Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:34, доклад
Первые эмоциональные контакты с окружающим миром малыш старается установить еще в возрасте нескольких недель от роду. Позднее он учится взаимодействовать со взрослыми, доверять им, управлять своим телом и разумом, строить речь и облекать ее в слова. Чтобы социальное развитие ребенка было плавным и гармоничным, необходимо уделять маленькому любопытному созданию максимум внимания — демонстрировать ему предметы, разговаривать с ним, читать книги вслух.
Cоциальное развитие ребенка
Первые эмоциональные контакты с окружающим миром малыш старается установить еще в возрасте нескольких недель от роду. Позднее он учится взаимодействовать со взрослыми, доверять им, управлять своим телом и разумом, строить речь и облекать ее в слова. Чтобы социальное развитие ребенка было плавным и гармоничным, необходимо уделять маленькому любопытному созданию максимум внимания — демонстрировать ему предметы, разговаривать с ним, читать книги вслух.
Под социальным развитием ребенка в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором ребенок растет, формирование ценностей. И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее. Именно для того, чтобы восприятие окружающего мира ребенком впоследствии не стало искаженным, родители малыша должны создать в доме правильную психологическую атмосферу — атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.
Ведущую роль в процессе
социального становления
Начиная с шестимесячного возраста, взаимодействие детей с родителями носит ситуативно-деловой характер. Главным признаком такого общения является практическое взаимодействие. Малышу требует не просто родительская ласка и любовь окружающих, а помощь и совет. Чаще всего это выражается в желании ребенка действовать совместно со взрослыми. Это дает малышу возможность нормально развиваться и активно познавать мир: видя, как взрослые обращаются с предметами, он наблюдает за ними и перенимает навыки.
С трех до пяти лет характер общения меняется, и оно приобретает внеситуативно-познавательную форму. На этом этапе социального развития ребенка малыши обычно получают статус «почемучек» — задают много различных вопросов, в основном, о том, что видят или что почерпнули из разговоров с другими людьми. Главным средством общения становится речь, которая позволяет обсуждать те явления и предметы, которые в данный момент находятся далеко от ребенка, но о которых ему так хочется поскорее узнать. То есть малыш имеет возможность расширить ситуативные границы, и если раньше пространство было сильно ограничено, скажем, пределами его комнаты, то теперь полет его фантазии полностью вырывается на свободу. Основным стремлением ребенка такого возраста становится желание получать знания об окружающем мире в огромных количествах. Малыш продолжает советоваться со взрослыми и многое узнает от них, однако и собственный путь познания с этих пор для него открыт.
Следующий этап социального развития ребенка — это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей в возрасте шести–семи лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность — они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении. На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, то есть примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, — он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок, как пластилин. В возрасте шести–семи лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: так социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый — учитель или воспитатель. Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.
Проще всего дети адаптируются
к социальной среде во время игр.
Стоит обратить внимание на характер
манипуляций, производимых детьми: чаще
всего это действия, копирующие поведение
взрослых. Малыш создает воображаемую
ситуацию, примеряя на себя жизненные
роли родителей, учителей, врачей, тем
самым неосознанно
Социальное воспитание детей
Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Социальное воспитание детей любого возраста должно обязательно включать в себя несколько составляющих. Во-первых, это интеллектуальная работа — обучение в школе, а также участие во внеклассных проектах, направленных на развитие эрудиции и накопление знаний, положительного опыта. Во-вторых, практическая деятельность — творчество, спорт, туризм и тому подобные занятия, способные развить ребенка физически и подготовить к различным жизненным ситуациям, которые могут неожиданно произойти с каждым из нас. В третьих, это эстетическое развитие: воспитывая в детях чувство прекрасного, прививая им любовь к музыке, театру, живописи, мы учим их творить, импровизировать, стремиться к созданию чего-то нового, эмоционально совершенного. Отдельно стоит сказать о социальном воспитании детей, которое должно проводиться в период, когда учебный процесс приостановлен, — на каникулах. Обязательными пунктами для детей любого возраста являются:
– профессионально-творческая активность;
– спортивно-оздоровительная деятельность;
– досуг (складывается из отдыха, развлечений, праздников, творчества и самостоятельного развития).
На определенном этапе социальное воспитание детей родителями и педагогами перестает играть определяющую роль, и ему на смену приходит самовоспитание. Ребенок перестает воспринимать навязываемую другими информацию и открывает для себя возможность выбора — жанра музыки, стиля одежды и так далее.
Однако до того, как это произойдет, проблемы социального воспитания должны быть доверены исключительно высококвалифицированным педагогам, способным привить ребенку знания в рамках существующей системы, а также помочь в решении вопросов, касающихся социологии, психологии, физиологии и других наук, центральное место в метрике ценностей которых занимает человек.
Специалист по социальному воспитанию детей — это, прежде всего, человек, который способен понять и выслушать другого, дать подсказку, если она необходима, привить детям такие качества как общественную активность и творческую самостоятельность.
Многие проблемы социального воспитания требуют деликатных способов решения, и грамотный педагог понимает это, постепенно, шаг за шагом распутывая клубок конфликтов и вовлекая своих подопечных в круговорот культурно-деятельностного развития.
Воспитание детей и возрастные особенности развития
Воспитание детей в
различных учебно-
Конечно, такие возрастные границы этапов развития и соответствующих особенностей воспитания весьма условны и на практике могут существенно сдвигаться в любую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. С другой стороны, со временем эти границы могут сдвигаться под влиянием новых явлений в обществе, что находит отражение в возникновении новых тенденций воспитания детей. Например, в последние годы частым явлением стало более раннее физическое и умственное развитие ребенка, причины которого могут частично крыться в ускоренных темпах современной жизни и ее переменчивых законах. Тем не менее, определение этих границ имеет решающее значение при выборе методов и форм детского воспитания и обучения, правильного распределения учебной нагрузки и режима занятий.
Развитие ребенка в дошкольный период
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.
Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.
В раннем возрасте активно
развиваются потребности
В процессе воспитания ребенка
важно привить ему способность
действовать и общаться с другими
людьми с пониманием того, что делать
можно, а что нельзя. Как нельзя
лучше этому способствует воспитание
детей в коллективе, будь то группа
детского сада или занятия в развивающем
центре. Особенности воспитания детей
в этом возрасте связаны с тем,
что в период дошкольного развития
ребенка формируются
Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста
Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.
Под влиянием образовательно-