министерство образования и науки рф
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
технологиЙ
И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г. Разумовского
в г. вязьма смоленской
области
Реферат
Дисциплина: «Социология »
Тема: Социальные
институты общества.
Специальность : 080100 «Экономика»
Курс: 1
Форма обучения: Очная
Студент: Бугаева
Кристина Васильевна
Преподаватель: Бабушкин
Александр Николаевич
Вязьма 2013
Содержание
1. Введение
2. Понятие и определение
социального института.
3. Типология и характеристика
социального института.
4.Функции социальных институтов.
5.Дисфункции социальных
институтов.
6.Семья как социальный
институт.
6.1.Определение
семьи
6.2.Основные
формы брака
6.3. Типология
семей
6.4.Функции
семьи
7.Заключение
1.Введение
История появления и развития социальных
институтов - это история постепенного
превращения социального института традиционного
типа в современный социальный институт.
В ходе своего развития социальные институты
стали более специализированными по функциям,
а некоторые из них заняли господствующее
место в системе социальных институтов.
Так, например, в первобытном обществе
особую роль играла семья, в феодальном
обществе в качестве базовых выступали
религиозные институты, в России после
Октябрьской революции господствующее
место занимали политические институты,
в первую очередь Коммунистическая партия,
а в капиталистическом обществе особую
роль играют экономические институты.
2.Понятие и определение социального института
Само понятие институт (от лат. institutum
— установление, учреждение) употребляется
в трех смыслах:
1. Название научно-исследовательских
учреждений, а также многих специализированных
учебных заведений (средних, высших,
системы повышения квалификации
и т.п.).
2. В дореволюционной России —
название привилегированных женских
средних учебно-воспитательных заведений
закрытого типа для дочерей
дворян. Институты благородных девиц
начали открываться со второй
половины XVIII в. Из истории наиболее известен
Смольный институт благородных девиц
— первое в России подобное заведение
для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был
основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном
женском монастыре в Петербурге под названием
Воспитательное общество благородных
девиц, а после Октябрьской революции
сразу закрыт.
3. Определенная совокупность учреждений,
соответствующих социальной структуре
общества; совокупность социальных
норм и культурных образцов, определяющих
устойчивые формы социального
поведения в соответствии с
этими правилами, — это социальный
институт.
Таким образом, как видно из вышеприведенного,
понятия «институт» и «социальный институт»
не одно и то же, первое понятие шире второго.
Но в обыденном сознании у людей эти понятия
тождественны друг другу, например, чаще
всего на вопрос, что такое «социальный
институт», в первую очередь отвечают,
что это учебные заведения, в которых получают
высшее образование.
Социальные институты являются специфическими
образованиями, обеспечивающими относительную
устойчивость социальных связей и отношений
в обществе в целом. Они могут быть охарактеризованы
с точки зрения их внешней, формальной
(«материальной») структуры, а также их
внутренней, содержательной деятельности.
Социальный институт внешне выглядит
как совокупность лиц, учреждений, снабженных
определенными материальными средствами
и осуществляющих конкретную социальную
функцию. С содержательной стороны — это
установленный набор целесообразно ориентированных
стандартов поведения определенных лиц
в определенных ситуациях.
Существуют различные концепции социальных
институтов, совокупность всех имеющихся
трактовок понятия «социальный институт»
можно свести к следующим четырем основаниям:
1. Группа лиц, выполняющих определенные,
важные для всех социальные
функции.
2. Конкретные организованные формы
комплексов функций, которые выполняют
некоторые члены группы от
имени всей группы.
3. Система материальных учреждения
и формы действий, позволяющие
индивидам выполнять общественные
безличные функции, направленные
на удовлетворение потребностей
или регулирование поведения
членов общности (группы).
4. Социальные роли, особо важные
для группы или общности.
В большинстве западных социологических
теорий социальный институт рассматривается
как «устойчивый комплекс формальных
и неформальных правил, принципов, норм,
установок, регулирующих различные сферы
человеческой деятельности и организующих
их в систему ролей и статусов, образующих
социальную систему».
