Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:00, реферат
Социальное поле - совокупность взаимодействующих социальных факторов, влияющих на поведение индивида или группы.
Социальная система - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Характер, направленность, интенсивность движения социального изменения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как, «социальные изменения», «социальное развитие», «социальная динамика».
Социальные изменения и фактор
социальных изменений.
Социальное поле - совокупность
взаимодействующих социальных факторов,
влияющих на поведение индивида или группы.
Социальная система - совокупность элементов
(различных социальных групп, слоев, социальных
общностей), находящихся между собой в
определенных отношениях и связях и образующих
определенную целостность. Характер, направленность,
интенсивность движения социального изменения
могут быть различными. Для обозначения
этих различий движения социальной материи
в социологии и существуют такие понятия
как, «социальные изменения», «социальное
развитие», «социальная динамика».
Социальные изменения, происходящие
в обществе, могут включать в себя прирост
населения, изменения в отношениях между
социальными группами, в избирательной
системе, в правах личности и т.д. Изменения
могут относиться к области изобретений,
к правилам русского языка, нормам морали
и т.д. Понятию “социальные изменения”
близкое по смыслу понятие “социальная
динамика». Понятие «социальная динамика»
в обиход ввел О. Конт — основоположник
социологии. Он употреблял его, во-первых,
как противопоставление социальной статике,
для обозначения социального движения.
Во-вторых, как смену состояний общественных
явлений. Таким образом, социальную динамику
можно определить как социальное движение,
как смену состояний общественных явлений
и образований, общества в целом.
Идея развития была взята на вооружение
социологами при анализе общества и его
истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и К. Маркс
рассматривали общество, его структуры
как постоянно развивающиеся феномены.
О. Конт, Г. Спенсер разделяли концепцию
эволюционного развития, К. Маркс и его
последователи - революционного. В социологии выделяются и
исследуют 2 типа социальных изменений
- эволюционные и революционные. Разница
лишь в том, что мыслители - приверженцы
эволюционизма полагали, что объективное
знание о природе социальной действительности
помогает разумно ориентироваться в социальных
действиях, что не следует насиловать
общественную природу; а сторонники революционных
изменений исходили, наоборот, из концепции
необходимости переустройства мира в
согласии с его внутренними закономерностями.
Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к более разнообразным и взаимозависимым. Самые "приспособленные" индивиды выживут и придут к процветанию, а "неприспособленные" с течением времени отомрут.
Современные ученые придерживаются
мнения, что эволюция не является однонаправленной,
а идет во многих направлениях. Они признают,
что "изменения" необязательно предполагают
"прогресс", что они осуществляются
совершенно разными путями и идут во множестве
различных направлений.
Основной проблемой эволюционизма в социологии
стало выявление определяющего фактора
социальных изменений. О. Конт в качестве
такого решающего звена видел прогресс
знания. Развитие знания от его теологической
формы к форме позитивной обусловливает
переход человека от военного общества,
основанного на подчинении обожествляемым
героям и вождям, к индустриальному обществу,
что осуществляется благодаря человеческому
разуму.
К. Маркс определяющим фактором социальных
изменений считал производительные силы
общества, рост которых ведет к смене способа
производства, что, являясь основой развития
всего общества, обеспечивает и смену
общественно-экономической формации.
Переход от одной формации к другой более
высокой, осуществляется на основе революций.
Экономической основой революций является
конфликт между ростом производительных
сил и устаревшими производственными
отношениями.
Итак, в теориях социальной
эволюции выделены главные факторы социальных
изменений, влекущие развитие общества
- это знания, социальная дифференциация,
солидарность, научно-технический прогресс,
производительные силы.
Эволюционные концепции социальных изменений
сыграли положительную роль в понимании
разнообразных причин, определяющих развитие
общества. Эволюционизм не смог также
объяснить социальные процессы и явления,
возникающие на сжатом историческом отрезке
времени (смена правительств, рост преступности
и т.п.), так как он исходил из рассмотрения
общества в большой исторической перспективе.
Другой тип социальных изменений, рассматриваемых
в социологии также широко, как эволюционные
- революционные социальные изменения.
Революция – это резкие и глубокие изменения
во всей общественной жизни, в результате
которых общество переходит из одного
качественного состояния в другое.
Социальные революции ломают общество,
в корне переворачивая всю его жизнь. Обычно
они сопровождаются: гибелью людей, массовыми
бедствиями населения, беззаконием, беспорядками
в обществе. Поэтому большинство социологов
видят в них аномалию, нежелательное отклонение
от естественного хода истории.
Революции могут концентрироваться в
отдельных сферах, но при этом они изменяют
и другие стороны жизни людей.
Революционные преобразования могут быть
кратковременными, могут касаться одного
или нескольких обществ, или быть глобальными
(«компьютерная революция»). Когда же они
в корне меняют все общественное устройство
в целом, имеет место социальная революция,
т.е. когда назревает потребность в проведении
не одной, двух реформ, а гораздо большего
их числа с таким расчетом, чтобы принципиально
изменить характер общества, какая-либо
партия или объединение людей, например,
военная верхушка, проводят социальную
революцию. Революция – это совокупность
большого числа или комплекса реформ,
проводимых одновременно с целью изменить
основы социального строя. Октябрьская
революция в 1917 году проводилась именно
с такой целью. В результате были уничтожены
частная собственность, наемный труд,
городская и сельская буржуазия, ликвидирована
свобода слова и политические права граждан,
изменилась система распределения социальных
благ, другими словами, были заменены основы
существующего строя.
Глобальные революции затрагивают все
сферы общества и множество стран, поэтому
требуют долгого времени. Однако всегда
они приводят к качественному изменению
общества.
Важным моментом революции является вопрос
о ее движущих силах, т.е. о действии тех
классов и социальных групп, которые заинтересованы
в победе революции и активно за нее борются.
История знает революцию "сверху",
т.е. коренные изменения общественных
отношений, которые осуществлялись по
инициативе сил, способных осознать необходимость
назревших перемен и встать на сторону
прогресса. Такими были, например, крестьянская
и другие буржуазные реформы в России
во второй половине XIX - начале XX вв.
В качестве источников социальных изменений могут выступать весьма многообразные факторы. Условно они классифицируются на:
Выделение в качестве приоритетных каких-либо факторов социальных изменений не означает, что названные ученые отвергают или не рассматривают другие причины трансформаций. Большинство мыслителей рассматривают воздействие факторов социальных изменений в комплексе, учитывая их объективные и субъективные стороны. Например, О Конт наряду с природно-демографическими факторами учитывает также интеллектуальные (разум) и социально-психологические (скука). М.М. Ковалевский признает возможным видоизменение и пересоздание конкретного строя посредством преднамеренной правительственной политики или даже некоего меньшинства, мысли которого оказывают направляющее влияние на общественную эволюцию.
Развитие науки показало, что
универсальной теории социальных изменений
создать невозможно, и никакая однофакторная
концепция не может объяснить многообразия
форм и направлений общественных трансформаций.
Нельзя ни один фактор социальных изменений
признать приоритетным в ущерб другим,
но можно выделить ряд или группы факторов,
имеющих устойчивое влияние на ход социальных
процессов и социальные изменения.
Как правило, в науке учитываются три группы
факторов, оказывающих существенное воздействие
на социальные изменения: социально-экономические,
социально-политические и социокультурные,
которые рассматриваются в комплексе.
Для современного этапа развития земной
цивилизации характерны следующие основные
черты:
1. Неравномерность и
2.Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями.
3.Неуравновешенность сложившейся
системы межгосударственных отношений.
В различных регионах возникают локальные
финансовые или экономические кризисы,
грозящие кризисом всеобщим.
В целом развитие человечества идет по
линии нарастания прогрессивных социальных
изменений. Общая совокупность социальных
изменений в историческом масштабе от
первобытного общества к современному
может быть охарактеризована как прогрессивное
развитие. Таким образом, социальный прогресс
– это тип развития социальной сферы,
процесс происходящих в ней изменений,
при которых она в целом или отдельные
ее элементы, отдельные социальные явления
переходят на более высокую ступень, стадию
зрелости либо происходит количественное
нарастание присущих соответствующим
социальным явлениям позитивных характеристик.
Однако социальный прогресс имеет противоречивый
характер. К некоторым областям социальной
жизни прогресс неприменим. Сюда относится
область искусства как социального института.
Искусство не стоит на месте, оно постоянно
подвержено изменениям. Как можно применять
его, к примеру, при сравнении А. Данте
и А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева.
Можно говорить лишь о прогрессе технических
средств создания, сохранения и распространения
произведений искусства.
Аналогичным образом следует
оценивать и эволюцию некоторых других
социальных институтов и явлений. Например,
религии. То же можно сказать и о фундаментальных
философских системах: их эволюция имеет
место, но понятие прогресса здесь неприменимо.
Вместе с тем необходимо выделить и такие
сферы жизнедеятельности общества, социальные
институты, историческое развитие которых
совершенно ясно может быть квалифицировано
как прогресс. К ним следует отнести в
первую очередь науку, технику, технологию.
Не случайно сложилось и такое понятие
— научно-технический прогресс. Его проявления
можно наблюдать повсюду.
Но, пожалуй, наиболее часто социолог сталкивается
с такими социальными структурами и процессами,
в эволюции которых прогресс может быть
зафиксирован, но осуществляется очень
противоречиво. Здесь нужно сказать, что
социология должна видеть все разнообразие
типов социального развития: ведь помимо
прогресса существует регресс, по своей
направленности противоположный прогрессу.
Это — развитие от высшего к низшему, от
сложного к простому, понижение уровня
организации, ослабление и затухание функций.
Существуют и так называемые тупиковые
линии развития, приводящие к гибели тех
или иных социокультурных форм и структур.
Примерами того могут служить разрушение
и гибель некоторых культур и цивилизаций
в истории общества.
Противоречивый характер социального
прогресса обнаруживается, прежде всего,
в том, что развитие многих социальных
структур и процессов ведет одновременно
к их продвижению вперед в одних направлениях,
к отступлению, возвращению назад в других
направлениях, к совершенствованию, улучшению
в них одного и ухудшению другого. Именно
такой противоречивый характер имеют
многие социальные изменения.
Оценку характера социальных изменений производят по их результатам. Эта оценка может быть субъективной, но может основываться и на объективных показателях. Если то или иное социальное изменение имеет отрицательные последствия для положения, статуса некоторой группы, оно обычно оценивается ею как ненужное, неправильное, антинародное, хотя для других групп и общества в целом оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и так, что от изменений выигрывает одна группа, а проигрывают многие другие. В таком случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты как положительные, а проигравшие – как отрицательные.
С социальными изменениями
тесно связаны социальные движения. Социальные
движения - организованные коллективные
усилия, способствующие или препятствующие
социальным изменениям. Многие авторы
отмечают важнейшую роль социальных движений,
рассматривая их в качестве «одного из
главнейших способов, которым переделываются
современные общества»; в качестве «создателей
социальных преобразований «исторических
деятелей», «трансформирующих агентов
политической жизни» или «носителей исторических
проектов». Социальные движения — это,
пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие
социальные изменения. Одни изменения
представляют собой результат преднамеренных
действий, заранее продуманных проектов;
другие — непредумышленные побочные эффекты,
побочный продукт действий, совершаемых
во имя иных целей. Социальные движения,
изменяя общество, изменяют в этом процессе
себя (они мобилизуются, организуются)
для того, чтобы влиять на общество более
эффективно. Изменения в самом движении
и изменения, которые производит движение,
идут рука об руку, создавая взаимосвязанные,
конкурирующие процессы. Эта уникальная
черта социальных движений делает справедливым
заявление Гари Маркса и Джеймса Вуда
о том, что «социальные движения более
динамичны, чем большинство других социальных
форм».
Эта взаимосвязь между социальными движениями
и социальными изменениями проявляется
двояко: не только социальные движения
приводят к переменам, но и социальные
перемены способствуют зарождению новых
движений. В действительности не только
социальные движения вызывают общественные
перемены, иногда социальные сдвиги тоже
порождают новые движения. Почти каждое
социальное движение сопровождается контрдвижением,
возникающим для защиты существующей
системы. Движение, увенчавшееся успехом,
может стать оплотом социального порядка,
или же после осуществления своих целей
оно может перестать существовать.
Западная социология ХХ столетия.
Основные социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Информация о работе Социальные изменения и фактор социальных изменений