МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и
науки
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
|
Санкт-Петербургский государственный
университет сервиса и экономики
|
Реферат
по дисциплине:
«Социология»
на тему: «Социальные институты общества»
Выполнила студент 2 курса
заочной формы обучения
Специальность 080200.62
Проверил(а):_________________
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение
Определение
Причины возникновения и основные этапы
развития
Типология социальных институтов
Основные социальные институты
- Экономика
как социальный институт
- Политика
как социальный институт
- Образование
как социальный институт
- Религия
как социальный институт
- Семья
как социальный институт
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная практика показывает, что
для человеческого общества жизненно
необходимо закрепить некоторые типы
социальных отношений, сделать их обязательными
для членов определенного общества или
определенной социальной группы. Это,
прежде всего, относится к тем социальным
отношениям, вступая в которые, члены социальной
группы обеспечивают удовлетворение наиболее
важных потребностей, необходимых для
успешного функционирования группы как
целостной социальной единицы. Так, потребность
в воспроизводстве материальных благ
заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность
социализировать подрастающее поколение
и воспитывать молодежь на образцах культуры
группы заставляет закреплять и поддерживать
семейные отношения, отношения обучения
молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных
на удовлетворение насущных потребностей,
заключается в создании жестко закрепленной
системы ролей и статусов, предписывающих
индивидам правила поведения в социальных
отношениях, а также в определении системы
санкций для того, чтобы добиться неукоснительного
выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются
в виде социальных институтов, которые
являются наиболее сложными и важными
для общества видами социальных связей.
Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность
в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных
в социологии, поэтому изучение институциональных
связей служит одной из основных научных
задач, стоящих перед социологами.
Определение
«Социальный институт»
Термин «социальный институт» употребляется
в самых разнообразных значениях.
Одним из первых развернутое
определение социального института дал
американский социолог и экономист Торстейн
Веблен. Он рассматривал эволюцию общества
как процесс естественного отбора социальных
институтов. По своей природе они представляют
привычные способы реагирования на стимулы,
которые создаются внешними изменениями.
Другой американский социолог,
Чарльз Миллс, под институтом понимал
форму некоторой совокупности социальных
ролей. Институты он классифицировал по
выполняемым задачам (религиозным, военным,
образовательным и т.д.), которые образуют
институциональный порядок.
Немецкий социолог Арнольд
Гелен трактует институт как регулирующее
учреждение, направляющее в определенное
русло действия людей подобно тому, как
институты руководят поведением животных.
По мнению Л.Бовье, социальный
институт – это система культурных элементов,
ориентированных на удовлетворение набора
конкретных социальных потребностей или
целей.
Дж.Бернард и Лесли Томпсон
трактуют институт как совокупность норм
и образцов поведения. Это сложная конфигурация
обычаев, традиций, верований, установок,
законов, которые имеют определенную цель
и выполняют определенные функции.
В социологической отечественной
литературе социальный институт определяется
как основной компонент социальной структуры
общества, интегрирующий и координирующий
множество индивидуальных действий людей,
упорядочивающий социальные отношения
в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно Сергею Станиславовичу
Фролову социальный институт – это организованная
система связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества.
По мнению М.С.Комарова, социальные
институты представляют собой ценностно
- нормативные комплексы, посредством
которых направляются и контролируются
действия людей в жизненно важных сферах
– экономике, политике, культуре, семье
и др.
Если суммировать все многообразие
изложенных выше подходов, то социальный
институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую
включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций
и правил поведения;
- формальную и неформальную
организацию;
- совокупность норм и
учреждений, регулирующих определенную
сферу
общественных отношений;
- обособленный комплекс
социальных действий.
Таким образом мы видим, что
термин «социальный институт» может иметь
разные определения:
Социальный институт – это
организованные объединение людей выполняющих
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполненного членами
своих социальных ролей, задаваемых социальными
ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты – учреждение,
призванные удовлетворять фундаментальные
потребности общества.
Социальный институт – совокупность
норм и учреждений, регулирующих определенную
сферу общественных отношений.
Социальный институт – это
организованная система связей и социальных
норм, которая объединяет значимые общественные
ценности и процедуры, удовлетворяющие
основным потребностям общества.
Причины
возникновения и основные этапы развития
Для того чтобы сложилась
система социальной регламентации той
или иной сферы общественной жизни, т.е.
тот или иной социальный институт, должны
существовать необходимые для этого условия.
Во-первых, в обществе должна существовать
и сознаваться большинством индивидов
социальная потребность в данном институте.
Во-вторых, общество должно обладать необходимыми
средствами удовлетворения этой потребности
– ресурсами (материальными, трудовыми,
организационными), системой функций,
действий, индивидуальных целеполаганий,
символами и нормами, образующими культурную
среду, на основе которой сформируется
новый институт.
Все социальные институты
возникли в глубокой древности. Производство
в человеческом сообществе насчитывает
2 млн лет, если за отправную точку брать
первые орудия труда, созданные человеком.
Возраст семьи, по мнению антропологов,
составляет 500 тыс. лет. Государству примерно
столько же лет, сколько и образованию,
а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных
формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.
Система социальных
институтов постоянно развивается. Эволюцию
претерпевают сфера производства, политические
институты, институты религии, образования.
Значительные изменения происходят в
институте семьи. Если сравнить с 19 в.,
то за последние полвека изменились средний
возраст вступления в брак, размер семьи,
время начала трудовой жизни, распределение
супружеских обязанностей, стиль лидерства
в семье, сексуальное поведение мужчин
и женщин.
