Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.
Задачи:
1) дать понятие социального партнерства;
2) выделить цели и задачи социального партнерства;
3) изучить социальное партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов;
4) определить роль социального партнерства в профилактике разрешения социальных конфликтов.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие социального партнерства. 5
Глава 2. Цели и задачи социального партнерства. 8
Глава 3. Социальное партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов……………………………………………………………………….13
Глава 4. Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов………………………………………………………...16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ДОКЛАД.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1 Понятие социального партнерства. 5

Глава 2. Цели и задачи социального партнерства. 8

Глава 3. Социальное партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов……………………………………………………………………….13

Глава 4. Социальное партнерство как  форма профилактики разрешения социальных конфликтов………………………………………………………...16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теорией и практикой давно доказано, что  социально-трудовые отношения в  социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для  постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического  климата.

В свою очередь, решение социально-экономических  проблем должно производиться с  учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство  является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так  и его потребителей. Всеобщий интерес  к трудовому законодательству предопределен  необходимостью регулирования взаимоотношений  двух участников производственно-трудового  процесса: работников и работодателей.

Важнейшим законодательным актом в области  трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Хотелось  бы обратить внимание, что именно в  ТК впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую  и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность  проводимых в стране социально-экономических  преобразований.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных  способов решения проблем, возникающих  в социально-трудовой сфере, к необходимости  ведения социального диалога, учету  интересов всех субъектов производственно-трудового  процесса.

Цель  социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение  по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

В современных  условиях именно социальное партнерство  должно выступить как способ цивилизованного  согласования интересов различных  групп при разрешении возникающих  противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Цель  данной работы заключается в исследовании социального партнерства как  основы регулирования трудовых отношений.

Задачи:

1) дать понятие социального партнерства;

2) выделить цели и задачи социального партнерства;

3) изучить социальное партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов;

4) определить  роль социального партнерства в профилактике разрешения социальных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие социального партнерства

 

Тема  социального партнерства для  нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже  сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и  соглашений между работодателями и  профсоюзами. Этот принцип положен  в основу деятельности Международной  организации труда (МОТ), которая  на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы  большинства стран мира. Повышение  эффективности системы социального  партнерства в защите социально-экономических  и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения  ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной  базы социального партнерства1.

Наиболее  точным и полным является следующее  определение понятия «социальное  партнерство». Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и  защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной  власти, местного самоуправления путем  заключения договоров, соглашений и  стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического  развития.

Социальное  партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.

Социальное  партнерство - это система отношений  его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.

Объекты социального партнерства - это реальное социально-экономическое положение  различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и  уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально  гарантированных способов получения  дохода, распределения общественного  богатства в соответствии с мерой  и качеством труда, как реально  осуществляемого в настоящий  момент, так и уже осуществленного  в прошлом. К числу субъектов  трудовых отношений могут быть отнесены:

1. Со стороны работников:

• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;

• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;

• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;

• многофункциональные общественные движения наемныхработников рыночно-демократической ориентации (СТК,рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.

2. Со стороны работодателей:

• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;

• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;

• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.

3. Со стороны государства:

• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;

• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

Таким образом, социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Цели и задачи социального партнерства.

профсоюз  социальный работник партнерство

Цели  и задачи социального партнерства  следует рассматривать в контексте  концепции «достойного труда», что  означает высокоэффективный труд в  хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату и доставляющий каждому работнику  удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. При  таком труде достоинство и  права трудящихся защищены, и они  активно участвуют в деятельности организации.

Создание  условий для достойного труда  Международная организация труда2 (далее МОТ) считает первоочередной задачей. В Основах стратегической политики МОТ на 2006–2009 гг. главной задачей, которая была единодушно поддержана 93-й сессией Международной конференции труда (МКТ) в 2005 г., определено «Превращение достойного труда в глобальную цель».

В 2006 г. в Женеве было подписано очередное соглашение о «Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006–2009 годы».

Программа констатирует, что «Российская Федерация  полностью поддерживает основные программные  положения и практические подходы  Международной организации труда  в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как  важную цель для действий на национальном уровне».

Эксперты  МОТ определяют сущность социального  партнерства как механизм, посредством  которого предприниматели, представители  трудящихся и правительства разрабатывают  комплекс согласованных и многосторонних действий для решения всех важнейших  вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромисса.

В настоящее  время нет единства в определении  понятия «социальное партнерство», и в различных источниках оно  трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное  партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В  экономической и социальной политике этот термин означает консультации и  сотрудничество между наемными работниками  и работодателями на разных уровнях  по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

В широком  смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов  основных субъектов экономических  процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий  политической стабильности и экономического прогресса.

В узком  и наиболее распространенном значении социальное партнерство – это  способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных  структур, представляющих интересы общества. При этом существуют два совершенно противоположных представления.

Первое  представление, наиболее распространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами. Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело к ликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических противоречий пришли конфликты между организациями, представляющими разные интересы в обществе. Такие конфликты можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Второе  представление состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Практика  показывает, что противоречия между  наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между  работниками и работодателями возникают  объективные противоречия. Если эти  противоречия не устраняются, возникают  серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущей роли государства  – должно быть способно предотвращать  неуправляемое развитие таких событий.

Социальное  партнерство не должно вести к  соглашательству или, напротив, к  постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке таких  позиций и договоренностей, которые  позволяют удовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать  компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в  стране в целом.

В сфере  социально-трудовых отношений социальное партнерство рассматривается как  система взаимоотношений между  работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования  трудовых отношений.

Информация о работе Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов