Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:54, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления различными сферами общества, в нашем случае – это социальная организация. Организация всегда опирается на необходимые для достижения целей материальные ресурсы и определенную систему отношений. Эта система отношений обеспечивает устойчивость и направленность действий всех членов организации.
Введение…….……………………………………………………….…….3
1. Социальная сущность и функции организации, основные ее черты.4
2. Организация с точки зрения типов социальных групп……......……..7
3. Социальный анализ трудовых отношений…………………..………10
4. Принципы социальной организации…………..…………………….13
5. Социальная инфраструктура комплексного центра социального обслуживания населения………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………….…………..16
Введение
Социальная организация - это функциональный объект, который основывается на системе типовых норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Любая организация функционирует и существует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают и формируют культуру организации и её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. В настоящее время большое внимание уделяется не только организациям, но и тем субъектам, которые своей деятельностью создают и изменяют организации.
Актуальность темы контрольной
работы обусловлена тем, что на сегодняшний
день в связи с социально-
Целью контрольной работы является изучение сущности и основных параметров социальной организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность и функции организации;
2.Рассмотреть ее основные черты;
3. Рассмотреть организацию с точки зрения типов социальных групп;
4. Произвести социальный анализ трудовых отношений;
5. Рассмотреть принципы социальной организации.
1. Социальная сущность
и функции организации,
Социальная организация
— это объединение людей, совместно
реализующих некоторую
Термин «организация» применительно к социальным объектам подразумевает:
1) некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций;
2) некую деятельность, управление,
включая распределение функций,
3) состояние упорядоченности
или характеристику
Социальные функции организации - понятие, широко используемое в естественных организмических концепциях организации для обозначения некоторых универсальных требований, выполнение которых является необходимым условием для выживания и развития организации, а невыполнение - ставит под сомнение ее выживание и целедостижение. В классической трактовке ранних функционалистов социальные функции организации определяются как «роль повторяющегося социального действия», направленного на выживание (или интеграцию) социальной системы.
В социологических концепциях примерами социальные функции организации могут выступать четыре универсальных требования Т. Парсонса - адаптация, целедостижение, интеграция, латентность, претендующих на универсальность для любых социальных систем, в том числе организаций. Ч. Барнард предложил двухфункциональную систему, в которой выделены целевая (продуктивная) и социальная функции организации. Причем последняя направлена одновременно на обеспечение интеграции элементов внутри организации, ее адаптации к требованиям внешней среды и адекватности ситуации, в которой действует организация. По мнению А. Гоулднера, именно учет наряду с целевой функцией организации других потребностей системы, необходимых для ее выживания, является важнейшим признаком отличия естественных моделей организации от рациональных (см. Естественная модель в теории организации).
В отечественной социологии организаций в качестве примера С. Ф. О. можно выделить функциональную триаду, предложенную Н. И. Лапиным (целевая, социально-интегративная, управленческо-воспитательная функции), и двухфункциональную систему В. Г. Подмаркова и Р. Григаса, которые являются модификацией функциональной модели Ч. Барнарда. Социальная функция в этих моделях трактуется как внепроизводственная функция, направленная на сохранение (интеграцию) социальной общности или обеспечение условий развития личности [2, с. 69].
Социальная организация имеет ряд характерных черт:
1. Она обладает целевой
природой, поскольку создается для
реализации определенных целей
и оценивается через
2. Ради достижения цели
члены организации вынуждены
распределиться по ролям и
статусам. Следовательно, социальная
организация представляет
3. Организация возникает
на основе разделения труда
и его специализации по
4. Управляющие подсистемы
создают свои специфические
5. Социальные организации
представляют собой целостную
социальную систему. А целое,
как известно, больше своих частей.
Поэтому на базе соединения
различных элементов
Организация — одна
из наиболее развитых
2. Организация
с точки зрения типов
Социальная группа — относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
Это понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии.
Русский социолог Г.С.Антипова определила социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно функции в структуре социального разделения труда и деятельности.
Американский социолог Р.Мертон определил социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и являющихся членами этой группы с точки зрения других.
Основные черты социальной группы это:
1) взаимодействие;
2) принадлежность;
3) единство [3, с. 165].
Не только общество, но и человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека (мышление, речь, язык, нравственность) являются итогом групповой деятельности. Именно в группе рождаются: нормы, ритуалы, правила, традиции и т.д.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать.
1. Условные и реальные.
Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.
Социальные категории — искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.
Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
-пол — мужчины и женщины;
-доход — богатые, бедные, зажиточные;
-национальность — русские, англичане, турки;
-возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
- родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовы;
-профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;
-место жительства — горожане, сельчане;
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.
2.Первичные и вторичные.
Впервые эту классификацию предложил Ч.Кули.
Первичные группы — это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”. Для такой группы характерно межличностное взаимодействие и взаимная поддержка.
Вторичные группы — это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические и другие выгоды [3, с. 172].
3.Формальные и неформальные.
В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.
Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.
Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.
4.Гетерогенные и гомогенные.
Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;
Гомогенные (однородные) — это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.
5.Референтные.
Термин “референтная группа” был введен в научный оборот в 1948г. социологом Мустафой Шерифом. Он установил, что есть группы, которые существенно оказывают влияние на личность.
Группа, с которой личность
отождествляет, идентифицирует себя и
в которую она стремится
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;
Стратификационные — рабство, касты, сословия, классы;
Этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
Территориальные — выходцы из одной местности (земляки).
По мнению Н. Смелзера, группы выполняют определенные функции:
1)социализации, которая обуславливает овладение человеком необходимыми умениями и навыками;
2)инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей;
3)кспрессивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;
4)поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности [3, с. 175].
3. Социальный анализ трудовых отношений
Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)[4].
При этом понятие социально-трудовых
отношений намного шире, понятия
трудовых отношений и отражает не
только юридический, но и социально-экономический
и психологический аспекты труд
Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.
Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.