С.С.Фроловна основе анализа зарубежных материалов
предлагает следующее формальное определение
социального института: «Социальный институт
— это организованная система связей
и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества».
Под системой социальных
связей в данном определении понимается сплетение
ролей и статусов, посредством которых
осуществляется и удерживается в определенных
рамках поведение в групповых процессах,
под общественными ценностями — разделяемые
идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные
образцы поведения в групповых процессах.
М. Вебер называл социальные институты «фабриками
по производству социальных связей», которые
обеспечивают интеграцию общества, социальных
групп и индивидов. Отсюда можно определить
социальный институт как некую совокупность
индивидов, групп, материальных ресурсов,
организационных структур, которые формируют
социальные связи и отношения, обеспечивают
их устойчивость и способствуют стабильному
функционированию общества.
Я.Щепаньский, проанализировав в своей книге «Элементарные
понятия социологии» (Новосибирск, 1967)
сделанный А.Миллером (1914-1973) обзор различных
пониманий термина «институт», делает
вывод, что социальные институты «являются
системами учреждений, в которых определенные
люди, избранные членами групп, получают
полномочия выполнять определенные общественные
и безличные функции ради удовлетворения
существующих индивидуальных и групповых
потребностей индивидов и ради регулирования
поведения других членов групп. Во всех
группах, в которых появляются хотя бы
зачатки организации, создаются определенные
способы действия от имени группы как
целого; например, кто-то представляет
группу вовне, определяет надлежащий способ
поведения для членов группы, принимает
решение от имени целого и т.д. Эти способы
действия определены как безличные, т.е.
должны исполняться независимо от личных
черт и интересов человека, который их
выполняет всегда одним и тем же образом.
Индивид, выполняющий эти функции, располагает
поддержкой всей группы либо ее решающей
части. Способ выполнения этих функций
определен группой как целым, и индивиды
должны выполнять их согласно этому определению.
Это — существенный элемент каждого социального
института».
Советский ученый И.И.Лейман под
социальным институтом понимает «объединение
людей, выполняющих специфические функции
в рамках социальной целостности и связанных
общностью функций, а также традиций, норм,
ценностей; объединение, обладающее внутренней
структурой и иерархией и отличающееся
особым устойчивым характером связей
и отношений как внутренних, так и внешних».
Исходя из вышеизложенного, можно вывести
следующее более краткое определение: социальный институт - это система
учреждений, в которых определенные люди,
выбранные членами групп, получают возможность
выполнять определенные общественные
функции, направленные на удовлетворение
индивидуальных и групповых потребностей
индивидов и регулирование поведения
других членов групп.
3.Типология и характеристика социального
института
Все социальные институты функционируют
в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды
социальных институтов и их состав весьма
разнообразны. Типологизируют социальные
институты по разным принципам: сферам
жизни общества, функциональным качествам,
времени существования, условиям и др.
Р.Милс выделяет в обществе пять основных социальных
институтов:
1. экономические;
2. политические;
3. институт семьи;
4. военные;
5. религиозные.
Вместе с этими социальными институтами
можно выделить также коммуникационные
социальные институты, институты социального
контроля, образовательные социальные
институты и другие.
Социальные институты можно рассматривать
как со стороны внешней, формальной («материальной»)
структуры, так и внутренней, содержательной
деятельности. Внешне социальный институт
представляет собой «совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и осуществляющих
конкретную социальную функцию. С содержательной
стороны — это определенный набор целесообразно
ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в определенных ситуациях».
Данные стандарты поведения нормативно
урегулированы и закреплены нормами права
и другими социальными нормами.
Каждый социальный институт как организованная
социальная система характеризуется устойчивой
структурой и обладает набором определенных
составных элементов, более или менее
оформленных в зависимости от типа института.
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции,
права и обязанности участников
институализированного взаимодействия
для достижения поставленной
цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся,
традиционную для данного института
социальную роль, функцию в рамках
данного института, благодаря чему
все остальные имеют достаточно
надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает
определенными средствами и учреждениями
для достижения цели. Они могут
быть как материальными, так и
идеальными, символическими.