Эволюция социальных
институтов приводит к тому, что современное
общество характеризуется разнообразием
и усложнением системы институтов. С одной
стороны, одна и та же базовая потребность
порождает к жизни появление и существование
нескольких специализированных институтов,
с другой стороны, каждый институциональный
феномен, скажем семья, государство, церковь
реализует целую серию фундаментальных
потребностей, в том числе в коммуникации,
в производстве услуг, и в распределении
благ, в обеспечении безопасности граждан,
в их индивидуальной и коллективной защите,
в поддержании порядка и контроля, в развитии
духовной сферы жизни общества.
Типология
социальных институтов
Социальный институт разделяют
на главные (основные, фундаментальные)
и неглавные (неосновные, частые). Вторые
скрываются внутри первых, являясь частью
их как более мелкие образования.
Помимо деления институтов
на главные и неглавные, их можно классифицировать
и по иным критериям. К примеру, институты
могут различаться по времени своего возникновения
и продолжительности существования (постоянно
действующие и кратковременные институты),
жесткости применяемых санкций за нарушения
правил, по условиям существования, наличию
или отсутствию бюрократической системы
управления, наличию или отсутствию формальных
правил и процедур.
Предназначение социальных
институтов состоит в том, чтобы удовлетворять
важнейшие жизненные потребности общества
как единого целого. Известно пять таких
основных потребностей, им соответствуют
пять основных социальных институтов:
- потребность в воспроизводстве
рода (институт семьи и брака).
- потребность в безопасности
и социальном порядке (институт
государства и др. политические
институты).
- потребность в добывании
и производстве средств существования
(экономические институты).
- потребность в передаче
знаний, социализации подрастающего
поколения, подготовке кадров (институт
образования).
- потребности в решении
духовных проблем, смысла жизни (институт
религии).
Неосновные институты называют
еще общественными практиками. У каждого
главного института есть свои системы
наработанных практик, методов, приемов,
процедур. Так, экономические институты
не могут обойтись без таких механизмов
и практик, как конвертация валюты, защита
частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка
и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Внутри института семьи и брака
находятся институты отцовства и материнства,
родовой мести, наследования социального
статуса родителей и т.д.
К неглавным политическим институтам
относятся , например, институты судебной
экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства,
адвокатуры, присяжных, судебного контроля
за арестами, судебной власти, президентства
и т.д.
Повседневные практики, помогающие
организовать согласованные действия
больших групп людей, вносят в социальную
реальность определенность и предсказуемость,
благодаря чему поддерживают существование
социальных институтов.
Основные
социальные институты
- Экономика
как социальный институт
Слово «экономика»
имеет древнегреческое происхождение.
Оно представляет соединение двух греческих
слов «хозяйство» и «закон», так что в
буквальном, «первородном» смысле экономику
следовало бы трактовать как хозяйство,
ведущееся в соответствии
с законами, правилами, нормами. При этом
следует иметь в виду, что хозяйство в
Древней Греции было в основном натуральным,
домашним, так что экономика того периода
подразумевалась не как народное хозяйство
страны, а, скорее, как домоводство.
Более чем за два тысячелетия смысл
понятия «экономика» значительно обогатился и изменился.
В это слово теперь вкладывается гораздо
больше, чем первоначально заложил греческий
философ – мыслитель Ксенофонт, которого
принято считать автором популярного
термина, вошедшего во все языки мира.
Ныне, применяя слово «экономика»,
следует иметь в виду, что оно употребляется
в двух, а то и в трех разных значениях.
Прежде всего экономика
– это само хозяйство в широком смысле
этого слова, т.е. совокупность всех
средств, предметов, вещей, субстанций
материального и духовного мира, используемых
людьми в целях обеспечения условий жизни,
удовлетворения потребностей.
Кроме того, экономика
означает науку, совокупность знаний о
хозяйстве и связанной с ним деятельности
людей, об использовании разнообразных
ресурсов в целях обеспечения жизненных
потребностей людей и общества, об отношениях,
возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Экономика как социальный
институт играет огромную роль в жизни
общества. Во–первых, она
обеспечивает людей материальными условиями
существования – продуктами питания,
одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Во – вторых, экономическая сфера жизни
общества является систематизирующим
компонентом социума, решающей сферой
его жизни, определяющей ход всех происходящих
в обществе процессов. Ее изучают многие
науки, среди которых важнейшими являются
экономическая теория и социальная философия.
Следует также отметить и такую сравнительно
новую науку, как эгрономика (она изучает
человека и его производственную деятельность,
имея своей целью оптимизацию орудий,
условий и процесса труда).
Экономика как социальный
институт выполняет основную функцию:
производство и распределение
товаров и услуг.
Под экономикой в широком
смысле обычно понимают систему общественного
производства, т.е. процесс создания материальных
благ, необходимых человеческому обществу для
его нормального существования и развития.
Экономика - это такая
сфера деятельности людей, в которой создается
богатство для удовлетворения
их разнообразных потребностей. Потребностью
называется объективная нужда
человека в чем – либо. Человеческие потребности
весьма многообразны. По субъектам (носителям
потребностям) различают потребности
индивидуальные, групповые, коллективные
и общественные. По объекту (предмету, на который они
направлены) – на материальные, духовные,
этические (относящиеся к нравственности)
и эстетические (касающиеся искусства).
По сферам деятельности
выделяют потребности труда, общения,
рекреации (отдыха, восстановления).
Организуя свою экономическую
деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные
с получением необходимых им благ и услуг.
Для достижения этих целей прежде всего
необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие
способностями и трудовыми
навыками. Эти люди в процессе своей трудовой
деятельности используют
средства производства.