Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

Современный ребёнок живёт и социализируется в эпоху нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны и склонен воспринимать намного ярче все явления социальной реальности, нежели другие социальные группы, так как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к этим реальностям.
Со всей очевидностью встают вопросы педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объективных и субъективных причин может оказаться в группе риска.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современный ребёнок живёт  и социализируется в эпоху  нескончаемых перемен. Он намного больше подвержен влиянию со стороны  и склонен воспринимать намного  ярче все явления социальной реальности, нежели другие социальные группы, так  как находится в стадии социализации с ещё не сложившимся отношением к этим реальностям.

Со всей очевидностью встают вопросы педагогической помощи подрастающему  поколению и особенно той его  части, которая в силу объективных  и субъективных причин может оказаться в группе риска.

Важнейшей задачей, стоящей  на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации  эффективной работы по профилактике и коррекции негативных поведенческих  особенностей детей группы риска.

Взаимодействие социального педагога с такими детьми должно строиться с учетом причин дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребенка, принятии его таким, какой он есть.

Важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности.

Терпение и выдержка –  главные помощники социального  педагога в работе с такими детьми.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России.

 

 

 

 

 

1 Понятие «дети группы  риска»

 

Одним из самых важных и  в то же время наиболее сложных  направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или  иначе всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически  запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту  категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные  подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории  детей является понятие «дети  группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях  группы риска, подразумевается, что  они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или  не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

 

2 Факторы и причины  возникновения категории детей  «группы риска»

 

Ребенок находится под  влиянием окружающей среды все время  своего существования. Причем эта среда  носит не сколько природный, биологический  характер, сколько социальный, и  от этих социальных параметров, в том  числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.

Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что  они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в  группе риска. Обычно сюда относят следующие  категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального  пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Вот некоторые причины таких девиаций (отклонений):

- отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом или психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

- нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);

- ошибки педагогов (превышение педагогической власти; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями;

- ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

- социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).

Нередко в результате вышеперечисленных  причин подростки вступают в конфликт с законом. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.

Такие дети нуждаются в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой они оказались, а с другой - на минимизацию их социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения. То есть главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

 

3 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

 

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в  основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет  две основные составляющие:

- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые  требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что  в поле зрения общеобразовательных  учреждений находятся практически  все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).

Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Дети и подростки с  отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт  для любой последующей работы, социальному педагогу требуется  приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональную помощь специалисту может оказать методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

Контактное взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая  у другого человека потребность  в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях.

Автор методики понимает контакт  как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между  людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального  педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

1.Расположение к общению.

2.Поиск общего интереса.

3.Выявление возможных  положительных для общения и  демонстрируемых качеств.

4.Выявление опасных для  общения и демонстрируемых качеств.

5.Стремление к положительным  установкам в поведении партнеров.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.

 

4 Технологии работы с детьми группы риска

 

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические технологии;

- социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление  детей группы риска, диагностику  их проблем, разработку программ индивидуально-групповой  работы и обеспечение условий  их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального  педагога обусловливают необходимые  этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка  данных детей и подростков  группы риска.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей группы риска