4. Институт располагает определенной
системой санкций, обеспечивающих поощрение
желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося
поведения. Таким образом, социальные
институты контролируют и упорядочивают
поведение индивидов, они поощряют действия
входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими
стандартами поведения, и подавляют поведение,
отклоняющееся от требований этих стандартов.
4.Функции социального института
Американский социолог Р.Мертон, много
сделавший для становления структурно-функционального
подхода, первым предлагает различать
"явные" и "скрытые (латентные)"
функции социальных институтов. Данное
различие функций было введено им для
объяснения определенных общественных
явлений, когда необходимо учитывать не
только ожидаемые и наблюдаемые следствия,
но неопределенные, побочные, вторичные.
Термины "явное" и "латентное"
он заимствовал у Фрейда, который использовал
их совсем в другом контексте. Р.Мертон
пишет: "В основе разграничения между
явными и латентными функциями лежит следующее:
первые относятся к тем объективным и
преднамеренным последствиям социального
действия, которые способствуют приспособлению
или адаптации некоторой определенной
социальной единицы (индивидуум, подгруппа,
социальная или культурная система); вторые
относятся к непреднамеренным и неосознанным
последствиям того же самого порядка".
В качестве примера Р.Мертон приводит
ритуальные танцы племени хопи по вызыванию
обильного дождя, имеющие латентную функцию
укрепления групповой солидарности, поддержания
устойчивости и непрерывности племени
вне зависимости от того, пойдет ли после
этого церемониала дождь или нет.
Явные функции социальных
институтов носят преднамеренный характер
и осознаются людьми. Обычно они формально
заявлены, записаны в уставах или декларированы,
закреплены в системе статусов и ролей
(например, принятие специальных законов
или сводов правил: об образовании, здравоохранении,
социальном обеспечении и т.д.), поэтому
более подконтрольны обществу.
Основной, общей функцией любого социального
института является удовлетворение социальных
потребностей, ради которых он был создан
и существует. Для осуществления этой
функции каждому институту приходится
выполнять ряд функций, обеспечивающих
совместную деятельность людей, стремящихся
к удовлетворению потребностей.
Это следующие функции:
- функция закрепления и воспроизводства
общественных отношений;
- регулятивная функция;
- интегративная функция;
- транслирующая функция;
- коммуникативная функция.
1. Функция закрепления и воспроизводства
общественных отношений - это система
правил и норм поведения, закрепляющих,
стандартизирующих поведение каждого
члена института и делающих
это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция - это выработанный
социальным институтом шаблон
поведения, норм и контроля, регулирующий
взаимоотношения между членами
общества (т.е. социальный институт
как элемент социального контроля).
3. Интегративная функция - это процессы
сплочения, взаимозависимости и
взаимоответственности членов социальных
групп, происходящие под воздействием
институционализированных норм, правил,
санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция - это передача
социального опыта приходящим
в социальный институт новым
людям как за счет расширения
социальных границ института, так
и смены поколений, для этого
в каждом институте предусмотрен
механизм, позволяющий индивидам
социализироваться к его ценностям,
нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция - это
распространение произведенной
в институте информации как
внутри института с целью управления
и контроля за соблюдением норм, так
и передача ее при взаимодействии с другими
институтами.
Если институт не может справиться с
выполнением своих явных функций, то его
непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции,
в отличие от явных, не запланированы заранее,
носят непреднамеренный характер и их
последствия осознаются не сразу и не
всегда (если даже осознаются и признаются,
то считаются побочным продуктом), а порой
и вовсе остаются неосознанными до конца.
Очень часто на практике некоторые институты
продолжают существовать, хотя они не
только не выполняют своих функций, но
и порой даже препятствуют им. Это является
доказательством того, что у данного института
существуют скрытые функции, которые удовлетворяют
потребности определенных социальных
групп. Чаще всего подобное явление можно
наблюдать среди политических институтов,
у которых латентные функции развиты в
очень большой степени.