развитых стран мира.

    Основная  цель работы заключается в том, чтобы  определить изменения в методологических ориентациях, подходах и концепциях российских исследователей к изучению социальной стратификации современного российского общества.

    Теоретической основой контрольной работы являются теории социального неравенства К.Маркса, Б.Ленина, М.Вебера и П.Сорокина, а также концепции их последователей Т. Ларсонса, К.Дэвиса, Y. Mypa, Р. Дарендорфа, Г. Ленски и др.

    Методологической  основой работы стали классовый, функциональный, конфликтный и эволюционный подходы к изучению социальной стратификации. 

1. Тенденции  развития российского общества

    На  современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.

    Массовое  политическое сознание в 1990-х годах  представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, нелиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.

    В качестве определяющего фактора  формирования политического сознания российского общества некоторые  исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса О.В. Попова относит «отсутствие целей и программы развития страны, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе».  Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых  исследователей в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Исследования, проведенные во второй половине 1990-х гг. Институтом социологического анализа, свидетельствуют о существовании запросов на целый ряд идей, разделяемых большинством россиян. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, неприкосновенности собственности. В обществе есть согласие по поводу этих идей, но нет единства в их толковании. Так, реальное размежевание сегодня проходит не в отношении разного понимания свободы и прав человека, а по отношению к практической деятельности разных политических сил при нахождении их у власти. Люди обеспокоены не типом государства, а характером его взаимоотношений с обществом и человеком. Современный россиянин хочет жить в стране, где государство сильно и авторитетно, благодаря зажиточности граждан, а не вопреки ей.

    Ощущение  человеком преимуществ индивидуальной свободы по сравнению с прежним  диктатом явно перевешивает неудовлетворенность  ограниченностью реальных возможностей для самоутверждения и самореализации в новых условиях. Поэтому идея коллективизма не может стать  в современном обществе доминирующей.

    В России сложилось большинство, ориентирующееся  на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается  в массовом сознании  с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни.

    Для начала 2000-х гг. стал характерным  новый запрос на авторитаризм, обусловленный  личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным законом страны. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важнее является свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность.

    Современной особенностью является также идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся  в том, что среди сторонников  правых партий достаточно часто встречаются  последователи левых идей и наоборот. 

    2. Измерения социальной стратификации

    Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

    Полагая, что Маркс чересчур упростил картину  стратификации, Вебер утверждал, что  в обществе существуют и другие линии  раздела, которые не зависят от классовой  принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный  подход к стратификации, выделив  три измерения: класс (экономическое  положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

    Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - точем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

    Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

    В наши взаимодействия с другими обязательно  входят переговоры относительно степени  уважения и почтительности, которые  мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна  некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно  относиться к сказанному, если нашим  словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами  мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические  действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается  при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.

    Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью - они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж  присваивается только на основе очевидных  фактов.

    Престиж большинства современных людей  определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом  жизни. При этом личность и общительность  человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.

    Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

    Основы  власти подразделяются на три категории  ресурсов.

    1. Принуждение - ресурсыкоторые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения.

    2. Побуждающие мотивы - ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества.

    3. Сила убеждения - ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации.

    Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими  людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.

    Социальный  статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархииСтатус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. 

3. Бедность: ее особенности в России

    Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль - социально-демографический состав населения.

    В современной России к бедным следует  причислять не только не работающих пенсионеров, инвалидов, непригодных к найму  безработных, беспризорников, некоторую  часть трудовых мигрантов. Главное: по данным Всероссийского банка, в число  бедных в России попадают, прежде всего, работающие, родители - одиночки (главным  образом одинокие матери), воспитывающие  несовершеннолетних детей. Также к  наиболее уязвимым группам можно  отнести молодежь, не способную найти  работу после окончания учебного заведения. А принимая во внимание, что заработная плата является основным источником денежных доходов большинства  населения, то простая неспособность  получить работу (в большинстве случаев, если не брать в расчет, к примеру, богатых родственников, которые  могут помогать материально). В данной ситуации, думаем, нецелесообразно  причислять человека к бедным, только если по абсолютному показателю практически автоматически означает бедность.

    Социологи выработали список черт, определяющих бедность: экономическая и социальная зависимость; отсутствие четких моделей  ролевого поведения; девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция; отчуждение и политическая пассивность; отсутствие жизненных планов и уверенности в себе; повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы); преклонение перед физической силой.

Информация о работе Социальная стратификация современного российского общества