Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Социальное государство – это понятие широкое, включающее в себя правовые аспекты (правовое государство и гражданское общество). Многие страны на протяжении долгих лет строят социальное государство. Результаты проявляются лишь со временем

Содержание

Введение……………………………………………………………...3-4
Глава 1. Социальное государство
1.1 Зарождение понятия «социальное государство»……………..5-8
1.2. Основные черты социального государства…………………..8-13
Глава 2. Социальное государство в России
2.1. История создания социального государства в России………13-15
2.2. Признаки социального государства в РФ…………………….16-20
2.3. Проблемы построения социального государства в РФ……..21-22
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

реф по социологии!!!!.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                Содержание

Введение……………………………………………………………...3-4

Глава 1. Социальное государство

1.1 Зарождение  понятия «социальное государство»……………..5-8

1.2. Основные  черты социального государства…………………..8-13

Глава 2. Социальное государство в России

2.1. История создания  социального государства в России………13-15

2.2. Признаки  социального государства в РФ…………………….16-20

2.3. Проблемы  построения социального государства  в РФ……..21-22

Заключение……………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                         

                                           Введение

Тема реферата «Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России» актуальна на сегодняшний день, когда перед Российской Федерацией стоит сложный выбор определения пути развития.

Социальное  государство – это понятие  широкое, включающее в себя правовые аспекты (правовое государство и  гражданское общество). Многие страны на протяжении долгих лет строят социальное государство. Результаты проявляются лишь со временем.

Россия, согласно статье 7 действующей Конституции  РФ, является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Исходя из этого, задачу реферата  можно сформулировать следующим образом: Выявить  признаки и факторы построения социального государства в России.

Из задачи вытекают цели:

  1. Проследить за зарождением понятия «социальное государство»
  2. Выделить основные черты социального государства
  3. Выделить признаки социального государства в России
  4. Сделать соответствующие выводы (о возможности и проблемах построения социального государства в России)

Степень изученности проблемы, поднятой в реферате, достаточно высока. Так, например, книги: Родионова, О.В. «Социальная функция современного государства» и Протасов, В. Н. «Теория права и государства» рассматривают формирование социального государства в ряде стран, включая Россию. В них приводятся основные черты, признаки, функции социального, правового государства. В книге Калашникова, С.В. «Становление социального государства в России» представлены результаты исследования возникновения и развития социальной деятельности российского государства. С позиций разрабатываемого автором функционального подхода анализируется специфика СССР как социального государства и проблемы современной социальной политики. В книге определены условия построения социального государства в Российской Федерации и требования к социальной политике.

Основным источником является Конституция Российской Федерации.

Предметом исследования является социальная политика, а объектом – социальное государство в целом и в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.1 Зарождение понятия «социальное государство»

«Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.»1

Существование и деятельность социального государства  тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Социальное  государство является очередной  ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения  связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

 К середине XIX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства [утописты] и социальных регуляторов развития государственности [Маркс] оказались эвристически недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие "социальное государство", введенное в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайн.

В определении  социального государства Л. фон  Штайна содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства. Он отмечал, что социальное государство "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".

Появление термина "социальное государство" само явилось  принципиальным моментом осознания  изменений природы государственности.

 В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, а в 1910 г. - обязательное пенсионное страхование. Социальное страхование от несчастного случая появляется в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии - в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г.

   «Анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития:

  • первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;
  • второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;
  • третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;
  • четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;
  • пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
  • шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.»2     

 Определения  социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества. Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат. Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости. Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан. В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества.

«Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством. Достижение подобного консенсуса позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности»3.

 

1.2 Основные  черты социального государства

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются4:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный  уровень граждан и прежде всего  - должностных лиц государства. 

3. Мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально  ориентированная структура экономики,  что проявляется в существовании  различных форм собственности  со значительной долей собственности  государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие  государства, наличие у него  качеств правового государства. 

        6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная  социальная направленность политики  государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных  программ и приоритетности их  реализации.

8. Наличие у  государства таких целей, как  установление всеобщего блага,  утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных  условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых  возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого  социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление  формулы «социальное государство» в конституции страны.

Сущностью социального  государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым  элементом социального государства  является парламент, в котором равноправно  представлены все социальные группы населения данного государства.

«Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики основным регулятором  общественных отношений выступают  законы рынка, и главный из них - закон  соотношения спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете - определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий и продукции».5

Парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Информация о работе Социальное государство