Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа
Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка.
Каковы социально-экономические, культурные и гносеологические предпосылки формирования в середине XIX в. социологии как науки? В чем отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания?. . …………………………………………..3
Каково место функции и роль эмпирической социологии (конкретно-социологических исследований) в системе социологии?...............................6
Раскройте содержание понятия «социальная адаптация»..………………….8
Тест………………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГАОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»
Филиал в г. Краснотурьинске
факультет Фундаментального образования
Государственное и муниципальное управление
Оценка работы________________
Преподаватель________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ
Преподаватель Сидоренко И.А.
Студент Бондаренко Д.С.
Группа УП – 220724к-КТ
Краснотурьинск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
КАКОВЫ СОЦИАЛЬНО-
Социально-экономические
предпосылки возникновения
Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. . Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. . Появление мирового рынка.
С развитием
экономики тесно связано
Ментальные
(когнитивно-гносеологические и социокультурные)
предпосылки возникновения
Метаморфозы новоевропейской
культурной традиции. Разрушение «теистической
картины мира» и формирование
очертаний новой системы
Наука, философия, религия — новая расстановка сил в новых условиях. Обоснование методологических принципов эмпиризма (Ф. Бэкон). Разграничение познавательных задач науки и метафизики (И. Кант). Предметно-методологическое размежевание научной и философской ориентаций мыслительной деятельности субъекта познания.
Общая характеристика интеллектуальной обстановки, на фоне которой возникла новая наука. «Просветительская традиция» в европейской общественной мысли: основные черты и отличительные особенности (прогрессизм, гносеологический оптимизм, апология науки и научности). Предшественники, «духовные наставники» и «учителя» О. Конта: Ш.Л. де Монтескьё, А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А.Н. Кондорсе, К.А. де Сен-Симон.
Социологические
воззрения К.А. де Сен-Симона. Законы
механики (закон тяготения) как отражение
универсального принципа мироустройства.
Концепция социального
Отличия научного подхода к анализу социальных явлений от обыденного сознания и философского знания.
Среди обозримых в настоящее время перспектив развития социальной философии программа, ориентирующая на изучение повседневности, способна заинтересовать немногих. Философия издавна относилась к повседневному как изначально враждебному разуму. Платон и Аристотель принципиально отделяли обыденные мнения от истинного знания, которое они характеризовали не только как соответствие всякому бытию, но и как прежде всего соответствие подлинному бытию. Философия сознания, искавшая критерии “подлинности” в сфере субъективности, также негативно оценивала обыденное сознание, как основанное на заблуждениях и предрассудках. Между тем трансцендентально-философские и рационально-теоретические принципы, претендующие на постижение “подлинного бытия”, могут быть установлены лишь благодаря и на основе специфического жизненного мира, который, по признанию Э. Гуссерля, является фундаментом теоретического познания
Различия между наукой и миром жизни могут быть проведены по разным основаниям и прежде всего по предмету или методу. Однако в этих случаях повседневность учитывается как нечто случайное, чаще всего нарушающее рациональный порядок, будь то социальные или методологические нормы.
Базис обыденных различий и оценок, структура допредикативных актов видения, восприятия, наблюдения, переживания, желания и т. п. обладают двойственным значением. С одной стороны, они подвергаются научной и философской критике с целью их рационализации. С другой стороны, они объявляются не подлежащими научному анализу ценностными основаниями любого исследования. В самом деле, право опирается на способность различать “свое” и “чужое”, истина — на “правду” и “ложь”, мораль — на “свободу” и “принуждение” и т. п. Нет ли самопротиворечивости в попытке обоснования теории некоторыми фундаментальными жизненно-практическими актами и одновременно в стремлении контролировать их значимость средствами научно-теоретического познания.
КАКОВО МЕСТО ФУНКЦИИ И РОЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИИ?
Ведущим методологическим элементом социологии, в котором находит свое концентрированное выражение вся система знаний данной науки, является социологическое исследование, в нем можно различить две основные части - теоретичную (концептуальную) и методическую (инструментальную) Кое-где в источниках с эмпирической социологии встречается программа социологического исследования, которая состоит из трех частей - теоретико-методологические логической, методической (процедурной) и организационно-технологической .
Методологическая
функция диалектики и философии
истории, как утверждает В.П. Савельев
заключается в определении
Вторая составная
часть программы
Чрезвычайно важное значение в социологическом исследовании имеют также такие его компоненты, как отбор характеристик объекта и предмета исследования и соответствующих показателей, средств их измерения (построений шкал для фиксации количественных и качественных характеристик), которые позволяют достаточно определенно отображать и оценивать состояние социального явления и возможности его преобразования или трансформации в конкретной плоскостях ни координация.
Продуктивное применения методической (или инструментальной) части социологического исследования требует адаптации методологических принципов путем наполнения их абстрактно-универсальных форм специализированных содержанием. Эту функцию выполняют специальные социологические теории («теории среднего уровня» - Т. Мертон), которые составляют непосредственно теоретически методологическую и методическую (процедурно-инструментальную) основу эмпирического изучения общественных процессов. Специфика этих теорий находит свое выражение, во-первых, в том, что они ориентируют предприятие на определение специфики проявления в-социологических законов. Исторические развития в определенных, четко ограниченных в пространстве и времени социальных явлениях, а во-вторых, в том, что сами эти теории, отражая развитие тех или иных сторон социума, питают и стимулируют философию, историю, политологию, культурологию и т.п.
Вместе с
тем специальные
Специальные социологические теории определяют исходные теоретические предпосылки построения исследовательской процедуры, а также выполняют прогностическую функцию, т.е. позволяют решать задачи по формулированию научных гипотез.
РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.
Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация,
т.е. признание и принятие
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Интенсивность
адаптационных процессов в
Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.
Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.